Летательные аппараты > Модели планеров > Схематическая модель планера разработана алма-атинскими авиамоделистами
Схематическая модель планера разработана алма-атинскими авиамоделистами |
Схематическая модель планера (рис. 23) разработана алма-атинскими авиамоделистами. Хорошие летные качества этой «схематички» заставили конструкторов малой авиации оборудовать миниатюрный паритель фитильным приспособлением для принудительной посадки.
Постройку такой «схематички» начинают с крыла. Прежде всего заготовки кромок изготавливают с помощью специально изготовленного приспособления (рис. 24): переднюю кромку — только по углу поперечного V, заднюю еще и на сужение концевых участков крыла. Перед укладкой в приспособление сосновых реек места будущих «переломов» увлажняют. Чтобы ускорить просушку, приспособление вместе с заготовками прогревают на электроплитке. Затем заготовки зачищают наждачной бумагой и выбирают пазы для стыковки с проволочными законцовками на концах реек. Законцовки приматывают нитками и пропитывают соединения эмалитом. ![]() Рис. 23. Схематическая модель планера:
а — модель в сборе; 6—контуры пилона и нервюры; 1 — груз; 2— фюзеляж; 3— пилон (кабанчик); 4— стартовый крючок; 5—киль; 6—руль поворота; 7—законцовка стабилизатора; 8 — кромки стабилизатора; 9 — кромки крыла; 10 — нервюра крыла; 11 — закоицовка крыла; 12—крючки; 13.— нитки; 14 — фитиль; 15—резника; 16 — крючок; 17 — нервюра стабилизатора Такие же приемы используют при подготовке нервюр, однако их предварительно распаривают в кипятке. Длину готовых нервюр уточняют по месту в каркасе крыла. Их концы заостряют и вставляют в проколы, сделанные в кромках, стыки заливают эмалитом. Крыло монтируют на пилоне. Место соединения обматывают нитками с эмалитом. Стабилизатор планера по конструкции полностью аналогичен крылу, имеет три нервюры из сосновых реек. К центральной нервюре горизонтального оперения приматывают крючок под резиновую нить крепления на оюзеляже и крючок для навески фитильного устройства. ![]() Рис. 24. Приспособления для изгибания кромок (а) и нервюр (б):
1 — бобышки; 2 — заготовка; 3 — штифт; 4 — шаблон; 5 — подвижной контршаблон Фюзеляж пларера — сосновая рейка сечением 8X8 мм. Ее хвостовая часть на длине около 500 мм плазно сужается до размера 6X6 мм. К переднему концу рейки приклеивают носовую оконечность, вырезанную из липовой или сосновой пластины. Деталь приобретает законченный вид после зачистки мелкой наждачной бумагой с последующим протравливанием анилиновыми красителями и покрытием эмалитом. Затем на фюзеляж наклеивают опорные площадки под стабилизатор и крючок навески детермализатора. Киль изгибают из алюминиевой проволоки, расплющенной в местах стыков с балкой-фюзеляжем. В нижней части в распор вставляют сосновую рейку-нервюру для крепления нижней части обшивки. Киль фиксируют на фюзеляже нитками. Буксировочный крючок представляет собой отрезок каленой проволоки диаметром 1,5 мм. Его припаивают к жестяной пластинке, согнутой по длине в виде маленького швеллера (по фюзеляжной рейке). Готовые крыло, стабилизатор и киль обтягивают прозрачной или цветной лавсановой пленкой толщиной 0,02 мм на клее БФ-6. Приварку пленки к каркасу удобно вести с помощью электропаяльника мощностью 50 Вт. На жало полезно надеть дюралюминиевую насадку диаметром около 40 мм. Это же приспособление позволит прогреть обшивку, чтобы получить хорошее натяжение пленки. Киль обтягивают с обеих сторон, после чего к нему приклеивают руль поворота. На всех стадиях сборки надо добиваться, чтобы не было перекосов консолей крыла и оперения. Готовую «схематичку» балансируют. Центр тяжести планера должен находиться на расстоянии 1/3 центральной хорды крыла от передней кромки. При необходимости носовую часть фюзеляжа догружают кусочками свинца. После центровки планера с помощью резиновой ленты (точно такая же удерживает пилон крыла) к фюзеляжу прибинтовывают и буксировочный крючок. Он должен располагаться на расстоянии 18 мм и перед центром тяжести. Если при отладочных полетах обнаруживается, что модель проявляет склонность к пикированию, под заднюю кромку стабилизатора подкладывают кусочек шпона. При кабрировании, когда после запуска модель задирает нос, тем же способом приподнимают переднюю кромку. Окончательную балансировку завершают, когда планер приобретает способность устойчиво планировать. |