www.livit.ru
Контакты     |     RSS 2.0
Летательные аппараты » Самолетовождение » Основы авиационной картографии » Ортодромия и локсодромия
 
Теория и расчет автожира
Обзор развития автожира
Теория ротора
Аэродинамический расчет
автожира
Устойчивость и балансировка
автожира
 
Строим сами летающие модели
Воздушные змеи
Воздушные шары
Модели планеров
Самолеты с резиновым мотором
Кордовые модели самолетов
Самолеты с электродвигателем
Модели вертолетов
Модели ракет
Организация работы кружка
Советы авиамоделисту
 
Самолетовождение
Сокращенные обозначения
и условные знаки,
принятые в самолетовождении
Основы авиационной картографии
Навигационные элементы полета
и их расчет
Безопасность самолетовождения.
Штурманская подготовка
и правила выполнения полета
Самолетовождение
с использованием угломерных
радиотехнических систем
Самолетовождение
с использованием
радиолокационных
и навигационных систем
Полеты в особых условиях
 
Партнеры
рулетка cs go от 100 рублей с карточками
 
Наш опрос
Построили ли Вы что нибудь сами?

Модель самолета
Модель вертолета
Воздушный шар
Модель ракеты
Воздушного змея
Самолет
Вертолет
Автожир

 
Строительное оборудование
Тепловые Пушки от сайта бесплатных объявлений
 
Архив новостей
Февраль 2016 (294)
 
Статьи
» Предотвращение случаев потери ориентировки
Для достижения безопасности самолетовождения экипаж обя­зан в течение всего полета сохранять ориентировку, т. е. знать местонахождение самолета. Современные средства самолетовож­дения обеспечивают сохранение ориентировки при полетах, как днем, так и ночью. Однако практика показывает, что еще встре­чаются случаи потери ориентировки. Это вызывает необходимость изучения ее причин и действий экипажа п ...

» Девиация компаса и вариация
Компасным меридианом называется линия, вдоль кото­рой устанавливается магнитная стрелка компаса, находящегося на самолете (рис. 3. 3). Компасный и магнитный меридианы не совпа­дают. Девиацией компаса Δк называется угол, заключенный между северными направлениями магнитного и компасного мери­дианов. Она отсчитывается от магнитного меридиана к компасному к востоку (вправо) со знаком плюс, к зап ...

» Расчет времени и места встречи самолета с темнотой или рассветом и определение продолжительности ноч ...
Когда полет начался днем, а заканчивается ночью или наоборот, необходимо знать, в какое время произойдет встреча самолета с темнотой или рассветом и какова продолжительность ночного по­лета. Время и место встречи самолета с темнотой или рассветом мож­но рассчитать с помощью НЛ-10М или по графику. Рассмотрим порядок такого расчета с помощью НЛ-10М.

» Использование РПСН-2 в режимах «Снос» и «Снос точно»
Режимы «Снос» и «Снос точно» предназначены для определе­ния угла сноса самолета. Первый используется при полетах до вы­соты 5000 м, а второй — при полетах на высотах от 5000 м и бо­лее. Измерение угла сноса основано на использовании эффекта Доп­лера, сущность которого заключается в том, что при перемещении источника излучения радиосигналов (передатчика) относительно приемника или приемника о ...

» Бумажная модель планера «ДОСААФ»
Для изготовления модели планера «ДОСААФ» (рис. 18) кроме бумаги, ножниц, линей­ки и карандаша понадобится еще и клей. Лучше всего при­менять клей ПВА, а бумагу — из   альбомов  для   рисования. С рисунка по клеткам пере­носят форму фюзеляжа на сло­женную вдвое бумажную заго­товку и вырезают его. Затем таким же образом вырезают крыло, груз, лонжерон и киль. На шаблонах частей стрелкой указано ...

» Резиномоторная модель са­молета «Малютка»
Резиномоторная модель са­молета «Малютка» (рис. 27). Эту схематическую модель са­молета    сконструировал М. С. Степаненко, один из ветеранов советского авиамо­делизма. Главное ее достоин­ство — простота изготовления. Необходимый для постройки материал: сосновые рейки, не­много стальной проволоки диа­метром 0,6 мм, папиросная и чертежная бумага, рези­новая нить сечением 1X 1 мм длиной около ...

» Полеты по ортодромии - Необходимость полета по ортодромии
В гражданской авиации имеются самолеты, обладающие боль­шой дальностью полета. На таких Самолетах совершаются регу­лярные полеты по трансконтинентальным и межконтинентальным авиалиниям. Эти самолеты имеют специальное оборудование, поз­воляющее выполнять полеты по ортодромии. Необходимость пере­хода к полетам по ортодромии вызвана требованием повышения точности самолетовождения.

