Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_244.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Кордовая модель самолета «Юниор»
Летательные аппараты > Кордовые модели самолетов > Кордовая модель самолета «Юниор»

Кордовая модель самолета «Юниор»


Кордовая модель самолета «Юниор» (рис. 32) разрабо­тана для первоначального обу­чения пилотированию моде­лей данной категории. Прежде чем приступить к изготовлению любой модели самолета, и к этой конкретно, надо вычер­тить ее рабочий чертеж.
Работу над моделью можно начать с изготовления кры­ла — наиболее сложной дета­ли данного летательного аппа­рата.
Крыло модели «Юниор» со­стоит из 10 нервюр, двух лонжеронов, передней и зад­ней   кромок   и   двух   законцовок. Нервюры вырезают из фанеры толщиной 1 мм, соби­рают в пачку, нанизывают на два гвоздя и опиливают по контуру напильником, пред­варительно зажав ее в тиски. Затем ножовочным полотном делают вырезы под лонжеро­ны и переднюю кромку. После этого, вынув пачку из тисков, лобзиком облегчают каждую нервюру. Лонжероны и кром­ки выстругивают из сосны сечением 7X4 мм и, разметив по чертежу место расположе­ния нервюр, начинают сборку.
На нижний лонжерон ста­вят нервюры, затем в их пазы вкладывают верхний лонже­рон, связывают нитками и склеивают. Немного погодя укрепляют переднюю и зад­нюю кромки, а после вклеи­вают кронштейн, законцовки и усиление центроплана.
Дав высохнуть клею, обра­батывают крыло наждачной бумагой на брусочке и обтя­гивают микалентной бумагой.
Фюзеляж выпиливают из ли­повой пластины толщиной 8 мм. В носовой, моторной части делают вырез под дви­гатель, усиливают его фанер­ными накладками и закреп­ляют стойки шасси, выгнутые из стальной проволоки диа­метром 2,5 мм. В хвостовой части нитками с клеем привя­зывают костыль из проволоки Диаметром 1,5 мм.
Стабилизатор склеивают из сосновых реек сечением 7Х4 мм, оклеивают мика­лентной бумагой и крепят к хвостовой части фюзеляжа. Руль высоты, вырезанный из Фанеры толщиной 1,5 мм, на­дшивают к стабилизатору петлями из ткани. Кабанчик руля высоты изготовляют из дюра­люминия толщиной 1 мм и крепят двумя заклепками.
Качалку управления выпи­ливают из дюралюминия тол­щиной 1,5 мм. К нижней плоскости фюзеляжа ее кре­пят винтом МЗ. Тягу выги­бают из алюминиевой прово­локи диаметром 2 мм. Топлив­ный бак паяют из белой лу­женой жести.
Крыло привязывают к фю­зеляжу резиновой нитью.
На модели устанавливают компрессионный двигатель МК-17 «Юниор».
Ручку управления выреза­ют из 10-миллиметровой фа­неры; ее можно также изго­товить из оргстекла или текс­толита.
Для корды следует приме­нять стальную проволоку ОВС диаметром 0,3—0,35 мм. Для крепления корды к ручке управления и к качалке на концах последней надо закре­пить карабины, которые мож­но согнуть из проволоки ОВС диаметром 0,6—1,0 мм. Хра­нить корды следует на дисках диаметром 150—250 мм, обыч­но изготовляемых из фанеры путем склеивания и обра­ботки на токарном станке. Корды должны быть постоян­но сухими и чистыми. Перед полетом их желательно проти­рать чистой тряпкой.
Перед полетом определяют центр тяжести модели, кото­рый должен располагаться на расстоянии 15—20 % длины хорды крыла от передней кром­ки. Первый полет необходимо совершить руководителю круж­ка или авиамоделисту, имеющему опыт пилотирования кор­довой модели. Длину корды для первых запусков выби­рают в пределах 12—15 м. Совершать полеты желатель­но при слабом ветре — не бо­лее 1—2 м/с. После опробо­вания модели спортсменом, имеющим навыки в управле­нии кордовыми моделями, мож­но приступать к обучению.
Первые полеты обязатель­но страхуют следующим обра­зом: инструктор выполняет взлет модели, а обучаемый подходит к нему в круг. Ин­структор аккуратно передает ему ручку управления, а свою руку кладет на руку обучае­мого. Это следует делать, когда модель набрала высо­ту 4—5 м.
В полете инструктор все время подстраховывает обу­чаемого и при необходимости корректирует положение руч­ки управления. Во время поле­та   рука   должна   быть   расслаблена, а пилоту необхо­димо постоянно уяснять реак­цию модели на отклонение ручки управления. Рука пило­та должна быть вытянута и составлять с кордой прямую линию.

Кордовая модель самолета «Юниор»
Кордовая модель самолета «Юниор»


Рис. 32. Кордовая модель самолета «Юниор»:
а - общий вид; б - детали; 1 - трубы диаметром 3 мм; 2 - нервюры; 3 - закоицовки; 4 - рейки 4Х7 мм 5 —заготовка для бака; 6 — качалка; 7 - кабанчик; 8-винт МЗХ20- 9 — заклепки 10 - корда 11 - резиновая нить; 12 - гвозди; 13 - руль высоты; 14 - ручка управления

Продолжительность обуче­ния зависит от индивидуаль­ных особенностей. Постепенно инструктор ослабляет конт­роль за обучаемым и перио­дически предоставляет ему са­мостоятельность. Если модель летит устойчиво по горизонту, первые   навыки   приобретены.
Совершив несколько таких полетов, можно доверить обу­чаемому выполнить взлет с земли. При взлете следует немного отклонить руль высо­ты вверх и оставить его в таком положении в течение все­го взлета. В это время жела­тельно не управлять моделью, то есть не работать рулями: чем меньше пилот вмешива-ется, тем лучше взлет. Первый самостоятельный взлет не всегда получается. Бывают и поломки, обычно воздушного винта. Поэтому рекомендуется иметь запас винтов. Если взлет Удался, горизонтальный полет выполнить нетрудно — все опе­рации управления уже зна­комы.
При посадке пилот должен вести себя так же, как и при взлете. После остановки дви­гателя не следует вмеши­ваться в управление: модель плавно снизится и коснется земли. Если двигатель заглох при наборе высоты, следует немного  отклонить  руль  высоты вниз, дав модели набрать необходимую скорость для пла­нирования. Такие полеты це­лесообразно совершать не­сколько раз.
Отрабатывая взлет на по­садку, не надо заполнять топ­ливом бачок полностью, что­бы горизонтальный полет не отнимал много времени. Ос­воив эти приемы обучения, можно выполнять небольшие горки, повороты на горке, после чего разучивать петлю Нестерова. Разумеется, хоро­шего пилотирования можно добиться лишь самостоятель­ными тренировками.