Летательные аппараты > Воздушные шары > Дирижабли
Дирижабли |
Конструктивно различают мягкие, полужесткие и жесткие дирижабли. У мягких дирижаблей кабина и двигатель крепятся на стропах к оболочке из газонепроницаемой ткани. У полужестких — оболочка из ткани, а гондола и моторы закреплены на килевой металлической ферме. Жесткие дирижабл имеют, каркас из шпангоутов и стрингеров, обтянутых легко и прочной тканью. Силовая установка жесткого дирижабля включает четыре-пять двигателей.
Как и самолет, дирижабль имеет оперение с рулями высоты и направления, но по сравнению с самолетом это более ранний вид воздушного транспорта. Первый дирижабль в России был построен группой офицеров в 1908 году и назывался «Учебный». Всего в нашей стране изготовлено 16 дирижаблей. В начале нашего столетия в Германии строили большие жесткие дирижабли типа «Цеппелин» грузоподъемностью 60 т. В 1926 году на дирижабле «Норвегия» известный полярный исследователь Р. Амундсен достиг Аляски. В 1928 году на полужестком дирижабле «Италия» собственной конструкции У. Нобиле достиг Северного полюса. Из отечественных дирижаблей наиболее известны «Московский химик-резинщик», совершивший много больших перелетов, и самый крупный «Осо-авиахим СССР В-б» (рис. 12). Его длина достигала 104,3 м, объем — 19 000 м3. В октябре 1937 года этот дирижабль с экипажем из 16 человек пробыл в воздухе без посадки более 130 ч, пролетев расстояние свыше 4800 км. Рис. 12. Советский дирижабль «СССР-В6»
Применялись дирижабли и в годы войны. Дальнейшего развития дирижабли не получили — слишком дорогой оказалась их постройка и эксплуатация. С применением легковоспламеняющегося водорода для наполнения оболочки возросла их по-жароопасность. Было отмечено большое количество взрывов и катастроф, вследствие чего долгое время дирижабли не строили. В СССР последний дирижабль (мягкий), получивший название «Патриот», был построен в 1946 году. В настоящее время интерес к аэростатам и дирижаблям вновь возрос. Современные материалы и передовая технология позволяют делать их прочными и надежными. А большая грузоподъемность и высокая экономичность предполагают хорошие перспективы применения дирижаблей в интересах народного хозяйства. Активная работа по воздухоплавательным летательным аппаратам проводится в Московском авиационном институте имени С. Орджоникидзе. Здесь создан проект дирижабля-термоплана, подъемная сила которого будет создаваться гелием и воздухом, нагреваемым выхлопными газами двигателей. Планируемая грузоподъемность — несколько сот тонн. Успешно участвуют в разработке и постройке дирижаблей общественные конструкторские бюро в Ленинграде, Киеве, Новосибирске. Несколько типов вертостатов-дирижаблей с вертолетными двигателями разработано в ЦАГИ. В 1987 году одна из американских фирм («Вестингауз-эйршип индастриз») приступила к постройке дирижабля «Сентинел-5000» с заполненной гелием оболочкой длиной 129 м, в которой будет размещаться антенна радиолокатора диаметром 11 м. Силовая установка — два дизельных двигателя мощностью 3000 л. с. (2200 кВт) с воздушными винтами, вращающимися в кольцевых обтекателях, обеспечат скорость полета до 180 км/ч. Для увеличения скорости в кормовой части гондолы предусмотрен турбовинтовой двигатель. Оболочка «Сентинела»— из легкой и износостойкой ткани, представляющей собой слоистый материал из дакрона, тед-лора и майлора. Большую грузоподъемность дирижаблю обеспечивает высокое отношение мощности двигателей, составляющей 5800 л. с. (4300 кВт), к массе аппарата. |