Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_286.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337
Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338
Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Ракетомодельный спорт » Летательные аппараты - Авиационный моделизм и самолетовождение
» Способы измерения высоты полета Основными способами измерения высоты полета являются барометрический и радиотехнический. Барометрический способ измерения высоты основан на принципе измерения атмосферного давления, закономерно изменяющегося с высотой. Барометрический высотомер представляет собой обыкновенный барометр, у которого вместо шкалы давлений поставлена шкала высот. Такой высотомер определяет высоту полета самолета к ...
» Сборные таблицы, подбор и склеивание необходимых листов карт Сборные таблицы предназначены для подбора нужных листов карт и быстрого определения их номенклатуры. Они представляют собой схематическую карту мелкого масштаба с обозначенной на ней разграфкой и номенклатурой листов карт одного, а иногда двух-трех масштабов. Для облегчения выбора нужных листов карт на сборных таблицах указаны названия крупных городов. Сборные таблицы издаются на отдельных листах. ...
» Видоизмененная поликоническая (международная) проекция Видоизмененная поликоническая проекция была принята на международной геофизической конференции в Лондоне в 1909 г. и получила название международной. В этой проекции издается международная карта масштаба 1 : 1 000 000. Строится она по особому закону, принятому международным соглашением.
» Воздушный шар (аэростат) Воздушный шар (аэростат) — летательный аппарат легче воздуха, полет которого объясняется законом Архимеда: сила, выталкивающая погруженное в жидкость (или газ) тело, равна весу жидкости (или газа) в объеме этого тела. Данная сила направлена вертикально вверх и приложена к центру объема погруженной части тела. Иными словами, аэростат поднимается вверх (всплывает) благодаря подъемной си ...
» Подготовка к выполнению и выполнение девиационных работ При подготовке к выполнению девиационных работ необходимо: 1) проверить состояние девиационного пеленгатора и исправность его магнитной системы; 2) выбрать площадку для девиационных работ, удаленную не менее чем на 150—200 м от стоянок самолетов, строений и линий высоковольтных передач; площадка должна быть ровной и иметь хороший обзор; 3) измерить из центра площадки при помощи деви ...
» Курсовая система КС-6, ее назначение и комплект Курсовая система КС-6 представляет собой централизованное устройство, объединяющее магнитные, гироскопические и астрономические средства измерения курса, предназначенное для определения и выдерживания магнитного, истинного и ортодромического курсов самолета, углов разворота, а также для выдачи сигналов курса в автопилот, навигационный индикатор НИ-50БМ и другие потребители. Совместно с курсовой ...
» Выход на исходный пункт маршрута В гражданской авиации при полетах по трассам в качестве ИПМ берется аэродром вылета. В отдельных случаях при внетрассовых полетах ИПМ может быть ориентир, расположенный на некотором расстоянии от аэродрома вылета. Полет по заданному маршруту начинается от ИПМ. Поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить точный выход на него. Маневр выхода на ИПМ намечается с таким расчетом, чтобы самолет прошел ...
» Классификация высот полета от уровня измерения Высотой полета Н называется расстояние по вертикали от самолета до уровня, принятого за начало отсчета. Высота измеряется в метрах. Знание высоты полета необходимо экипажу для выдерживания заданного профиля полета и предотвращения столкновения самолета с земной поверхностью и искусственными препятствиями, а также для решения некоторых навигационных задач. В самолетовождении в зависимости от уровн ...
» Определение места самолета Место самолета определяется с целью полного контроля пути, определения навигационных элементов полета и восстановления потерянной ориентировки. В зависимости от условий полета и навигационной обстановки МС может быть определено: по одному радиопеленгатору; по двум радиопеленгаторам; по радиопеленгатору и радиостанции.
» Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора применяется в следующих случаях: 1) при потере ориентировки экипажем самолета; 2) при отказе радиокомпаса и невозможности использовать другие средства самолетовождения; 3) при полете в пункт, в котором не имеется радионавигационной точки.
» Метательные модели планеров За последние несколько лет во многих странах (особенно в ЧССР) широкое распространение получили метательные модели. Небольшие, размахом около полуметра и массой 25 — 30 г, они производят впечатление игрушек. Но их летные качества лучше, чем у бумажных предшественников. Запускаемые вверх резким броском руки, они способны на стремительный старт. Для них не предел 10 — 15.м высоты, наб ...
» Навигационные элементы ортодромической линии пути
Полет по ортодромической линии пути можно выполнить при наличии на самолете специального навигационного оборудования, измеряющего ортодромический курс, отсчет которого ведется относительно условного направления или опорного меридиана. В зависимости от навигационно-пилотажного комплекса самолета применяются различные способы отсчета ортодромических путевых углов и курсов самолета, выбор которы ...