» Перевод футов в метры и обратно
Футы переводятся в метры, а метры в футы по формулам: Hм = Hфуты:3,28; Hфуты = Нм·3,28. Чтобы перевести футы в метры, на НЛ-10М необходимо индекс ФУТЫ шкалы 14 установить по шкале 15 на данное число футов, а против деления 100 или 1000 шкалы 14 отсчитать по шкале 15 число метров рис. (4.10).

» Игры и соревнования
Одно из доступных и простых — со­ревнование иа время полета моделей с парашютом. Если позволяют условия, можно проводить несколько запусков-туров, если нет — ограничить­ся одним. Продолжительность фиксируемого полета — время с момента взлета модели до момента посадки или до того момента,  когда  она  скроется из поля зрения. Участник, модель которого покажет нан-большее время пол ...

» Планирование и вертикальный спуск автожира
Автожир, если он соответствующим образом сбалансирован, может совершать крутые планирующие спуски при больших углах атаки, так как для него, в отличие от самолета, не существует критического угла, при котором начинаются срыв струй на крыле и резкое уменьшение подъемной силы, и нет опасности штопора при потере скорости.

» Дальность полета
Цель дан­ной игры — достижение наи­большей дальности полета. Перед началом надо огово­рить, сколько раз каждый участник будет запускать свою модель, иными словами, сколь­ко будет зачетных полетов (обычно — три). А перед ни­ми надо дать возможность совершить один-два трениро­вочных (пристрелочных) за­пуска. Очередность выхода на старт обычно определяют же­ребьевкой.

» Списывание девиации магнитных компасов
Точность определения курса самолета с помощью магнитного компаса зависит от знания девиации и правильности ее учета. Пользоваться магнитным компасом, у которого девиация неизвест­на, практически нельзя, так как она может достигать больших зна­чений и привести к ошибкам в определении курса самолета. Девиацию стремятся уменьшить. Для этого компас на самолете располагают вдали от магнитных масс, элек ...

» Помещение для занятий авиамоделизмом
Для работы авиамодельного кружка пионерского лагеря необходимо светлое помеще­ние — мастерская площадью 40—45 м2 для размещения 15—20 рабочих мест. Единой схемы организации мастерской не существует, все опреде­ляется возможностями пионер­лагеря. А они не такие уж и большие. Поэтому на прак­тике площадь мастерской обыч­но не превышает 30 м2. Это, конечно, несколько затрудняет рабо ...

» Длина дуги меридиана, экватора и параллели
Зная радиус Земли, можно рассчитать длину большого круга (меридиана и экватора): S = 2πR= 2·3,14·6371≈40000 км. Определив длину большого круга, можно рассчитать, чему рав­на длина дуги меридиана (экватора) в 1° или в 1ґ: 1 ° дуги меридиана (экватора) =   =   =111 км. 1ґ дуги меридиана (экватора) =   = 1,852 км = 1852 м.

» Контроль пути по направлению и дальности
Контроль пути по направлению и дальности может осуществляться с помощью боковых радиолокаторов путем нанесения на карту места самолета по переданным на борт самолета азимуту и дальности. Такой контроль можно осуществить и без прокладки А и Д на карте, что сокращает время на получение необходимых данных контроля пути.

» Полет от наземного радиопеленгатора
Полет от наземного радиопеленгатора может быть осуществ­лен в том случае, когда он расположен в исходном пункте маршру­та (ИПМ), поворотном пункте маршрута (ППМ) или в любой другой точке на ЛЗП.При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашивается в телефонном режиме пеленг от радиопеленгатора на самолет (пря­мой пеленг — ПП) словами «Дайте прямой пеленг». Пр ...

» Уравнение махового движения лопасти
Уравнение махового движения напишем, исходя из условия равенства нулю суммы моментов всех сил лопасти относительно горизонтального шарнира, а именно (фиг. 59)

» Планер
Планер — летательный аппа­рат тяжелее воздуха, состоя­щий из следующих основных частей: крыло, фюзеляж, хвос­товое оперение (стабилизатор и киль) и шасси. В зависи­мости от назначения раз­личают планеры учебные и спортивные. Крыло создает подъемную силу во время полета, имеет рули поперечного управления— элероны. Фюзеляж — корпус, со­единяющий все части кон­струкции в одно целое. ...

