Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_231.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Модели планеров > Модель планера А-1 «Пионер»
Модель планера А-1 «Пионер» |
Модель планера А-1 «Пионер» (рис. 26). Данный планер относится к категории спортивных моделей и существенно отличается от описанных ранее. С ним можно выступать на соревнованиях почти всех рангов и выполнять нормативы для присвоения спортивных разрядов. Разумеется, изготовление такой модели под силу лишь авиамоделистам, имеющим опыт конструирования и определенные навыки в работе. Для постройки планера А-1 применяется дефицитная древесина — бальза. Но это не должно отпугивать желающих ее сделать. Бальзу можно заменить липой, ольхой или кедром, для нервюр применить шпон толщиной 0,4— 0,6 мм, уменьшить сечение кромок. Для некоторых элементов использовать пенопласт.
Прежде чем приступить к изготовлению модели, нужно выполнить ее рабочий чертеж и подготовить шаблон профилей крыла и стабилизатора. Рис. 26. Модель планера А-1 «Пионер»
Носовую часть фюзеляжа изготовляют из липовой пластины толщиной 10 мм. Вырезают по контуру, делают внутри отверстия и приклеивают к пластине две липовые рейки сечением 10X2 мм. С вклеенными четырьмя распорками они образуют хвостовую балку. На свободном ее конце закрепляют сосновый брусок, в который на эпоксидной смоле вставляют крючок из проволоки ОВС диаметром 1 мм. Площадку для крепления стабилизатора делают из липы толщиной 3 мм. В качестве упора на ней используют липовую рейку сечением 4Х Х4 мм. Крючок для буксировки модели из проволоки ОВС диаметром 2 мм вклеивают в носовую часть фюзеляжа на расстоянии 206 мм от переднего края. Боковые стороны фюзеляжа оклеивают фанерой толщиной 1 мм в носовой части и бальзовым шпоном — в хвостовой. Штыри для стыковки половин крыла изготовляют из стальной проволоки ОВС: передний — диаметром 2,6 мм, задний — диаметром 2 мм. Их подвергают закалке, а затем туго вставляют в гнезда носовой части фюзеляжа. Киль, материалом для которого служит бальзовая пластина толщиной 2,5 мм, врезан в фюзеляж. Руль поворота на петлях из лески навешен к задней кромке киля. Собранный фюзеляж обрабатывают наждачной бумагой и оклеивают длинноволокнистой бумагой, после чего покрывают четыре раза эмалитом. Масса фюзеляжа — 151 г. Крыло — наборное, из двух половин, каждая из которых включает 16 основных нервюр (из бальзы) и четыре силовых (из фанеры толщиной 1 мм). Порядок изготовления нервюр таков: вырезают из фанеры 10 заготовок для нервюр, слегка склеивают их и тщательно обрабатывают в тисках напильником, который держат параллельно верхней плоскости тисков, иначе можно исказить профиль нервюр. После этого сверлят в них два отверстия под штыри. Затем берут две нервюры, обрисовывают их по контуру чернилами, Приклеивают к бальзовому бруску размером 120X20X80 мм и обрабатывают его ножом. Кривизну профиля и правильность обработки контролируют линейкой, делают вырезы для лонжеронов и передней-кромки. Полученную заготовку разрезают вдоль на нервюры толщиной 1,6—2 мм по линейке острозаточенным скальпелем. Дальнейшую доводку нервюр до толщины 1,5 мм делают наждачной бумагой, наклеенной на брусок. В заключение нервюры проэма-личивают. Для лонжеронов крыла используют сосновые рейки сечением 4X2 мм для передней кромки — ре йку из липы сечением 4X3 мм. 3аднюю кромку .выстругивают из бальзы сечением 15X3 мм, вырезы для нервюр делают скальпелем на глубину 4 мм. Используя чертеж, размечают карандашом места на лонжеронах и передней кромке, где будут крепиться нервюры. Устанавливаю нервюры на лонжеронах, прикрепляют переднюю и заднюю кромки, места соединений промазывают клеем. Законцовку делают из бальзы. Заднюю кромку крыла, пока еще прямоугольную, состругивают рубанком и обрабатываю наждачной бумагой, чтобы она имела треугольное сечение и являлась продолжением профиля нервюры. Лобовую часть крыла на ширину 10 мм зашивают бальзовым I шпоном толщиной 2 мм. Корневую часть обеих половин (в месте силовых нервюр) усиливают бальзовым шпоном. Каждую из половин крыла собирают отдельно. Надо быть внимательным и не сделать их на одну сторону. В месте, где должен быть угол поперечного V, крыло разрезают и при помощи уголков из 3-миллиметровой фанеры склеивают. Места соединений кромок усиливают уголками целлулоида, угловую нервюру вырезают из липы. Собранное крыло тщательно зачищают наждачной бумагой, наклеенной на деревянный брусок. Конструкция стабилизатора аналогична конструкции крыла. Нервюры (длина 18 мм) вырезаны из бальзового шпона толщиной 1 мм. Передняя и задняя кромки — бальзовые, их сечение соответственно 8X6 и 10Х Х2,5 мм. Лонжероны выструганы из липовых реек сечением 2,5Х 1,5 мм, законцовки — из бальзы. Крючки из проволоки ОВС диаметром 1 мм привязывают нитками с клеем к центральной липовой нервюре, среднюю часть усиливают бальзовым шпоном. Стыки нервюр с кромками и лонжеронами промазывают клеем, кладут