Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_260.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Модели вертолетов > Вертолет (геликоптер)
Вертолет (геликоптер) |
Вертолет (геликоптер) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и тяга создаются несущим винтом (ротором). Во вращение ротор приводится силовой установкой. Вертолет способен подниматься без разбега, зависать в воздухе, лететь в любом направлении и , производить посадку на любую площадку. Известны интереснейшие работы М. В. Ломоносова по созданию летательных аппаратов. Задолго до официально признанных изобретателей вертолета великий русский ученый построил и испытал такой аппарат в России. Правда, еще в 1475 году гениальный флорентиец Леонардо да Винчи писал о возможности постройки аппарата с винтом. Но работы его были опубликованы только в конце XVIII столетия, и Ломоносову известны не были. Он первый обосновал и практически подтвердил идею аппарата, поднимающегося в воздух, используя энергию воздушного винта. 4 февраля 1754 года М. В. Ломоносов на собрании конференции Академии наук сделал сообщение об изобретении им специальной машины, могущей поднимать в верхние слои атмосферы саморегистрирующий анемометр и воздушный термометр. Под непосредственным руководством Ломоносова и по его чертежам такая «аэродинамическая» (воздухобежная) машина к июлю 1754 года была создана и опробована. Два четырехлопастных винта, вращаемые в разные стороны часовыми пружинами, создавали подъемную силу у этой модели. Изобретателем же вертолета очень часто называют француза Пауктона, которому в 1768 году удалось сконструировать небольшой геликоптер. В 1784 году Лонуа и Бьенвеню доложили французской Академии наук о постройке геликоптера-игрушки, поднимавшейся в воздух с помощью четырехлопастного винта, приводимого в движение тетивой из лука. Известный изобретатель А. Н. Лодыгин в 1869 году предложил проект вертолета, назвав его электролетом. Однако следует сказать, что все попытки поднять в воздух человека на подобных аппаратах были безуспешными. Изобретатели не располагали достаточно мощными и легкими двигателями. Начало XX столетия стало поворотным в истории верто-летостроения. В 1909 году студент МВТУ Б. Н. Юрьев, который впоследствии стал академиком, разработал проект оригинального вертолета. Для обеспечения управляемости и устойчивости аппарата в полете был предусмотрен автомат перекоса, позволяющий изменять угол наклона лопастей и благодаря этому наклонять вертолет в нужном направлении. После нескольких переделок в начале 1912 года Б. Н. Юрьеву удалось наконец построить геликоптер. Он был одновинтовым, причем диаметр винта достигал 8 м. В хвостовой части размещался рулевой винт. Из-за недостаточной мощности мотора пришлось отказаться от автомата перекоса и поворотных лопастей винта. Вертолет Б. Н. Юрьева экспонировался на международной выставке воздухоплавания в 1912 году, и автор был удостоен золотой медали. В 1910 году геликоптер массой 180 кг с двумя трехлопастными винтами построил студент Киевского политехнического института И. И. Сикорский, ставший вскоре известным авиационным конструктором. В последующие годы вер. толеты развития не получили так как предпочтение было отдано самолетам. И лишь после войны вертолеты заняли достойное место в современной авиации. Их можно встретить повсеместно, особенно в труднодоступных местах Арктике, пустыне, тайге. Вертолеты широко применяют для перевозки людей, для ледовой разведки, в сельском хозяйстве и т. д. Вертолеты сегодня незаменимы и в военном деле — для переброски десанта, воздушной разведки, охоты за подлодками и других операций. Современные вертолеты имеют различные конструктивные схемы. Одновинтовой вертолет (Ми-1, Ми-4) имеет один несущий ротор и хвостовой винт для компенсации реактивного момента и управления по курсу. Соосный вертолет (К-26) имеет два ротора, расположенных на одной оси и вращающихся в противоположных направлениях. Вертолет поперечной схемы (В-12) снабжен двумя роторами, размещенными по сторонам фюзеляжа на балках и вращающимися в противоположных направлениях. У вертолета продольной схемы (Як-24) два ротора, расположенные по концам фюзеляжа и вращающиеся в разных направлениях. Вертолет — единственный аппарат, который может выполнять два только ему свойственных режима полета — висение и авторотацию. В и-сение — неподвижное положение вертолета в воздухе, когда его вертикальная и горизонтальная скорости относительно окружающего воздуха равны нулю. Авторотация — режим работы ротора без подачи мощности от двигателя (самовращение). Ротор вращается под действием набегающего (снизу или сбоку) потока воздуха, создавая при этом тягу и подъемную силу. |