Летательные аппараты > Организация работы кружка > Организация авиамодельного кружка

Организация авиамодельного кружка


Кру­жок — одна из форм работы по техническому творчеству. Он объединяет школьников, интересующихся определенной областью техники. Цель заня­тий любого технического круж­ка — приобщение ребят к тру­ду, развитие их творческих способностей, формирование умений и навыков.
Авиамодельный кружок объе­диняет ребят, увлеченных авиа­цией. Для многих из них авиамоделизм, это увлека­тельное и серьезное занятие, становится первой сту­пенью в мир авиационной техники.
Авиамоделизм, то есть кон­струирование и постройка мо­делей летательных аппаратов в технических или спортив­ных целях, в нашей стране — это и один из военно-техни­ческих видов спорта, и направ­ление научно-технического творчества. Всю работу по авиационному моделизму ве­дут внешкольные учреж­дения — станции и клубы юных техников, дома и двор­цы пионеров, школы и спор-
тивные клубы ДОСААФ, пио­нерские лагеря.
В СССР более 100 тысяч пионерских лагерей, в кото­рых ежегодно отдыхает око­ло 20 миллионов ребят. Почти в каждом пионерлагере рабо­тают технические кружки, и один из самых популярных — авиамодельный.
Работа авиакружков в пио­нерском лагере имеет свои особенности. Прежде всего — ее продолжительность. Ведь в течение одной смены (а это 20—22 дня) руководителю предстоит организовать инте­ресные занятия с разновоз­растной аудиторией школьни­ков. Само собой разумеется, что формы работы лагерного авиакружка отличны от анало­гичных кружков внешкольных учреждений. Ведь нужно ра­зумно сочетать занятия с от­дыхом ребят.
Как показывает опыт и рас­порядок дня пионерлагеря, луч­шее время для занятий круЖ-ка—с 17 до 19 ч после полд­ника. На случай плохой пого­ды кружок работает и после завтрака — с 10 до 12 ч.
Основная форма работы кружка — практические заня­тия, во время которых зани­маются постройкой и запуском летающих авиамоделей. Хо­чется посоветовать руководи­телям строить несложные мо­дели — бумажные, воздушные змеи и шары, практикуя при этом коллективную работу — звеньями и бригадами. Все это не исключает и изготов­ление кордовых моделей. Ведь их запуски, а особенно воз­душный бой,— одни из самых зрелищных   и   увлекательных.
Обеспечение кружка необ­ходимым инструментом и ма­териалами следует сделать до приезда ребят, в подготови­тельный период. Об этом дол­жен позаботиться его руково­дитель и старший пионерво­жатый или начальник лагеря. Заранее можно подготовить и помещение для кружковой ра­боты.
Представим себе, что все готово для занятий — обору­довано помещение, подготов­лен инструмент и материалы. Возникает вопрос — с чего на­чать?
Вскоре после заезда ребят в лагерь проходит представ­ление (сбор) вожатых, педа­гогов и всего персонала. И если здесь же руководитель покажет, а еще лучше запус­тит несколько авиамоделей (например, «Малютку»), от желающих заниматься в круж­ке отбоя не будет. Некоторые опытные руководители орга­низуют показательные запуски летающих моделей после пер­вого сбора. Разумеется, для этого их надо подготовить заранее,   привезти   с   собой.
Здесь же, на сборе, объяв­ляют, где находится помеще­ние кружка и когда можно в него записаться.
Если такой сбор-знакомство в пионерском лагере не про­ходит, руководитель кружка сам обходит отряды и при­глашает записаться в кру­жок. В некоторых лагерях практикуются экскурсии отря­дов по кружковым комнатам.
Желающих заниматься со­бирают, составляют списки с указанием возраста и с уче­том их знакомства с авиа­моделизмом. В зависимости от числа записавшихся, их уме­ния и навыков, возраста пио­неров возникает необходимость поделить кружок на несколько групп: одну составляют ребя­та младших отрядов, не зани­мавшиеся авиамоделизмом, в другую входят пионеры сред­них отрядов, имеющие неко­торые навыки постройки мо­делей самолетов, в третью объединяют ребят со стажем занятий авиамоделизмом 2—3 года. Этих кружковцев можно привлекать для работы в ка­честве помощников — инструк­торов.