» Выход на конечный пункт маршрута
Выход на КПМ должен быть выполнен точно по месту и вре­мени. Это исключает необходимость выполнения маневра для поис­ка аэродрома посадки и обеспечивает безопасность самолетовожде­ния. Выход на КПМ осуществляется: 1)  визуально или по бортовому радиолокатору; 2)  по компасу и расчетному времени; 3) при помощи радионавигационных, радиолокационных и светотехнических средств, расположенных в пункте н ...

» Сравнение ротора автожира и крыла самолета
На фиг. 70 даны характеристика ротора, имеющего параметры А = 3, δ = 0,006, γ = 10, Θ = 2˚, k=1,0 и характеристика монопланного крыла, имеющего размах, равный диаметру ротора, и относительное удлинение λ = 6. Крыло имеет тот же профиль что и лопасть ротора автожира (Геттинген429),причем коэффициент подъемной силы крыла в целях сравнения отнесен к площади круга отметае ...

» Модель планера А-1 «Пионер»
Модель планера А-1 «Пио­нер» (рис. 26). Данный планер относится к категории спортив­ных моделей и существенно отличается от описанных ранее. С ним можно выступать на соревнованиях почти всех ран­гов и выполнять нормативы для присвоения спортивных разрядов. Разумеется, изготов­ление такой модели под силу лишь авиамоделистам, имею­щим опыт конструирования и определенные навыки в ра­боте. Для построй ...

» Основные систе­мы и агрегаты самолета
Все современные самолеты сходны по устройству, имеют одни и те же основные систе­мы и агрегаты. Крыло — главная часть самолета — создает подъем­ную силу, удерживающую его в воздухе. У разных само­летов крылья отличаются раз­мерами, формой и числом. Самолет с одним крылом на­зывают монопланом, а имеющий два крыла (одно над   другим) — бипланом. Конструкция крыла зави­сит от типа с ...

» Основные точки, линии и круги на земном шаре
Земля непрерывно вращается с запада на восток. Диаметр, во­круг которого происходит это вращение, называется осью враще­ния Земли (рис. 1.2). Эта ось пересекается с поверхностью Земли в двух точках, ко­торые называются географическими полюсами: один Се­верным (С), а другой Южным» (Ю). Северным называется тот по­люс, в котором, если смотреть на него сверху, вращение Земли на­правлено против хода ча ...

» Таблица крейсерских режимов горизонтального полета самолета Ан-24 и пользование таблицей
В целях достижения экономичности полеты по трассам необхо­димо выполнять на наивыгоднейших режимах. Данные о крейсер­ских режимах горизонтального полета для самолета Ан-24 для основных полетных весов приведены в табл. 24.1. Эта таблица пред­назначена для определения наивыгоднейшей скорости полета и часового расхода топлива. Ниже дается характеристика установ­ленных крейсерских режимов полета для с ...

» Коробчатый воздушный змей
Коробчатый змей (рис. 4). Для его изготовления необхо­димы три основные рейки диа­метром 4,5 мм и длиной 690 мм и 12 коротких реек сечением 3X3 мм и длиной 230 мм. Ко­роткие рейки заостряют и встав­ляют на клею в основные под углом 60°. Оклеивают змей папиросной бумагой. Масса его 55—60 г.

» Расчет приборной воздушной скорости для однострелочного указателя скорости
Приборная воздушная скорость рассчитывается для того, что­бы по указателю скорости выдерживать в полете, если это требу­ется, заданную истинную воздушную скорость. Приборная воздуш­ная скорость рассчитывается по формуле Vпр = Vи— (± ΔVм) — (± ΔV).

» Основные радионавигационные элементы
Основными радионавигационными элементами при использо­вании радиокомпаса являются: курсовой угол радиостанции (КУР); отсчет радиокомпаса (ОРК); радиодевиация (Δр); пеленг радиостанции (ПР); пеленг самолета (ПС).

» Навигационное использование системы «Трасса»
Система «Трасса» может быть использована в следующих ре­жимах: «ДИСС», «Память» и автономный режим работы нави­гационного вычислителя («АНУ»). Использование системы «Трасса» в режиме «ДИСС». В этом случае штурман обязан: а)   Перед   вылетом:  1.  Установить  на  щитке управления левый  переключатель в положение  «Выключено», а  правый  — в положение «Суша»  (при полете над водной пове ...