» Тепловой воздушный шар Так уж распорядилась история, что летательным аппаратом, на котором был осуществлен первый полет человека, явился тепловой воздушный шар. Давно замечено, что вверх поднимается и дым и нагретый воздух. Первые попытки постройки и полеты на тепловом шаре относятся к середине XVIII века. Но достоверность этих фактов пока не подтверждена документально. Одними из первых, кто хотел использовать те ...
» Вертолет (геликоптер) Вертолет (геликоптер) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и тяга создаются несущим винтом (ротором). Во вращение ротор приводится силовой установкой. Вертолет способен подниматься без разбега, зависать в воздухе, лететь в любом направлении и , производить посадку на любую площадку. Известны интереснейшие работы М. В. Ломоносова по созданию летательных аппарат ...
» Расчет времени начала снижения при заходе на посадку с прямой для самолета Ан-24 При заходе на посадку с прямой штурман обязан рассчитать момент начала снижения и удаление ТНС от аэродрома посадки. Снижение с высоты эшелона до высоты горизонтального полета при достаточном запасе топлива и большом расстоянии до аэродрома рекомендуется выполнять на режиме скоростного снижения на наибольшей допустимой скорости 460 км/ч по прибору и вертикальной скорости 5 м/сек. По достижении в ...
» Определение путевой скорости самолета При полете самолета от радиолокатора и на радиолокатор путевая скорость определяется в следующем порядке: 1. Запросить у диспетчера место самолета и заметить время. 2. Через 7—10 мин полета снова запросить место самолета и заметить время. 3. Определить пройденный самолетом путь как разность между полученными дальностями: Sпр =Д2—Д1 или Sпр=Д1—Д2 4. По пройденному расстояни ...
» Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме Путевая скорость может быть определена подсчетом в уме следующими способами: 1. Путем определения расстояния, проходимого самолетом за одну минуту, с последующим расчетом путевой скорости. Пример. S=88 км; t=11 мин. Определить путевую скорость. Решение. 1. Находим путь самолета, проходимый за одну минуту: S=88:11=6 км. 2. Определяем путевую скорость самолета: W==8—60=480 км/ ...
» Умножение и деление чисел при помощи НЛ-10М Умножение и деление чисел на НЛ-10М выполняется по шкалам 1 и 2 или 14 и 15. При пользовании этими шкалами значения чисел, нанесенных на них, можно увеличивать или уменьшать в любое число раз, кратное десяти. Для умножения чисел по шкалам 1 и 2 необходимо прямоугольный индекс с цифрой.10 или 100 шкалы 2 установить на множимое, а пробив множителя отсчитать по шкале 1 искомое произведение.
» Выход на конечный пункт маршрута Выход на КПМ должен быть выполнен точно по месту и времени. Это исключает необходимость выполнения маневра для поиска аэродрома посадки и обеспечивает безопасность самолетовождения. Выход на КПМ осуществляется: 1) визуально или по бортовому радиолокатору; 2) по компасу и расчетному времени; 3) при помощи радионавигационных, радиолокационных и светотехнических средств, расположенных в пункте н ...
» Работа с картой Определение координат пункта по карте. В практике самолетовождения приходится производить некоторые расчеты по географическим координатам пунктов или устанавливать эти координаты на различных навигационных приборах. Для определения координат пункта по карте необходимо: 1) провести через заданный пункт отрезки прямых, параллельных ближайшей параллели и ближайшему меридиану; 2) в точках пересеч ...
» Выход на радиостанцию с нового заданного направления Выход на радиостанцию аэродрома с нового заданного направления осуществляется только по указанию диспетчера в целях обеспечения безопасности полета. Выходить на новую ЛЗП приходится при заходе на посадку по кратчайшему расстоянию, на, маршруте и в учебных полетах. Применяются следующие способы выхода на новую ЛЗП: а) с постоянным МК выхода; б) с постоянным КУР выхода.
» Режимы работы, органы управления, указатели КС-6 и их назначение В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать: 1) в режиме гирополукомпаса «ГПК»; 2) в режиме магнитной коррекции «МК»; 3) в режиме астрономической коррекции «АК».
» Заход на посадку по кратчайшему пути Заход на посадку по кратчайшему пути предусматривает подход к заданным точкам прямоугольного маршрута. В основу построения такого захода принят прямоугольный маршрут. Однако выполняется он не полностью, а от траверза ДПРМ или от одного из разворотов. Снижение с маршрута и заход на посадку выполняются при тех же условиях и с теми же ограничениями, что и заход с прямой.
» Двухмоторный электролет Двухмоторный электролет был создан в результате дальнейшего развития моделей с электродвигателем. Демонстрационные полеты такого аппарата вызывают большой интерес в любой аудитории, будь то школа или пионерский лагерь; они хорошо смотрятся на слетах, фестивалях и праздниках. Двухмоторная схема модели позволяет повысить ее энерговооруженность, добиться надежности полета на открытом воздухе.
