Летательные аппараты > Модели самолетов с резиновым мотором > Резиномоторная модель са­молета класса В-1

Резиномоторная модель са­молета класса В-1


Резиномоторная модель са­молета класса В-1 (рис. 31) может рассматриваться как шаг к спортивному совер­шенствованию в категории сво-боднолетающих моделей.
Фюзеляж ее состоит из моторной (носовой) части и хвостовой балки, соединенных втулкой. Носовую часть из­готовляют из фанеры толщи­ной 1 мм следующим обра­зом. Лист фанеры размером 450X112 мм распаривают в теплой воде и резиновым жгу­том плотно прижимают к бол­ванке диаметром 30 мм. После просушки место шва спили­вают «на ус» и склеивают, предварительно намотав на болванку два слоя папиросной бумаги, чтобы склеенный фю­зеляж легко можно было снять. Дав высохнуть клею, напиль­ником счищают один слой, что уменьшает массу получившей­ся трубки до 15—20 г. Из­нутри ее дважды покрывают нитролаком.
Хвостовую балку изготов­ляют из стеклоткани на конус­ной оправке. На тонком конце приклеивают пластину из липы толщиной 2 мм для крепления стабилизатора. Задний крючок выгибают из стальной прово­локи диаметром 1 мм.
Пилон с профилированной верхней плоскостью приклеи­вают к фюзеляжу. Спереди и сзади в нем закрепляют по Два штырька из бамбука для намотки резиновой нити креп­ления крыла.
Киль из липовой пластины толщиной 1,2 мм вставляют в прорезь хвостовой балки фюзеляжа и фиксируют на клею. Масса фюзеляжа в сборе 60 г.
Крыло представляет собой наборную конструкцию с кром­ками, законцовками и нервю­рами из бальзы. Можно выпол­нить их и из липы, только следует позаботиться, чтобы она была сухой и выдержан­ной. Толщину деталей надо уменьшить приблизительно вдвое. Нервюры вырезают из липового шпона, обрабаты­вают наждачной бумагой и покрывают эмалитом.
Оба лонжерона вырезают из сосновых реек сечением 3X2 мм. Центральная часть крыла — прямой центроплан. Угол поперечного V выполнен по концам крыла в виде «ушек», образованных консоль­ными частями. Лонжероны каждой консоли соединяют с лонжеронами центроплана уголками из фанеры толщиной 1,5 мм. Крыло оклеивают длин­новолокнистой бумагой и по­крывают эмалитом — трижды сверху и четыре раза снизу. Масса крыла 25 г.
Стабилизатор по конструк­ции аналогичен крылу: 12 нер­вюр — из липового шпона, лон­жерон сечением 2,5Х 1,5 мм — один, только верхний. Крючок для крепления к фюзеляжу выполнен из стальной про­волоки диаметром 1 мм. Ста­билизатор крепят к пластинке хвостовой балки резиновой нитью, которая и отклоняет его для режима парашютирования под углом 45 °, а удер­живается он в таком положе­нии тонкой рыболовной леской.
Стабилизатор оклеивают бумагой и три раза покрывают жидким эмалитом. Его масса 8 г.
Винтомоторная группа вы­полнена так же, как и на описываемой ранее модели. Резиномотор набирают из лен­точной резины сечением 2Х1 мм, длина его 400 мм, масса 20 г.
Полетная масса модели 138 г.
При сборке модели встав­ляют резиновый двигатель, а затем резиновой нитью привя­зывают крыло и стабилизатор. Определяют положение центра тяжести, который должен рас­полагаться на расстоянии 60—65 % длины хорды крыла, считая   от   передней   кромки.
 
Резиномоторная модель са­молета класса В-1
 
Регулируют модель на планирование, изменяя установоч­ный угол стабилизатора. Это­го достигают, опуская или поднимая заднюю кромку ста­билизатора.
Затем выполняют регули­ровку в моторном полете, смещая вал воздушного вин­та. Первые запуски делают при 100—150 витках резино­вого двигателя. Если модель при полете с работающим винтом кабрирует, вал винта смещают вниз. Если она не набирает высоту, вал винта смещают вверх. Добившись хорошего полета на указан­ных витках резинового двига­теля, модель запускают на пол­ных оборотах. Для этого рези­новый двигатель растягивают и закручивают на 350—400 витков. Хорошо отрегулиро­ванная модель набирает высо­ту 40—45 м и держится в воздухе около 2 мин.