» Радионавигационные элементы - Общая характеристика и виды радиотехнических систем Радиотехнические средства среди других средств самолетовождения занимают одно из важнейших мест и находят самое широкое применение. В комплексе с другими средствами они при умелом использовании обеспечивают надежное и точное самолетовождение. Радиотехнические средства самолетовождения по месту расположения делятся на наземные и самолетные. К наземным радиотехническим средствам относятся: прив ...
» Ромбический коробчатый змей Ромбический коробчатый змей (рис. 6) выполнен по схеме Потера. От предыдущего он отличается большими размерами (длина 1,6 м, ширина 2 м) и более сложной конструкцией, Для увеличения подъемной силы змей-великан (назовем его так) снабжен открылками, что придает сходство с первыми самолетами. Каркас змея делают из сосновых реек сечением 15Х 15 мм. Подойдут также бамбуковые палки, дюралюминиевые т ...
» Управляемость автожира и ротор Рассмотрим, каким образом воздействия руля глубины и элеронов передаются на ротор и переводят его плоскость вращения в нужный режим или, вернее, как при подвесных лопастях (шарнирное крепление) плоскость вращения ротора следует за фюзеляжем при наклонах последнего. Возьмем для рассмотрения 4-лопастный ротор. Предположим, что автожир нужно перевести с угла i на больший угол атаки i', для чего руле ...
» Особенности использования самолетной радиолокационной станции РПСН-3 Радиолокационная станция РПСН-3 выпускается в нескольких вариантах. Комплектность станции зависит от типа самолета. На самолете Ан-24 для работы с РПСН-3 установлены: пульт управления, пульт контроля и один индикатор. Станция имеет семь режимов работы: «Снос», «Обзор», «Дальний обзор», «Горы — Грозы», «Изо—Эхо», «Самолеты» и «Маяк». Режим «Маяк» на всех вариантах станции не использует ...
» Назначение штурманского бортового журнала и его заполнение в период подготовки к полету Штурманский бортовой журнал (навигационный расчет полета) предназначен для записи расчетных данных полета на земле и фактических данных полета в воздухе. Он является полетным документом, в котором отражаются применяемые способы самолетовождения, и официальным отчетным документом о выполненном полете. Ведение его обязательно при всех трассовых и внетрассовых полетах. Штурманский бортовой журнал в ...
» Определение момента пролета радиостанции или ее траверза Полет на радиостанцию заканчивается определением момента ее пролета. Как правило, этот момент необходимо ожидать. О приближении самолета к радиостанции можно судить по следующим признакам: а) истекает расчетное время прибытия на РНТ; б) увеличивается чувствительность радиокомпаса, что сопровождается отклонением стрелки индикатора настройки вправо.
» Вертолет (геликоптер) Вертолет (геликоптер) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и тяга создаются несущим винтом (ротором). Во вращение ротор приводится силовой установкой. Вертолет способен подниматься без разбега, зависать в воздухе, лететь в любом направлении и , производить посадку на любую площадку. Известны интереснейшие работы М. В. Ломоносова по созданию летательных аппарат ...
» Построение кривой потребных тяг (кривая Пено) для горизонтального полета автожира Имея поляру автожира, мы можем приступить к вычислению и построению кривой потребных тяг для горизонтального полета у земли. Ввиду того, что автожир может совершать горизонтальный полет при больших углах атаки (благодаря тому, что у него нет срыва струй, как у самолета), тяга его винта будет давать вертикальную слагающую и уравнения установившегося равномерного горизонтального полета для автожира ...
» Навигационные элементы ортодромической линии пути
Полет по ортодромической линии пути можно выполнить при наличии на самолете специального навигационного оборудования, измеряющего ортодромический курс, отсчет которого ведется относительно условного направления или опорного меридиана. В зависимости от навигационно-пилотажного комплекса самолета применяются различные способы отсчета ортодромических путевых углов и курсов самолета, выбор которы ...