» Особенности самолетовождения в условиях грозовой деятельности Условия самолетовождения в зоне грозовой деятельности. Грозы являются опасными явлениями погоды для авиации. Опасность полетов в условиях грозовой деятельности связана с сильной турбулентностью воздуха и возможностью попадания молнии в самолет, что может вызвать его повреждение, поражение экипажа и вывод из строя оборудования. Наиболее опасными являются фронтальные грозы, которые ох ...
» Проверка работоспособности самолетного оборудования РСБН-2 и калибровка шкал ППДА Проверка работоспособности самолетного оборудования РСБН-2 выполняется в таком порядке: 1. Произвести внешний осмотр щитков управления и приборов системы, установленных на самолете. 2. Убедиться, что горизонтальная и вертикальная стрелки КППМ находятся в нулевом положении. Если они отклонены от нулевого положения, техник по РЭСОС с помощью винтов с надписью «К» и «Г» на КППМ д ...
» Сущность кодовых выражений ЩГЕ и ЩТФ Кодовые выражения ЩГЕ и ЩТФ используются при запросе места самолета у радиопеленгаторного узла или радиопеленгатора, работающего совместно с наземным радиолокатором. ЩГЕ (в телеграфном режиме) .означает: «Сообщите истинный пеленг самолета (ИПС) и расстояние (S) от радиопеленгатора до самолета». Для получения МС штурман прокладывает на бортовой карте от радиопеленгатора ИПС, а на линии пеленга &md ...
» Кордовая модель самолета «Универсал» Универсальную кордовую модель самолета (рис. 42) разработали юные техники Тимирязевского района Москвы. Их модель воздушного боя после небольших дополнений становится пилотажной. В ней удачно сочетаются и маневренность и устойчивость, что позволяет вести воздушный бой и выполнять фигуры пилотажного комплекса. В то же время эту модель не отнесешь к категории сложных, она вполне доступна для изго ...
» Основные точки, линии и круги на земном шаре Земля непрерывно вращается с запада на восток. Диаметр, вокруг которого происходит это вращение, называется осью вращения Земли (рис. 1.2). Эта ось пересекается с поверхностью Земли в двух точках, которые называются географическими полюсами: один Северным (С), а другой Южным» (Ю). Северным называется тот полюс, в котором, если смотреть на него сверху, вращение Земли направлено против хода ча ...
» Скорость полета - Воздушная и путевая скорости Знание скорости полета необходимо как для пилотирования самолета, так и для целей самолетовождения. Полет самолета на скорости ниже минимальной приводит к потере устойчивости и управляемости. Увеличение скорости сверх допустимой связано с опасностью разрушения самолета. Для целей самолетовождения знание скорости полета необходимо для выполнения различных навигационных расчетов.
В ракетомодельном спорте, также как и в авиамодельном, правила соревнований вырабатывает соответствующая международная федерация. Национальные федерации, принимая свой спортивный кодекс, стараются дублировать международные правила — раздел «Космические модели» кодекса ФАИ. Но каждая страна вправе внести какие-либо нововведения, уточнения, не изменяя при этом основополагающие требования, служащие безопасным запуском моделей. Общие требования к моделям ракет таковы: число работающих ступеней — не более трех, максимальный суммарный импульс двигателей — 80 Н- с, стартовая масса — не более 500 г, для моделей-копий категории S7 — не более 750 г, максимальная масса топлива в двигателях — 125 г. С 1989 года в нашем спортивном кодексе значится десять категорий ракетных моделей: S1 — модели ракет на высоту полета (высотные); S2 — модели ракет на высоту полета со стандартным грузом ФАИ (грузовые); S3 — модели ракет на продолжительность полета с парашютом; S4 — модели планеров с ускорителями на продолжительность полета; S5 — модели-копии на высоту полета; S6 — модели ракет на продолжительность полета с лентой; S7 — модели-копии на реализм полета; S8 — модели ракетопланов (ракетных планеров) на продолжительность полета; S9 — модели ракет с авторотирующим спуском; S10 — модели ракет на продолжительность полета с «мягким крылом» («Рогалло»). Нетрудно заметить, что три категории (S4, S8 и S10) включают модели ракетопланов. На технических требованиях к ракетопланам каждой категории и их различиях остановимся немного позже. Выше было сказано, что число работающих ступеней не должно превышать трех. За ступень принимается часть конструкции модели ракеты, содержащая один или более двигателей, которая отделяется от нее в полете. Ступенчатость определяется на момент движения на пусковом устройстве Модели ракет должны выполняться из дерева, бумаги, разрушаемого пластика и других материалов, без существенных металлических частей. Модели ракет категорий S1 S2, S3, S5, S6, S9 и S10 должны иметь минимальный диаметр корпуса 30 мм (с допуском — 0,1 мм) на длине не менее 50 % длины