Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_238.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Резиномоторная модель са­молета «Малютка»
Летательные аппараты > Модели самолетов с резиновым мотором > Резиномоторная модель са­молета «Малютка»

Резиномоторная модель са­молета «Малютка»


Резиномоторная модель са­молета «Малютка» (рис. 27). Эту схематическую модель са­молета    сконструировал М. С. Степаненко, один из ветеранов советского авиамо­делизма. Главное ее достоин­ство — простота изготовления. Необходимый для постройки материал: сосновые рейки, не­много стальной проволоки диа­метром 0,6 мм, папиросная и чертежная бумага, рези­новая нить сечением 1X 1 мм
длиной около 2 м. Модель хорошо летает в помещении и на открытом воздухе.
Работу советуем начинать с изготовления крыла. Вы­стругивают рейки сечением IX ХЗ мм: две длиной 360 мм н четыре — 70 мм. После этого из жести вырезают четыре полоски размером 3X20 мм и сгибают их, как показано на рис. 27. Концы длинных и коротких реек смазывают клеем и крепко привязывают к ним полоски.
 
Резиномоторная модель самолета «Малютка»
 
Рис. 27. Резиномоторная модель самолета «Малютка»:
1 — ступица винта; 2 — лопасть виита, 3 — подшипник; 4 — вад винта; 5 — резииомотор; 6 — Рейка фюзеляж; 7—подкос крыла; 8—передняя кромка крыла; 9— нервюры крыла; 10 — задняя кромк крыла; 11 — крючок для резиномотора; 12 — хвостовая балка; 15 — стабилизатор; 14 — киль; 15 -передняя кромка лопасти винта
 
Сечение реек для нервюр — 0,5X2 мм. Их девять — семь длиной 100 мм на центроплане и две концевые длиной 80 мм. Изгибают нервюры на паяль­нике или лампе, концы зата-чивают в виде лопатки.
В местах угла поперечного V к кромкам крыла приклеи­вают сначала две угловые нервюры, а через 15—20 мин устанавливают остальные. К пе­редней кромке в месте стыка с центральной нервюрой при­вязывают подкос из жести и крепят к нему планку кабан­чика. И к ней же приклеи­вают  заднюю   кромку   крыла.
Стабилизатор и киль склеи­вают из реек сечением 1X3 мм (размеры даны на рисунке). Крепят стабилизатор и киль к хвостовой балке фюзеляжа. Ее длина 190 мм, сечение переменное — от 3x3 до 1,5х Х2 мм.
Фюзеляж — сосновая рей­ка длиной 320 мм, сечением 3x4 мм впереди и 3X3 мм в хвостовой части. Используе­мый в качестве подшипника брусок из липы 3x7X10 мм клеят к фюзеляжу и обвязы­вают нитками. Ось отверстия под вал винта смещают вниз и вправо.
Ступицу винта делают из рейки длиной 55 мм и сече­нием 3X4 мм. Прорези для лопастей, изготовленных из двух слоев чертежной бумаги, выполняют лобзиком под уг­лом 35°. Сначала в ступице закрепляют вал винта, затем его же продевают в отвер­стие подшипника и сгибают в. крючок  для  резиномотора.
Всю модель склеивают па­пиросной бумагой. Крыло при­вязывают резиновой нитью к Фюзеляжу. Резиномотором слу-
жат шесть нитей резины сече­нием 1X1 мм. Масса модели около 15 г.
Собрав модель, проверяют, нет ли перекосов. Перемеще­нием крыла вдоль фюзеляжа находят центр тяжести модели с резиномотором. Он должен быть на расстоянии 1/3 шири­ны крыла от передней кромки.
Добившись нужной цент­ровки, модель регулируют на планирование, то есть полет без работы винта. Держа одной рукой за фюзеляж и немного наклонив носовую часть вниз, плавным движе­нием толкают «Малютку». Если модель задирает нос, крыло перемещают к стабилизатору. При крутом полете вниз — пикировании — крыло передви­гают вперед. Хорошо отрегули­рованная модель должна про­лететь 8—10 м.
Более сложный этап — ре­гулировка моторного полета. Закрутив резиновый двигатель на 50—60 оборотов, модель берут за фюзеляж правой ру­кой, а левой держат винт. Легким толчком пускают мо­дель горизонтально. Затем по­степенно увеличивают число оборотов резиномотора. Необ­ходимо запомнить, что нельзя двигать крыло после того, как модель отрегулирована на планирование.Если модель кружит, преж­де всего попробуйте сместить вал винта вправо или откло­нить в ту же сторону киль (или руль поворота). Однако кружение могут вызвать и дру­гие причины: весовая асим­метрия, различная кривизна профиля нервюр у правой или   левой   половины   крыла.
Иногда при малой закрутке резиномотора модель летит хо­рошо, а при большой — не на­бирает высоты. Причина в том, что сильно закрученная резина сгибает рейку-фюзеляж. В этом случае ставят растяж­ки или заменяют рейку более прочной.
Бывает, что в моторном полете модель сильно трясет, и чем больше закрутка резино­мотора, тем сильнее. Значит, сказывается несбалансирован­ность лопастей воздушного винта или же неправильный изгиб крючка вала винта.
Если после запуска модель резко набирает высоту и стре­мится сделать петлю Нестеро­ва, сместите вал вниз. Для этого срежьте нитки, отклей­те подшипники и подточите верхнюю часть вала. Когда модель плохо набирает высоту, вал винта надо переместить вверх.
Регулировать моторный по­лет следует угловым смеще­нием вала винта, а планиру­ющий — перемещением крыла вдоль фюзеляжа (центровкой), изменением угла атаки крыла и поворотом киля.
Для улучшения летных ка­честв «Малютки» авиамодели-, стам, имеющим опыт занятий, можно предложить сделать складывающийся винт.