» Учебная пилотажная модель «Тренер» Учебная пилотажная модель «Тренер» (рис. 34) поможет освоить фигуры пилотажного комплекса — прямые и обратные петли, поворот на горке и перевернутый полет (полет «на спине»). Конструктор данной модели В. Кибец при ее конструировании заложил такие основные требования — наименьшая возможная масса, относительная простота изготовления и хорошая технологичность. Изготовление модели н ...
» Ориентирование карты по странам света Ориентировать карту по странам света — это значит расположить ее так, чтобы северные направления истинных меридианов карты были направлены на север. В практике самолетовождения ориентирование карты по странам света осуществляют по компасу или земным ориентирам.
» Курсы самолета девиация магнитных компасов Для определения и выдерживания курса самолета наиболее широкое применение находят магнитные компасы, принцип действия которых основан на использовании магнитного поля Земли.Земля представляет собой большой естественный магнит, вокруг которого существует магнитное поле. Магнитные полюсы Земли не совпадают с географическими и располагаются не на поверхности Земли, а на некоторой глубине. Условно пр ...
» Кордовая модель самолета «Юниор» Кордовая модель самолета «Юниор» (рис. 32) разработана для первоначального обучения пилотированию моделей данной категории. Прежде чем приступить к изготовлению любой модели самолета, и к этой конкретно, надо вычертить ее рабочий чертеж. Работу над моделью можно начать с изготовления крыла — наиболее сложной детали данного летательного аппарата. Крыло модели «Юниор» состоит из 10 нер ...
» Основные сведения о РСБН-2 Радиотехническая система РСБН-2 является неавтономной системой самолетовождения. Она состоит из наземного и самолетного оборудования. Система работает на ультракоротких волнах, поэтому обмен сигналами между самолетом и наземным маяком возможен лишь на дальностях прямой видимости, которая в основном зависит от высоты полета (табл. 18.1) и может быть определена по формуле: Д км=3,57 √Нм.
» Дирижабли Конструктивно различают мягкие, полужесткие и жесткие дирижабли. У мягких дирижаблей кабина и двигатель крепятся на стропах к оболочке из газонепроницаемой ткани. У полужестких — оболочка из ткани, а гондола и моторы закреплены на килевой металлической ферме. Жесткие дирижабл имеют, каркас из шпангоутов и стрингеров, обтянутых легко и прочной тканью. Силовая установка жесткого ...
» Схематическая модель планера разработана алма-атинскими авиамоделистами Схематическая модель планера (рис. 23) разработана алма-атинскими авиамоделистами. Хорошие летные качества этой «схематички» заставили конструкторов малой авиации оборудовать миниатюрный паритель фитильным приспособлением для принудительной посадки. Постройку такой «схематички» начинают с крыла. Прежде всего заготовки кромок изготавливают с помощью специально изготовленного приспособлени ...
» Контроль пути по направлению и дальности Контроль пути по направлению и дальности может осуществляться с помощью боковых радиолокаторов путем нанесения на карту места самолета по переданным на борт самолета азимуту и дальности. Такой контроль можно осуществить и без прокладки А и Д на карте, что сокращает время на получение необходимых данных контроля пути.
» Резиномоторная модель самолета «Малютка» Резиномоторная модель самолета «Малютка» (рис. 27). Эту схематическую модель самолета сконструировал М. С. Степаненко, один из ветеранов советского авиамоделизма. Главное ее достоинство — простота изготовления. Необходимый для постройки материал: сосновые рейки, немного стальной проволоки диаметром 0,6 мм, папиросная и чертежная бумага, резиновая нить сечением 1X 1 мм длиной около ...
» Прямоугольный коробчатый змей Л. Харграва Прямоугольный коробчатый змей Л. Харграва (рис. 5). В конце XIX века австралийский ученый Лоуренс Харграв впервые предложил конструкцию змея-биплана, обладающего значительной грузоподъемностью. Обтяжку змея делают из двух полос лавсановой пленки или кальки, приклеенных по краям к рейкам каркаса. Подойдет для обтяжки и полиэтиленовая пленка. Всего потребуется два чиста длиной 1300 мм и шири-ной ...
