Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_231.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Модель планера А-1 «Пионер»
Летательные аппараты > Модели планеров > Модель планера А-1 «Пионер»

Модель планера А-1 «Пионер»


Модель планера А-1 «Пио­нер» (рис. 26). Данный планер относится к категории спортив­ных моделей и существенно отличается от описанных ранее. С ним можно выступать на соревнованиях почти всех ран­гов и выполнять нормативы для присвоения спортивных разрядов. Разумеется, изготов­ление такой модели под силу лишь авиамоделистам, имею­щим опыт конструирования и определенные навыки в ра­боте. Для постройки планера А-1 применяется дефицитная древесина — бальза. Но это не должно отпугивать желающих ее сделать. Бальзу можно заменить липой, ольхой или кедром, для нервюр приме­нить шпон толщиной 0,4— 0,6 мм, уменьшить сечение кромок. Для некоторых эле­ментов использовать пено­пласт.
Прежде чем приступить к изготовлению модели, нужно выполнить ее рабочий чер­теж и подготовить шаблон профилей крыла и стабили­затора.
 
Модель планера А-1 «Пионер»
 
Рис. 26. Модель планера А-1 «Пионер»
 
Носовую часть фюзеляжа из­готовляют из липовой пластины толщиной 10 мм. Вырезают по контуру, делают внутри отверстия и приклеивают к пластине две липовые рейки сечением 10X2 мм. С вклеенными че­тырьмя распорками они образу­ют хвостовую балку. На свобод­ном ее конце закрепляют сосно­вый брусок, в который на эпо­ксидной смоле вставляют крю­чок из проволоки ОВС диамет­ром 1 мм. Площадку для креп­ления стабилизатора делают из липы толщиной 3 мм. В каче­стве упора на ней используют липовую рейку сечением 4Х Х4 мм. Крючок для буксиров­ки модели из проволоки ОВС диаметром 2 мм вклеивают в носовую часть фюзеляжа на расстоянии 206 мм от переднего края. Боковые стороны фюзе­ляжа оклеивают фанерой тол­щиной 1 мм в носовой части и бальзовым шпоном — в хво­стовой.
Штыри для стыковки поло­вин крыла изготовляют из стальной проволоки ОВС: пе­редний — диаметром 2,6 мм, задний — диаметром 2 мм. Их подвергают закалке,  а затем
туго вставляют в гнезда носо­вой части фюзеляжа.
Киль, материалом для кото­рого служит бальзовая пласти­на толщиной 2,5 мм, врезан в фюзеляж. Руль поворота на петлях из лески навешен к задней кромке киля.
Собранный фюзеляж обра­батывают наждачной бумагой и оклеивают длинноволокни­стой бумагой, после чего по­крывают четыре раза эмалитом. Масса фюзеляжа — 151 г.
Крыло — наборное, из двух половин, каждая из которых включает 16 основных нервюр (из бальзы) и четыре силовых (из фанеры толщиной 1 мм). Порядок изготовления нервюр таков: вырезают из фанеры 10 заготовок для нервюр, слегка склеивают их и тщательно обрабатывают в тисках напиль­ником, который держат парал­лельно верхней плоскости тис­ков, иначе можно исказить профиль нервюр. После это­го сверлят в них два отверстия под штыри.
Затем берут две нервюры, обрисовывают их по конту­ру чернилами, Приклеивают к бальзовому бруску размером 120X20X80 мм  и обрабатыва­ют его ножом. Кривизну профиля и правильность обработки контролируют линейкой, делают вырезы для лонжеронов и пе­редней-кромки. Полученную за­готовку разрезают вдоль на нервюры толщиной 1,6—2 мм по линейке острозаточенным скальпелем. Дальнейшую до­водку нервюр до толщины 1,5 мм делают наждачной бума­гой, наклеенной на брусок. В заключение нервюры проэма-личивают.
Для лонжеронов крыла ис­пользуют сосновые рейки сече­нием 4X2 мм для перед­ней кромки — ре йку из липы се­чением 4X3 мм. 3аднюю кром­ку .выстругивают из бальзы се­чением 15X3 мм, вырезы для нервюр делают скальпелем на глубину 4 мм. Используя чер­теж, размечают карандашом места на лонжеронах и перед­ней кромке, где будут крепиться нервюры.
Устанавливаю нервюры на лонжеронах, прикрепляют пе­реднюю и заднюю кромки, места соединений промазыва­ют клеем. Законцовку делают из бальзы. Заднюю кромку крыла, пока еще прямоуголь­ную, состругивают рубанком и обрабатываю наждачной бумагой, чтобы она имела треугольное сечение и явля­лась продолжением профиля нервюры. Лобовую часть кры­ла на ширину 10 мм заши­вают бальзовым I шпоном тол­щиной 2 мм. Корневую часть обеих половин (в месте силовых нервюр) усиливают баль­зовым шпоном.
Каждую из половин крыла собирают отдельно. Надо быть внимательным и не сделать их на одну сторону. В месте, где должен быть угол поперечного V, крыло разрезают и при помо­щи уголков из 3-миллиметровой фанеры склеивают. Места сое­динений кромок усиливают уголками целлулоида, угловую нервюру вырезают из липы. Собранное крыло тщательно зачищают наждачной бумагой, наклеенной на деревянный брусок.
Конструкция стабилизатора аналогична конструкции крыла. Нервюры (длина 18 мм) выре­заны из бальзового шпона тол­щиной 1 мм. Передняя и задняя кромки — бальзовые, их сече­ние соответственно 8X6 и 10Х Х2,5 мм. Лонжероны выстру­ганы из липовых реек сечением 2,5Х 1,5 мм, законцовки — из бальзы. Крючки из проволоки ОВС диаметром 1 мм привя­зывают нитками с клеем к цен­тральной липовой нервюре, среднюю часть усиливают баль­зовым шпоном.