на ровную поверхность и сверху помещают груз: стабилизатор получится ровным, без перекосов. После сборки неровности горизонтального оперения зачищают наждачной бумагой. Обычно модель начинают обтягивать с фюзеляжа. Фюзеляж данной модели можно не обтягивать бумагой, а покрыть нитрокраской или бесцветным лаком (эмалитом). Крыло и стабилизатор оклеивают длин- новолокнистой бумагой, предварительно окрашенной анилиновым красителем и разглаженной. Полосы бумаги должны быть на 30—40 мм шире оклеиваемой поверхности. Перед обтяжкой каркас промазывают жидким эмалитом. Начинают оклеивать крыло снизу. Накладывают полосу бумаги и промазывают жидким клеем по нервюрам, лонжеронам и кромкам. Особенно тщательно надо обтягивать при сильно вогнутом профиле. Необходимо приглаживать бумагу по нервюрам, добиваясь ее приклеивания. Обтянутое крыло слегка прошкуривают по кромкам и покрывают двумя слоями эмалита. Просохшую обтяжку зачищают мелкой наждачной бумагой и дважды покрывают жидким эмалитом. Готовое крыло устанавливают в стапель на 5—7 дней. Аналогично обтягивают стабилизатор, но покрывают его тремя слоями жидкого нитролака. Масса крыла данной модели 58 г, а стабилизатора 12 г. Полетная масса модели составляет 221 г. Готовую модель собирают, то есть устанавливают крыло при помощи штырей на фюзеляже, стабилизатор привязывают резиновой нитью к площадке на хвостовой балке фюзеляжа. Собранную модель центруют. Для этого в камеру носовой части фюзеляжа загружают дробь или мелко нарезанные кусочки свинца. Центр тяжести этой модели должен находиться на расстоянии 38— 40 мм от задней кромки крыла. Первые регулировочные полеты следует проводить в безветренную погоду. Перед запуском тщательно проверяют, нет ли перекосов крыла и хвостового оперения. Регулируют модель путем подбора угла установки стабилизатора. Берут модель за фюзеляж под крылом и энергичным, но не резким толчком пускают. Она должна пролететь по прямой 20—25 м. Если модель поворачивает вправо или влево, отклоняют руль поворота киля). При кабрировании модели немного опускают заднюю кромку стабилизатора, подрезая хвостовую стойку фюзеляжа. В случае резкого снижения модели поднимают заднюю кромку стабилизатора, помещая под нее тонкие прокладки из плотной бумаги. Не рекомендуется. регулировать модель изменением центра тяжести. Отрегулировав модель на планирование с рук, приступают к запускам на леере (рыболовная леска диаметром 0,5—0,6 мм). Длина леера по условиям соревнований не должна превышать 50 м. Замеряемый леер предварительно растягивают с силой 20 Н. Один его конец привязывают к проволочному кольцу, надеваемому на буксировочный крючок модели, другой крепят на катушке. Для первых запусков желательно размотать леер на 10— 12 м. После Нескольких полетов на коротком леере модель запускают на длинном леере, внимательно наблюдая за взлетом. При недостаточном угле поперечного V или чрезмерной эффективности киля модель, находясь на леере, меняет направление полета — рыскает. Такой взлет опасен и не дает возможности запустить модель на всю длину леера. Добиться хорошего взлета можно, увеличив угол поперечного V крыла или уменьшив площадь киля (последнее лучше). Характерные недостатки полета после отделения леера — волнообразное движение, или спиральная неустойчивость. Причина такого полета, а иногда и преждевременного срыва с леера, заключается чаще всего в том, что буксировочный крючок расположен слишком близко к центру тяжести модели. Этот недостаток устраняют, перенося крючок вперед. Иногда после отделения леера модель входит в вираж и не выходит из него до посадки. Попытки устранять вираж изменением углов атаки крыла или стабилизатора приводят к появлению такого же виража, но противоположного направления. В большинстве случаев подобные виражи происходят с увеличенной скоростью снижения. Наиболее яркое проявление этих признаков сопровождается заметным увеличением скорости, уменьшением радиуса виража, быстрой потерей высоты и опусканием носовой части модели во время виража. Это свидетельствует о спиральной неустойчивости. Чтобы решить, каким образом улучшить устойчивость, необходимо попытаться разобраться в проис-ходивших во время полета явлениях, пользуясь сведениями из аэродинамики. В большин- стве случаев спиральную неустойчивость можно устранить следующими способами: увеличением боковой площади носовой части фюзеляжа — установкой гребня; уменьшением площади киля; увеличением угла поперечного V крыла модели; перемещением центра тяжес-тн назад, что требует затем новой регулировки модели на планирование. К нежелательным явлениям, выявляющимся при запусках модели, относится чрезмерная путевая устойчивость. Ее признак — прямолинейный устойчивый полет даже с небольшим боковым ветром. Сделать модель менее устойчивой можно, уменьшив угол крыла или увеличив площадь вертикального оперения, а также переместив центр тяжести вперед, увеличивая груз в носовой части фюзеляжа. |