» Особенности самолетовождения над безориентирной местностью Условия самолетовождения над безориентирной местностью. Безориентирной называется местность с однообразным фоном. Это — тайга, степь, пустыня, тундра, большие лесные массивы, а также малообследованные районы, для которых нет точных карт. Самолетовождение над безориентирной местностью характеризуется следующими условиями:
» Расчет истинной воздушной скорости по показанию однострелочного указателя скорости Истинная воздушная скорость по показанию однострёлочного указателя скорости рассчитывается по формуле Vи= Vпр+(±ΔV) + (±ΔVм), где Vпр — приборная воздушная скорость; ΔV — инструментальная поправка указателя воздушной скорости; ΔVМ — методическая поправка указателя воздушной скорости на изменение плотности воздуха.
» Состав оборудования системы «Трасса» и принцип работы навигационного вычислителя В состав оборудования системы «Трасса» входят следующие основные устройства и приборы (рис. 20.1): 1. Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса (ДИСС). 2. Автоматическое навигационное устройство (АНУ); его называют также навигационным вычислителем. 3. Датчик курса. 4. Датчик воздушной скорости. 5. Задатчик угла карты. 6. Указатель угла сноса и путевой скорости. 7. ...
» Основные радионавигационные элементы Основными радионавигационными элементами при использовании радиокомпаса являются: курсовой угол радиостанции (КУР); отсчет радиокомпаса (ОРК); радиодевиация (Δр); пеленг радиостанции (ПР); пеленг самолета (ПС).
» Классификация высот полета от уровня измерения Высотой полета Н называется расстояние по вертикали от самолета до уровня, принятого за начало отсчета. Высота измеряется в метрах. Знание высоты полета необходимо экипажу для выдерживания заданного профиля полета и предотвращения столкновения самолета с земной поверхностью и искусственными препятствиями, а также для решения некоторых навигационных задач. В самолетовождении в зависимости от уровн ...
» Игры и соревнования Одно из доступных и простых — соревнование иа время полета моделей с парашютом. Если позволяют условия, можно проводить несколько запусков-туров, если нет — ограничиться одним. Продолжительность фиксируемого полета — время с момента взлета модели до момента посадки или до того момента, когда она скроется из поля зрения. Участник, модель которого покажет нан-большее время пол ...
» Использование курсовых приборов самолета Ан-24 Самолет Ан-24 оборудован гироскопическим индукционным компасом ГИК-1 и гирополукомпасом ГПК-52, которые позволяют выполнять полет по заданному маршруту как по локсодромии, так и по ортодромии. При подготовке к полету штурман обязан решить, какой вид полета будет применяться, и в зависимости от этого подготовить и нанести на карту необходимые данные. Полеты по локсодромии рекомендуется осуществл ...
» Защита для жиклера Устанавливая микродвигатели с передним распределением на модели воздушного боя или учебные, всегда идут на определенный риск. Дело в том, что при неудачных посадках у моторов, как правило, ломается игла жиклера или, что еще хуже, повреждается сам жиклер. Выход из этого положения весьма прост: достаточно выпилить из дюралюминиевого профиля уголок размером 25Х25 мм — элементарный предох ...
» Определение значений тригонометрических функций углов Значения синуса и косинуса данного угла α на НЛ-10М определяются по шкалам 3 и 5, значения тангенса и котангенса — по шкалам 4 и 5. Чтобы определить синус и косинус данного угла, необходимо 90° шкалы 3 или треугольный индекс шкалы 4 установить на деление 100 шкалы 5 и с помощью риски визирки отсчитать против значения данного угла α шкалы 3 по шкале 5 искомое значение синуса (в ...
» Способы определения путевой скорости в полете Путевая скорость в полете может быть определена одним из следующих способов:1) по известному ветру (на НЛ-10М, расчетчике, ветрочете и в уме);2) по времени пролета известного расстояния (по отметкам места самолета);3) по времени пролета расстояния, определяемого с помощью самолетного радиолокатора или радиотехнических систем;4) по высоте полета и времени пробега визирной точкой и ...