Стыки нервюр с кромками и лонжеронами промазывают клеем, кладут на ровную по­верхность и сверху помещают груз: стабилизатор получится ровным, без перекосов. После сборки неровности горизонталь­ного оперения зачищают наж­дачной бумагой.
Обычно модель начинают об­тягивать с фюзеляжа. Фюзеляж данной модели можно не обтя­гивать бумагой, а покрыть нитрокраской или бесцветным лаком (эмалитом). Крыло и стабилизатор оклеивают длин-
новолокнистой бумагой, пред­варительно окрашенной ани­линовым красителем и разгла­женной. Полосы бумаги долж­ны быть на 30—40 мм шире оклеиваемой поверхности. Пе­ред обтяжкой каркас прома­зывают жидким эмалитом.
Начинают оклеивать крыло снизу. Накладывают полосу бумаги и промазывают жидким клеем по нервюрам, лонжеро­нам и кромкам. Особенно тща­тельно надо обтягивать при сильно вогнутом профиле. Не­обходимо приглаживать бумагу по нервюрам, добиваясь ее при­клеивания. Обтянутое крыло слегка прошкуривают по кром­кам и покрывают двумя слоями эмалита. Просохшую обтяжку зачищают мелкой наждачной бумагой и дважды покрывают жидким эмалитом. Готовое кры­ло устанавливают в стапель на 5—7 дней.
Аналогично обтягивают ста­билизатор, но покрывают его тремя слоями жидкого нитро­лака.
Масса крыла данной модели 58 г, а стабилизатора 12 г. По­летная масса модели состав­ляет 221 г.
Готовую модель собирают, то есть устанавливают крыло при помощи штырей на фюзеля­же, стабилизатор привязывают резиновой нитью к площадке на хвостовой балке фюзеляжа. Собранную модель центруют. Для этого в камеру носовой части фюзеляжа загружают дробь или мелко нарезанные кусочки свинца. Центр тя­жести этой модели должен находиться на расстоянии 38— 40 мм от задней кромки крыла.
Первые регулировочные по­леты следует проводить в без­ветренную погоду. Перед за­пуском тщательно проверяют, нет ли перекосов крыла и хвостового оперения.
Регулируют модель путем подбора угла установки стаби­лизатора. Берут модель за фюзеляж под крылом и энер­гичным, но не резким толчком пускают. Она должна проле­теть по прямой 20—25 м. Если модель поворачивает вправо или влево, отклоняют руль поворота киля). При кабрирова­нии модели немного опускают заднюю кромку стабилизатора, подрезая хвостовую стойку фю­зеляжа. В случае резкого сни­жения модели поднимают зад­нюю кромку стабилизатора, помещая под нее тонкие про­кладки из плотной бумаги. Не рекомендуется. регулировать модель изменением центра тя­жести.
Отрегулировав модель на планирование с рук, присту­пают к запускам на леере (ры­боловная леска диаметром 0,5—0,6 мм). Длина леера по условиям соревнований не дол­жна превышать 50 м. Замеря­емый леер предварительно рас­тягивают с силой 20 Н. Один его конец привязывают к проволоч­ному кольцу, надеваемому на буксировочный крючок моде­ли, другой крепят на катушке. Для первых запусков жела­тельно размотать леер на 10— 12 м. После Нескольких поле­тов на коротком леере модель запускают на длинном леере, внимательно наблюдая за взле­том. При недостаточном угле поперечного V или чрезмерной эффективности   киля   модель,
находясь на леере, меняет на­правление полета — рыскает. Такой взлет опасен и не да­ет возможности запустить мо­дель на всю длину леера. До­биться хорошего взлета можно, увеличив угол поперечного V крыла или уменьшив площадь киля (последнее лучше).
Характерные недостатки по­лета после отделения леера — волнообразное движение, или спиральная неустой­чивость. Причина такого по­лета, а иногда и преждевремен­ного срыва с леера, заключа­ется чаще всего в том, что бук­сировочный крючок располо­жен слишком близко к центру тяжести модели. Этот недоста­ток устраняют, перенося крю­чок вперед.
Иногда после отделения ле­ера модель входит в вираж и не выходит из него до посадки. Попытки устранять вираж из­менением углов атаки крыла или стабилизатора приводят к появлению такого же виража, но противоположного направ­ления. В большинстве случа­ев подобные виражи проис­ходят с увеличенной скоростью снижения. Наиболее яркое про­явление этих признаков со­провождается заметным уве­личением скорости, уменьше­нием радиуса виража, бы­строй потерей высоты и опусканием носовой части модели во время виража. Это сви­детельствует о спиральной не­устойчивости. Чтобы решить, каким образом улучшить ус­тойчивость, необходимо попы­таться разобраться в проис-ходивших во время полета яв­лениях, пользуясь сведениями из аэродинамики. В большин-
стве случаев спиральную не­устойчивость можно устранить следующими способами:
увеличением боковой пло­щади носовой части фюзеля­жа — установкой гребня;
уменьшением площади киля;
увеличением угла попереч­ного V крыла модели;
перемещением центра тяжес-тн назад, что требует затем но­вой регулировки модели на пла­нирование.
К нежелательным явлениям, выявляющимся при запусках модели, относится чрезмерная путевая устойчивость. Ее признак — прямолинейный ус­тойчивый полет даже с неболь­шим боковым ветром. Сделать модель менее устойчивой мож­но, уменьшив угол крыла или увеличив площадь вертикально­го оперения, а также перемес­тив центр тяжести вперед, уве­личивая груз в носовой части фюзеляжа.