Летательные аппараты > Полеты в особых условиях > Способы определения ортодромических путевых углов
Способы определения ортодромических путевых углов |
В практике ортодромические путевые углы по участкам маршрута (см. рис. 23.4) могут определяться одним из следующих способов:
1. Учетом угла разворота. Для применения этого способа вначале определяют ортодромический путевой угол первого этапа маршрута, равный азимуту частной ортодромии, измеренный в точке вылета самолета. Последующие путевые углы определяются по предыдущему с учетом угла разворота: ОЗИПУ2 = ОЗИПУ1±УР1; ОЗИПУ3 = ОЗИПУ2±УР2 и т. д. При правом развороте УР прибавляется, при левом — вычитается. 2. Учетом угла пересечения. Когда число поворотных пунктов маршрута более трех, чтобы избежать накопления ошибок, путевые углы рассчитывают по азимуту главной ортодромии и углу пересечения: ОЗИПУ2 = А ± УП2; ОЗИПУ3 = А ± УП3 и т. д. При правом развороте УП прибавляется, при левом — вычитается. 3. Учетом поправки на угол схождения меридианов. Очередной ОЗИПУ может быть определен по ЗИПУ, если учесть угол схождения опорного меридиана и меридиана места измерения ЗИПУ. Расчет ведется по формуле ОЗИПУ = ЗИПУ + (± σ); σ = (λо.м — λм.с)sinφср, где λо.м — долгота опорного меридиана; λм.с — долгота места измерения ЗИПУ; φср — средняя широта листа карты. ![]() Пример. λо.м =30°; λм.с = 36°; ЗШУ=38°; φср=б5°. Определить ОЗИПУ. Решение. 1. Определяем поправку на угол схождения меридианов: σ = (λо.м — λм.с) · sinφср= (30° — 36°)·0,8 = — 5°. 2. ОЗИПУ=ЗИПУ+ (±σ) =38°+(—5°) =33°. Ортодромические истинный и магнитный путевые углы связаны между собой соотношением ОЗМПУ = ОЗИПУ— (±Δм.о.м), где Δм.о.м— магнитное склонение в точке линии пути на опорном меридиане. Для полета в обратном направлении ортодромические путевые углы измеряются от опорных меридианов, конечных при полете в первоначальном направлении, т. е. они отличаются от путевых углов первоначального направления полета на величину, не равную 180°. |