Летательные аппараты > Воздушные змеи > Первые воздушные змеи

Первые воздушные змеи


Воздушный змей сегодня не­редко воспринимается только как игрушка для детского раз­влечения. Но мало кто знает, что он имеет давнюю и интерес­ную историю.
Первые воздушные змеи по­явились около четырех тысяч лет назад. Родина их — Китай. Самой распространенной была форма змея-дракона, что, воз­можно, и определило название «воздушный змей». Современ­ные воздушные змеи совершен­но не напоминают ни змею, ни дракона.
Первое подтверждение об ис­пользовании воздушных змеев в военном деле относится к 906 году. Киевский князь Олег при осаде Царьграда применил воз­душные змеи, которым была придана форма вооруженных всадников. Непосредственного Урона неприятелю они не причи­няли и служили только для устрашения.
Затем долгое время воздуш­ные змеи не находили практи­ческого применения. И лишь к концу XVIII века они стали служить науке.
В 1749 году англичанин А. Вильсон поднял на воздуш­ном змее термометр и получил Данные о температуре воздуха На  высоте  кучевых   облаков.
В 1752 году американский уче­ный Б. Франклин с помощью воздушного змея проводил ис­следования, объяснившие элек­трическую природу происхож­дения молнии.
Широко использовал воздуш­ные змеи для изучения верхних слоев атмосферы и атмосферно­го электричества великий рус­ский ученый М. В. Ломоносов.
В 1825 году был осуществ­лен первый полет человека на воздушном змее. Английский ученый Д. Покок поднял на нем свою дочь Марту на несколько десятков метров.
Большой вклад в разработку конструкций воздушных змеев внес австралийский ученый Л. Харграв. Он создал из соеди­ненных между собой двух сквоз­ных коробок змей, которому для полета не нужен был хвост.
Изобретатель радио А. С. По­пов, усовершенствуя телеграф, устанавливал на воздушных змеях антенны радиоприемни­ков.
В 1902 году на крейсере «Лей­тенант Ильин» проводили подъ­ем наблюдателя на высоту око­ло 300 м с помощью связки воз­душных змеев — змейковых по­ездов. При этом использовались коробчатые змеи конструкции Л. Харграва. Через год английский авиатор С. Коди переплыл пролив Ла-Манш на лодке, ко­торую буксировал воздушный змей. Для этого С. Коди усо­вершенствовал змей Л. Харгра-ва — добавил боковые кры­лышки на всех углах и увеличил прочность.
Воздушный змей помог наше­му соотечественнику Александ­ру Федоровичу Можайскому при создании первого в мире самолета. Совершив несколько полетов на большом воздушном змее, буксируемом тройкой ло­шадей, Можайский проверил правильность своих предвари­тельных расчетов размеров, мас­сы, скорости полета будущего самолета и необходимой мощ­ности силовой установки.
Француз К. Адер, один из пионеров самолетостроения, пе­ред постройкой своего аппара­та «Эола» провел испытания воздушного змея, который имел форму крыльев летучей мыши, сохранившуюся и у его само­лета.
У воздушного змея Л. Хар-грава была заимствована фор­ма бипланного крыла амери­канцем О. Чэнютом, а затем и братьями Райт для создания самолета.
Широко использовались воз­душные змеи во время первой мировой войны для подъема на­блюдателей-корректировщиков. В Великую Отечественную войну со змеев сбрасывали лис­товки над позициями гитлеров­цев.
В 1931 году на Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов в Москве проводился подъем на высоту 10—15 м некоторых участников соревнований на по­езде из воздушных змеев, построенных киевскими авиамоделистами.
В 50-х годах саратовеские авиамоделисты под руководством А. Ф. Григоренко
создали образец воздушного змея, который с успехом применялся во время антарктической экспедиции Академии наук СССР для изучения нижних слоев атмосферы.