» Пилотажный электролет
Тем, кому работа над моде­лями с электродвигателем по­кажется интересной, предла­гаем построить «пилотажку» (рис. 47), разработанную Ю. Павловым. Эта модель несколько сложнее описанных ранее, но и возможности ее шире, да и энерговооружен­ность выше. Подкупает и внеш­няя форма модели, напоми­нающая настоящий самолет. Крыло склеивают из плас­тин упаковочного пенопласта. Можно также вырезать его из ц ...

» Летатель­ный аппарат тяжелее воздуха
Самолет — самый распро­страненный сегодня летатель­ный аппарат тяжелее воздуха. Первые работы по созданию аэропланов, как тогда называ­ли самолеты, относятся к XIX веку. Огромная заслуга в создании первого в мире самолета принадлежит рус­скому исследователю и изобре­тателю, морскому офицеру Александру Федоровичу Мо­жайскому. В 1854 году он задумал построить воздухопла­вательный аппарат, кото ...

 
Наши друзья
Сделай сам своими руками tehnojuk.ru. Техножук от ветродвигателя до рентгеновского аппарата.
 
 Ортодромия и локсодромия
Самолетовождение » Основы авиационной картографии  |   Просмотров: 26260  
 
Путь самолета между двумя за­данными точками на карте может быть проложен по ортодромии или локсодромии. Выбор способа прок­ладки пути зависит от оснащенности самолета навигационным обору­дованием. Каждая из указанных  линий пути имеет определенные свойства.
Ортодромией называется дуга большого круга, являющаяся кратчайшим расстоянием между двумя точками А и В на поверх­ности земного шара (рис. 1.5).
 
Ортодромия и локсодромия
 
Ортодромия обладает следующими свойствами:
1)   является линией кратчайшего расстояния между двумя точ­ками на поверхности земного шара;
2)   пересекает меридианы под различными, неравными между собой углами вследствие схождения меридианов у полюсов.
Экватор и меридианы являются частными случаями ортодро­мии. Через две точки на земной поверхности, расположенные не на противоположных концах прямой, проходящей через центр Зем­ли, можно провести только одну ортодромию. Условились путь са­молета по ортодромии называть ортодромическим, а направ­ление полета по ортодромии указывать ортодромическим путевым углом (ОПУ), заключенным между северным направ­лением меридиана и линией заданного пути в начальной точке ортодромии. В частном случае, когда ортодромия совпадает с ме­ридианом или экватором, ортодромический путевой угол остается постоянным и равным в первом случае 0 или 180°, а во втором — 90° или 270°.
Полет по ортодромии с помощью магнитного компаса выпол­нить нельзя, так как в этом случае необходимо было бы изменять направление полета самолета от меридиана к меридиану, что осу­ществить практически невозможно. Поэтому такой полет выполня­ется с помощью специальных курсовых приборов — гирополукомпаса или курсовой системы.
На полетных картах, составленных в видоизмененной поликони­ческой проекции, ортодромия между двумя пунктами, расположен­ными на расстоянии до 1000—1200 км, прокладывается прямой ли­нией, а на больших расстояниях — кривой линией, обращенной выпуклостью к полюсу. В первом случае ОПУ и длина пути по ортодромии измеряется по карте. Во втором случае ортодромия наносится на карту по промежуточным точкам, а ОПУ и длина пу­ти по ортодромии рассчитываются по специальным формулам.
В качестве исходных данных для математического расчета ОПУ и длины ортодромии служат географические координаты ее исход­ного и конечного пунктов. Эти координаты определяются с точно­стью до минуты по соответствующим справочникам или снимаются непосредственно на полетной карте.
Длина пути по ортодромии между двумя точками рассчитыва­ется по формуле
cos Sорт = sinφ1 sinφ2 + cosφ1 cosφ2cos (λ2 — λ1),
где Sорт — длина пути по ортодромии в градусах дуги; φ1 и λ1— координаты исходной точки ортодромии; φ2 и λ2 — координа­ты конечной точки ортодромии.
Чтобы получить длину пути ортодромии в километрах, нужно полученный по формуле результат выразить в минутах дуги и ум­ножить на 1,852 км.
Ортодромический путевой угол (направление ортодромии в ис­ходной точке маршрута) рассчитывается по формуле
ctgα = cosφ1 tgφ2 cosec (λ2 — λ1)— sinφ, ctg(λ2 — λ1).
При большой протяженности ортодромия наносится на карту по промежуточным точкам.   Координаты φ и λ этих точек рассчи­тываются по формуле
tgφ1= Аsin(λ — λ1) + Вsin(λ2 — λ), tgφ2
 
Длина пути по ортодромии Длина пути по ортодромии
При этом обычно задаются долготой λ (через 10—20°) и опреде­ляют широту φ каждой промежуточной точки. Коэффициенты А и В для всех промежуточных точек остаются неизменными. Чтобы обеспечить высокую точность конечных результатов, расчет по ука­занным формулам ведется по пятизначным таблицам тригономет­рических функций. По вычисленным координатам наносят проме­жуточные точки на карте, а затем через эти точки проводят орто­дромию в виде плавной кривой линии (рис. 1.6) или в виде отрез­ков прямых, соединяющих вычисленные точки ортодромического пути.
 
