Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_328.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Основы авиационной картографии > Конические проекции
Конические проекции |
Конические проекции получаются в результате переноса поверхности Земли на боковую поверхность конуса, касательного к одной из параллелей или секущего земной шар по двум заданным параллелям. Затем конус разрезается по образующей и разворачивается на плоскость. Конические проекции в зависимости от расположения оси конуса относительно оси вращения Земли могут быть нормальные, поперечные и косые. Большинство авиационных карт построено в нормальной конической проекции.
Равноугольные конические проекции. Равноугольные конические проекции могут строиться на касательном или на секущем конусе. Принцип построения такой проекции на касательном конусе (рис. 2.5) состоит в том, что все меридианы выпрямляют до соприкосновения с боковой поверхностью конуса. При этом все параллели, кроме параллели касания, будут растягиваться до размеров окружности конуса. Для того чтобы сделать проекцию равноугольной и сохранить подобие фигур, производят растягивание меридианов в такой степени, в какой были растянуты параллели в данной точке карты. Затем конус разрезается по образующей и разворачивается на плоскость.
Карты в равноугольной конической проекции на касательном конусе имеют следующие свойства: 1) меридианы изображаются в виде прямых, сходящихся к полюсу; 2) угол схождения меридианов σ= Δλ sinφ, где Δλ — разность долгот между заданными меридианами; φ — широта параллели касания; 3) параллели имеют вид дуг концентрических окружностей, расстояния между которыми увеличиваются по мере удаления от параллели касания; 4) на параллели касания искажения длин отсутствуют, а в полосе ±5° от этой параллели они незначительные и в практике не учитываются; 5) локсодромия изображается кривой линией, обращенной своей выпуклостью к экватору; 6) ортодромия для расстояний до 1200 км изображается прямой линией, а для больших расстояний имеет вид кривой, обращенной своей выпуклостью в сторону более крупного масштаба. В равноугольной конической проекции на касательном конусе издаются бортовые карты масштабов 1:2000000, 1:2500000, 1 :3 000 000, 1 : 4 000 000 и обзорная карта масштаба 1 :5 000 000. ![]() С целью уменьшения искажений поверхность Земли переносят на секущий конус (рис. 2.6). Равноугольная коническая проекция на секущем конусе имеет следующие свойства: 1) угол схождения меридианов определяется по формуле σ= Δλ sinφср, где Δλ — разность долгот между заданными меридианами; φср — средняя широта между параллелями сечения; 2) на параллелях сечения искажения длин отсутствуют, а в полосе ±5° от этих параллелей искажения незначительные; 3) масштаб в разных точках карты неодинаковый. На внешних сторонах от параллелей сечения он крупнее, а между параллелями сечения мельче. Такое изменение масштабов обусловлено тем, что при переносе поверхности Земли на секущий конус изображения на внешних сторонах от параллелей сечения, приходится растягивать, а между параллелями сечения сжимать; 4) ортодромия изображается кривой, выпуклой в сторону более крупного масштаба и имеет точку перегиба на параллели наименьшего масштаба. В нормальной равноугольной конической про- екции на секущем конусе издаются бортовые карты масштабов 1 :2 000 000 (Москва — Берлин) и 1 : 2 500 000. |