корпуса. А минимальная длина корпуса (а не всей модели) миниатюрных ракет перечисленных категорий — 350 мм. Для моделей категории S5 минимальная длина корпуса — 500 мм, минимальный диаметр — 40 мм на длине более 32 % длины корпуса. Все модели ракет, представляемые в соревнованиях или для рекордных попыток, должны иметь опознавательные знаки, состоящие из обозначения класса, минимум двух букв (первые буквы фамилии и имени участника) и двух цифр (на усмотрение конструктора). Высота букв — не менее 10 мм. Например: «S3A» и «ВК-08». К тому же на наружной поверхности моделей должна быть зона светлого цвета размером 10X30 мм для отметки судейской коллегии. Для тех, кто собирается уча- ствовать в официальных соревнованиях по ракетомодельному спорту, хочется акцентировать внимание на одном из пунктов Правил, регламентирующих порядок работы на старте. Ограничение времени нахождения в стартовой зоне (рабочего времени) пятью минутами снижало возможности выбора пуска моделей. Но это оправдывалось вопросами техники безопасности, исключало бесконтрольные запуски ракет. С 1989 года изменился порядок выхода участников в стартовую зону для совершения полетов и выглядит так: перед началом тура все участники сдают блокировочные ключи пультов управления судьям стартовой зоны; участник, решивший совершить запуск, сдает полетную книжку судьям и получает блокировочный ключ; судьи удаляют всех из стартового сектора; участник поднятием руки сигнализирует о своей готовности; судья стартовой зоны сигнализирует начальнику старта о готовности своей зоны к старту; начальник старта объявляет: «Зона № ... ключ на старт» и дает трехсекундный отсчет времени в обратном порядке, который оканчивается командой «Пуск». Если в течение 10 с после команды «Пуск» модель не взлетела, начальник старта подает команду «Отбой». После чего участник должен сдать блокировочный ключ старшему судье зоны и получить полетную книжку. С этого момента зона считается свободной для следующего старта. Есть ограничения по числу моделей на соревнованиях. В категориях SI, S2, S3, S4, S6, S8, S9 и S10 каждый участник может заявить не более двух моделей. Для проведения дополнительных туров в категориях S3, S4, S6, S8, S9 и S10 можно зарегистрировать еще по одной модели. В категориях S5 и S7 (модели-копии) регистрируется только одна модель. Стартовые требования. На соревнованиях запуск моделей ракет осуществляется только со стартовой площадки, разбитой на зоны размером 5Х 17 м, в зависимости от числа участников. Каждая зона разбивается на стартовый сектор — 5X12 м и сектор судей — 5X5 м. В стартовом секторе размещаются пусковые установки моделей и пульты управления запуском. В секторе судей располагаются судьи и проходит подготовка моделей к полету — зарядка двигателей и т. п. Запуск моделей ракет осуществляется только со стартовых установок, имеющих электрическое дистанционное зажигание двигателей напряжением до 24 В с длиной проводящих шнуров не менее 10 м. Минимальный угол наклона направляющего устройства к горизонту — 60°, длина одношты-ревой установки от земли должна быть более 1,6 м. Момент запуска моделей ракет определяют сами участники соревнований в пределах времени, отведенного на тур. Минимальная продолжительность тура — 45 мин и устанавливается судейской коллегией (в зависимости от погодных условий, количества участников и т. д.). Старты моделей ракет могут осуществляться при видимости более 500 м, а скорость ветра не должна превышать 10 м/с (36 км/ч). Каждому участнику предоставляется право совершить три зачетных полета (тура) в любой категории моделей ракет, кроме категории S7, где число туров — всего два. Зачетным считается полет, если модель или любая ее часть после воспламенения двигателей покидает стартовую установку, теряет с ней контакт или поднимается в воздух, за исключением случаев, связанных с отказом (аварией) двигателей. Если потерпевшая аварию модель не пригодна для совершения полета, участник может зарегистрировать новую модель, а аварийную сдать в судейскую коллегию. Данное правило не распространяется на модели категорий S5 и S7, когда в случае аварии двигателей сохраняется стендовая оценка. Все модели ракет условно можно разделить на три группы: модели на высоту полета (категории S1 и S2); модели на продолжительность полета (категории S3, S4, S6, S8, S9 и S10); модели-копии (S5 и S7). В свою очередь каждая категория подразделяется на классы в зависимости от допустимого общего импульса двигателя (двигателей) и максимальной стартовой массы. На сегодня насчитывается 41 класс ракетных моделей. Но не по всем этим классам проходят соревнования. К чемпионатным классам относятся: S1A, S2A, S3A, S4B, S5C, S6A, S7 и S8E. По ним организуются соревнования у нас в стране, проходят международные старты, чемпионаты Европы и мира