Ортодромия и локсодромия
 
Математический расчет орто­дромии дает хорошую точность, но связан с громоздкими вычис­лениями. Поэтому иногда ортод­ромию наносят на полетную кар­ту при помощи навигационного глобуса или сетки, составлен­ной в центральной полярной про­екции, на которой ортодромия для любых расстояний изображается прямой линией. Используя это свойство сетки, можно произвести графический расчет ортодромии. Для этого на сетке соединяют начальную и конечную точки ортодромии прямой линией. На этой прямой намечают промежуточные точки. Затем по координатам переносят их на полетную карту и через полученные на по­летной карте точки проводят ортодромию.
Полет из одной точки в другую по магнитному компасу удобно выполнять с постоянным путевым углом, т. е. по локсодромии.
Локсодромией называется линия, пересекающая меридианы под одинаковыми путевыми углами. Путь самолета по локсо­дромии называется локсодромическим. Постоянный угол, под которым локсодромия пересекает меридианы, называется локсодромическим путевым углом.
На поверхности земного шара локсодромия имеет вид прост­ранственной логарифмической спирали, которая огибает земной шар бесконечное число раз и с каждым оборотом постепенно прибли­жается к полюсу, но никогда не достигает его (см. рис. 1.5). Путь по локсодромии всегда длиннее пути по ортодромии. Только в ча­стных случаях, когда полет происходит по меридиану или по эква­тору, длина пути по локсодромии и ортодромии будет одинаковой.
Если пункты перелета не очень удалены друг от друга, то раз­ность пути по ортодромии и локсодромии незначительна. Разность также мала и при больших расстояниях полета, если маршрут про­ходит под углом не более, 20° по отношению меридиана. При боль­ших расстояниях между пунктами перелета и особенно при на­правлении маршрута, близком к 90 или 270°, разность между рас­стояниями по ортодромии и локсодромии достигает больших зна­чений. При большой протяженности маршрута путь по ортодромии значительно сокращает расстояние, уменьшает продолжительность полета и расход Топлива, что повышает полезную нагрузку самоле­та. Поэтому полеты сверхзвуковых транспортных самолетов выпол­няются по спрямленным воздушным трассам, совпадающим с ор­тодромиями.
Локсодромия обладает следующими свойствами:
1)   пересекает меридианы под постоянным углом и на поверхно­сти земного шара своей выпуклостью обращена в сторону эква­тора;
2)  путь по локсодромии всегда длиннее пути по ортодромии, за исключением частных случаев, когда полет происходит по меридиа­ну или по экватору. Параллели являются частными случаями лок­содромии.
При полетах на большие расстояния разностью пути по орто­дромии и локсодромии пренебрегать нельзя. Поэтому маршрут дальнего полета, если его промежуточные точки не определены за­данием, должен прокладываться по ортодромии. В практике поле­тов по утвержденным воздушным линиям, Для которых установле­ны определенные правила, маршрут не является прямой от пункта вылета до пункта посадки, а имеет ряд изломов. Отрезки прямых выбирают с таким расчетом, чтобы разность в путевых углах в начале и конце участка не превышала 2°. При таком выборе длины участков ЛЗП прокладывается на полетной карте в виде прямой, которую принимают за локсодромию, если направление полета бу­дет выдерживаться по магнитному компасу, или за ортодромию, если направление полета будет выдерживаться с помощью специ­альных курсовых приборов. В этом случае локсодромический путь будет незначительно отклоняться от прямой линии, и для отрезков 200—250 км практически будет совпадать с ЛЗП, проложенной на карте.

Распечатать ..

 
Другие новости по теме:

  • Полеты по ортодромии - Необходимость полета по ортодромии
  • Расчет ИПС при полете по ортодромии
  • Навигационные элементы ортодромической линии пути
  • Зависимость между ортодромическим, истинным и магнитным курсами
  • Использование курсовых приборов самолета Ан-24


  • Rambler's Top100
    © 2009