» Выход на радиостанцию с нового заданного направления Выход на радиостанцию аэродрома с нового заданного направления осуществляется только по указанию диспетчера в целях обеспечения безопасности полета. Выходить на новую ЛЗП приходится при заходе на посадку по кратчайшему расстоянию, на, маршруте и в учебных полетах. Применяются следующие способы выхода на новую ЛЗП: а) с постоянным МК выхода; б) с постоянным КУР выхода.
Модель планера — модель летательного аппарата, не обеспеченная собственной силой тяги, у которой подъемная сила образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Запускают при помощи леера не длиннее 50 м. Технические требования: площадь несущей поверхности — 32—34 дм2, минимальная масса — 410 г, максимальная удельная грузоподъемность — 50 г/дм2. Резиномоторная модель — модель летательного аппарата, снабженная эластичным двигателем, у которого подъемная сила образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Технические требования: площадь несущей поверхности— 17—19 дм2, минимальная масса без двигателя — 190 г, максимальная удельная грузоподъемность — 50 г/дм2, максимальная масса двигателя — 40 г. Таймерная модель — модель летательного аппарата, у которой энергия, необходимая для полета, обеспечивается поршневым двигателем, а подъемная сила образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Технические требования: максимальный рабочий объем двигателя — 2,5 см3, минимальная полетная масса (в граммах) численно равна 300 — кратному рабочему объему цилиндра двигателя (в см ), удельная грузоподъемность — 20—50 г/дм2, время работы двигателя — не более 7 с. Применение настроенного выпуска двигателя запрещено. Комнатная модель — модель летательного аппарата, снабженная резиновым двигателем, способная летать только в закрытом помещении; подъемная сила ее образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Запускают модель с рук. Технические требования: максимальный размах крыла — 650 мм, минимальная масса модели без резинового двигателя — 1 г. Кордовая модель — это модель летательного аппарата, сила тяги которого обеспечивается поршневым двигателем, а подъемная сила — действием аэродинамических сил на неподвижно закрепленные поверхности. Полетом кордовой модели называется полет, во время которого авиамоделист, находящийся на земле, управляет моделью одной (или более) нерастягиваемой нитью (или тросом). Допускается применение реактивного двигателя (кроме РДТТ) массой не более 0,5 кг. Радиоуправляемая модель — это модель летательного аппарата, подъемная сила которого возникает от действия аэродинамических сил на неподвижно закрепленные поверхности, а выполнение фигур обеспечивается радиокомандами. Различают следующие классы радиомоделей: пилотажные, копии самолетов, копии планеров. Модель «летающее крыло» — модель летательного аппарата, подъемная сила которого образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленную поверхность — крыло; при этом не допускается наличия у модели горизонтальной поверхности дополнительно к крылу, а само крыло должно представлять одно целое с органами продольной балансировки — закрылками. Технические требования к моделям «летающее крыло» по массе и площади такие же, как и к моделям классов F1A, FIB, F1C (обычной схемы); кроме того, не допускается щель между крылом и закрылками более 5 мм. Модель-полукопия вертолета — модель летательного аппарата с мотором поршневого типа, подъемная сила которого образуется аэродинамическими силами, возникающими в процессе вращения ротора. Модель-полукопия — есть воспроизведение с некоторыми отступлениями в масштабе летательного аппарата (прототипа). В модели-полукопии должны быть сохранены масштабные размеры так же, как и в моделях-копиях за исключением толщины фюзеляжа, киля, мотогондол, колес и других надстроек. Кабина и другие застекленные части прототипа должны быть прозрачными. Шасси могут быть упрощенными, в виде стоек из проволоки, но по схеме должны напоминать стойки прототипа. В последние годы все большее развитие получают модели электролетов (как кордовые, так и свободнолетающие). Пока нет стабильных правил проведения соревнований по этим моделям, их запуски скорее всего носят развлекательный характер. Особенно эффектен полет кордовых копий-электролетов.