Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_260.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Вертолет (геликоптер)
Летательные аппараты > Модели вертолетов > Вертолет (геликоптер)

Вертолет (геликоптер)


Вертолет (геликоптер) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и тяга создаются несу­щим винтом (ротором). Во вращение ротор приводится силовой установкой. Вертолет способен подниматься без раз­бега, зависать в воздухе, ле­теть в любом направлении и , производить посадку на любую площадку.
Известны интереснейшие работы М. В. Ломоносова по созданию летательных аппа­ратов. Задолго до официаль­но признанных изобретателей вертолета великий русский ученый построил и испытал такой аппарат в России. Прав­да, еще в 1475 году гениаль­ный флорентиец Леонардо да Винчи писал о возможности постройки аппарата с винтом. Но работы его были опубли­кованы только в конце XVIII столетия, и Ломоносову из­вестны не были. Он первый обосновал и практически под­твердил идею аппарата, под­нимающегося в воздух, ис­пользуя энергию воздушного винта.  4  февраля   1754  года М. В. Ломоносов на собра­нии конференции Академии наук сделал сообщение об изо­бретении им специальной ма­шины, могущей поднимать в верхние слои атмосферы само­регистрирующий анемометр и воздушный термометр. Под не­посредственным руководством Ломоносова и по его черте­жам такая «аэродинами­ческая» (воздухобежная) ма­шина к июлю 1754 года была создана и опробована. Два четырехлопастных винта, вра­щаемые в разные стороны ча­совыми пружинами, создавали подъемную силу у этой мо­дели.
Изобретателем же верто­лета очень часто называют француза Пауктона, которому в 1768 году удалось скон­струировать небольшой гели­коптер.
В 1784 году Лонуа и Бьенвеню доложили француз­ской Академии наук о по­стройке геликоптера-игрушки, поднимавшейся в воздух с помощью четырехлопастного винта, приводимого в движе­ние тетивой из лука.
Известный изобретатель А. Н. Лодыгин в 1869 году предложил проект вертолета, назвав его электролетом.
Однако следует сказать, что все попытки поднять в воз­дух человека на подобных аппаратах были безуспешны­ми. Изобретатели не распола­гали достаточно мощными и легкими двигателями.
Начало XX столетия стало поворотным в истории верто-летостроения. В 1909 году сту­дент МВТУ Б. Н. Юрьев, который впоследствии стал академиком, разработал проект оригинального вертолета. Для обеспечения управляемости и устойчивости аппарата в по­лете был предусмотрен авто­мат перекоса, позволяющий изменять угол наклона лопа­стей и благодаря этому накло­нять вертолет в нужном на­правлении. После нескольких переделок в начале 1912 года Б. Н. Юрьеву удалось наконец построить геликоптер. Он был одновинтовым, причем диа­метр винта достигал 8 м. В хвостовой части размещал­ся рулевой винт. Из-за недо­статочной мощности мотора пришлось отказаться от авто­мата перекоса и поворотных лопастей винта.
Вертолет Б. Н. Юрьева экспонировался на междуна­родной выставке воздухо­плавания в 1912 году, и ав­тор был удостоен золотой ме­дали.
В 1910 году геликоптер массой 180 кг с двумя трех­лопастными винтами построил студент Киевского политехни­ческого института И. И. Сикорский,  ставший  вскоре  известным    авиационным    кон­структором.
В последующие годы вер. толеты развития не получили так как предпочтение было отдано самолетам. И лишь после войны вертолеты заняли достойное место в современ­ной авиации. Их можно встре­тить повсеместно, особенно в труднодоступных       местах Арктике, пустыне, тайге.
Вертолеты широко приме­няют для перевозки людей, для ледовой разведки, в сельском хозяйстве и т. д. Вертолеты сегодня незаменимы и в воен­ном деле — для переброски десанта, воздушной разведки, охоты за подлодками и дру­гих операций.
Современные вертолеты име­ют различные конструктив­ные схемы. Одновинто­вой вертолет (Ми-1, Ми-4) имеет один несущий ротор и хвостовой винт для компенсации реактивного мо­мента и управления по курсу.
Соосный вертолет (К-26) имеет два ротора, рас­положенных на одной оси и вращающихся в противопо­ложных направлениях.
Вертолет попереч­ной схемы (В-12) снаб­жен двумя роторами, разме­щенными по сторонам фюзе­ляжа на балках и вращаю­щимися в противоположных направлениях.
У вертолета про­дольной схемы (Як-24) два ротора, расположенные по концам фюзеляжа и вращаю­щиеся в разных направле­ниях.
Вертолет — единственный аппарат,  который  может  выполнять два только ему свой­ственных режима полета — висение и авторотацию. В и-сение — неподвижное поло­жение вертолета в воздухе, когда его вертикальная и горизонтальная скорости отно­сительно окружающего возду­ха равны нулю. Авторотация — режим работы ро­тора без подачи мощности от двигателя (самовращение). Ротор вращается под дей­ствием набегающего (снизу или сбоку) потока воздуха, создавая при этом тягу и подъемную силу.