Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_259.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Модели самолетов с электродвигателем > Двухмоторный электролет
Двухмоторный электролет |
Двухмоторный электролет был создан в результате дальнейшего развития моделей с электродвигателем. Демонстрационные полеты такого аппарата вызывают большой интерес в любой аудитории, будь то школа или пионерский лагерь; они хорошо смотрятся на слетах, фестивалях и праздниках. Двухмоторная схема модели позволяет повысить ее энерговооруженность, добиться надежности полета на открытом воздухе.
Электролет, изображенный на рис 49, почти весь изготовлен из пенопласта ПС-1; соединения выполнены казеиновым клеем и клеем ПВА. Нервюры для наборного крыла вырезают из липового шпона толщиной 1 мм или из пластин пенопласта толщиной 3 мм, предварительно оклеенных бумагой, материалом для лонжерона служит фанера толщиной 1 мм, для задней кромки — рейка из сосны сечением 3X4 мм, а для передней — пенопласт. Качалку выпиливают нз гетинакса или стеклотекстолита толщиной 0,8—1 мм, закрепляют в стойке, которую приклеивают к усиленной нервюре. Крыло склеивают конденсаторной или ' папиросной бумагой и покрывают нитролаком. Фюзеляж и детали хвостового оперения изготовлены целиком из пенопласта. Для уменьшения массы выдалбливают фюзеляж изнутри. Толщина стенок переменная — от 6—8 мм в нижней (донной) части до 3—4 мм в боковой и верхней. Снизу в хвостовую балку вклеивают сосновый силовой стрингер сечением 2,5Х2,5 мм, а в носовую часть — пластину жесткости из фанеры толщиной 2 мм для крепления стойки шасси, которую получают гибкой из рояльной стальной проволоки диаметром 1,2 мм. Пенопластовые колеса с обеих сторон оклеивают шайбами из фанеры толщиной 1 мм. Фонарь кабины штампуют из оргстекла или целлулоида толщиной 0,3—0,4 мм. Модель окрашивают нитрокрасками, причем детали из пенопласта предварительно оклеивают писчей или папиросной бумагой и зачищают. Масса планера составляет около 50 г, полетная масса электролета — 130—135 г. Для снаряжения модели к полетам особое внимание надо обратить на ее силовую установку — электродвигатели ДП-12-А (рис. 50). Их доработку ведут в таком порядке. Снимают заднюю крышку, на которой расположены клеммы и щетки. На заводе-изготовителе ее наглухо приклеивают к корпусу, поэтому нужно воспользоваться острым ножом или скальпелем, чтобы после сборки крышка села на свое место плотно, без перекосов. Корпус и крышка сделаны из хрупкой пластмассы, поэтому работу надо выполнять очень аккуратно. Вынув якорь, в корпусе двигателя и крышке выпиливают отверстия для охлаждения в соответствии с рисунком. Затем тщательно вычищают из внутренней полости опилки и собирают детали, обратив особое внимание на то, чтобы якорь вращался легко. После этого крышку вклеивают на свое место дихлорэтаном или клеем БФ-2. Рис. 49. Двухмоторный электролет: а — модель в сборе; 6 — профиль крыла; в — конструкция качалки; г — подвеска руля высоты; д — соединение стабилизатора и киля; е — блок питания и его соединение с ручкой управления; ж — колесо; з — соединение двигателей; и — передняя стенка; 1 — передняя кромка; 2—лонжерон; 3 —нервюра; 4 — задняя кромка; 5 — стойка; 6 - - двуплечая качалка; 7 И 24 — втулки; 8 и 21 - кор-ды-токоносители; 9 — тяги руля высоты; 10— стабилизатор; 11 — руль высоты; 12 — петли из ткани; 13 — кабанчик; 14 — киль; 15 — пазы; 16 — блок питания; 17 — проводник к ручке; 18 — провод с зажимом; 19 -- ручка управления; 20 — выключатель питания; 22 — диск из пенопласта; 23 — шайбы; 25 — двигатели; 26 — провода; 27 — витые проводники для соединения с качалкой; 28 — фанерная пластина; 29— стойка шасси Готовые двигатели устанавливают на крыло модели и надежно закрепляют нитками с клеем. Электрическое соединение двигателей — последовательное. В зависимости от коммутации можно обеспечить их вращение в одну или разные стороны. Желательно выполнить соединение так, чтобы оба вала вращались по часовой стрелке, если смотреть на модель спереди. При таком направлении вращения реакция винтов будет способствовать лучшему полету модели по кругу. Да и изготовить два одинаковых воздушных винта проще. Первый, простейший способ закрепления винтов на валах — тугой посадкой с клеем БФ-2, второй — с помощью точеной металлической втулки и стопорного винта, что более надежно и удобнее для замены винта. В качестве корд для пилотирования применяют электрический провод марки ПЭЛ сечением 0,3 мм и длиной от 5 до 7 м, в зависимости от условий полета. Электрическое и аэродинамическое сопротивление таких корд невелико. Для питания двигателей собирают блок из 8 батареек 3336Л, включенных последовательно. Один вывод от блока соединяют напрямую с кордой через ручку управления (см. рис. 50), а на конце другого ставят «крокодильчик» или какой-либо другой зажим для подключения различного количества батарей (при старте — не более б, а затем — по мере падения емкости и соответственно уменьшения оборотов двигателя — подключения в цепь дополнительных батарей). Обычно комплекта хватает на 6 полетов по 5 мин, то есть в общей сложности — на 30 мин полета. Конечно, батарейки 3336Л — отнюдь не лучший источник питания для данной модели из-за сравнительно малой емкости. Гораздо выгоднее применять блок элементов «Сатурн» или аккумуляторы мотоциклетного типа. Правда, вся установка неизбежно становится более громоздкой. Подбор винта и качество его изготовления для данной модели имеют большое значение. Поскольку тяга применяемых двигателей невелика (порядка 20 гс на стенде при 4000—5000 мин.-1), то даже незначительная ее потеря будет весьма ощутимой. В качестве материала для винта используют легкую липу. Поверхность лопастей тщательно обрабатывают и полируют до блеска. Масса изготовленного винта составляет около 2,5 г. |