Летательные аппараты > Воздушные змеи > Первые воздушные змеи
Первые воздушные змеи |
Воздушный змей сегодня нередко воспринимается только как игрушка для детского развлечения. Но мало кто знает, что он имеет давнюю и интересную историю. Первые воздушные змеи появились около четырех тысяч лет назад. Родина их — Китай. Самой распространенной была форма змея-дракона, что, возможно, и определило название «воздушный змей». Современные воздушные змеи совершенно не напоминают ни змею, ни дракона. Первое подтверждение об использовании воздушных змеев в военном деле относится к 906 году. Киевский князь Олег при осаде Царьграда применил воздушные змеи, которым была придана форма вооруженных всадников. Непосредственного Урона неприятелю они не причиняли и служили только для устрашения. Затем долгое время воздушные змеи не находили практического применения. И лишь к концу XVIII века они стали служить науке. В 1749 году англичанин А. Вильсон поднял на воздушном змее термометр и получил Данные о температуре воздуха На высоте кучевых облаков. В 1752 году американский ученый Б. Франклин с помощью воздушного змея проводил исследования, объяснившие электрическую природу происхождения молнии. Широко использовал воздушные змеи для изучения верхних слоев атмосферы и атмосферного электричества великий русский ученый М. В. Ломоносов. В 1825 году был осуществлен первый полет человека на воздушном змее. Английский ученый Д. Покок поднял на нем свою дочь Марту на несколько десятков метров. Большой вклад в разработку конструкций воздушных змеев внес австралийский ученый Л. Харграв. Он создал из соединенных между собой двух сквозных коробок змей, которому для полета не нужен был хвост. Изобретатель радио А. С. Попов, усовершенствуя телеграф, устанавливал на воздушных змеях антенны радиоприемников. В 1902 году на крейсере «Лейтенант Ильин» проводили подъем наблюдателя на высоту около 300 м с помощью связки воздушных змеев — змейковых поездов. При этом использовались коробчатые змеи конструкции Л. Харграва. Через год английский авиатор С. Коди переплыл пролив Ла-Манш на лодке, которую буксировал воздушный змей. Для этого С. Коди усовершенствовал змей Л. Харгра-ва — добавил боковые крылышки на всех углах и увеличил прочность. Воздушный змей помог нашему соотечественнику Александру Федоровичу Можайскому при создании первого в мире самолета. Совершив несколько полетов на большом воздушном змее, буксируемом тройкой лошадей, Можайский проверил правильность своих предварительных расчетов размеров, массы, скорости полета будущего самолета и необходимой мощности силовой установки. Француз К. Адер, один из пионеров самолетостроения, перед постройкой своего аппарата «Эола» провел испытания воздушного змея, который имел форму крыльев летучей мыши, сохранившуюся и у его самолета. У воздушного змея Л. Хар-грава была заимствована форма бипланного крыла американцем О. Чэнютом, а затем и братьями Райт для создания самолета. Широко использовались воздушные змеи во время первой мировой войны для подъема наблюдателей-корректировщиков. В Великую Отечественную войну со змеев сбрасывали листовки над позициями гитлеровцев. В 1931 году на Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов в Москве проводился подъем на высоту 10—15 м некоторых участников соревнований на поезде из воздушных змеев, построенных киевскими авиамоделистами. В 50-х годах саратовеские авиамоделисты под руководством А. Ф. Григоренко создали образец воздушного змея, который с успехом применялся во время антарктической экспедиции Академии наук СССР для изучения нижних слоев атмосферы. |