Летательные аппараты > Полеты в особых условиях > Использование курсовых приборов самолета Ан-24

Использование курсовых приборов самолета Ан-24


Самолет Ан-24 оборудован гироскопическим индукционным ком­пасом ГИК-1 и гирополукомпасом ГПК-52, которые позволяют вы­полнять полет по заданному маршруту как по локсодромии, так и по ортодромии.
При подготовке к полету штурман обязан решить, какой вид по­лета будет применяться, и в зависимости от этого подготовить и нанести на карту необходимые данные.
Полеты по локсодромии рекомендуется осуществлять в тропи­ческом и умеренном поясах, если отрезки линии заданного пути перекрывают не более 3° по долготе.
Для выполнения полета по локсодромии необходимо:
1.  Определить и нанести на карту для каждого участка маршрута   средние ЗМПУ.
2.  Выдерживать в полете по ГИК-1 магнитные курсы,   рассчитанные для средних ЗМПУ с учетом углов сноса.
3.  Одновременно для дублирования использовать ГПК-52, ус­танавливая его показания по показаниям ГИК-1 не реже чем че­рез   каждые   15  мин полета.
Полеты по ортодромии осуществляются в районах полюсов, а также в умеренном и тропическом поясах, когда отрезки заданной линии пути перекрывают более 3° ПО долготе.
Для выполнения полета по ортодромии необходимо:
1.  Определить по карте для каждого участка маршрута магнит­ные путевые углы относительно магнитных опорных меридианов.
2.  Нанести на карту для каждого участка маршрута значения ортодромических  заданных  магнитных  путевых углов  (ОЗМПУ) справа   от   ЛЗП  и   вдоль   нее.
3.  На исполнительном старте и при пролете ППМ устанавливать на ГПК-52 ортодромический магнитный курс (ОМК), равный МК самолета в данный момент, т. е. отсчету по ГИК-1.
4.  Выдерживать в полете по ГПК-52 рассчитанные для ОЗМПУ ОМК  с учетом   угла   сноса.
5.  Вследствие схождения меридианов и изменения магнитного склонения по маршруту при полете по ортодромии между показа­ниями ГПК-52 и ГИК-1 будет наблюдаться разница, называемая азимутальной  поправкой Δ,  которая  при  правильном  показании ГПК-52 определяется по формуле
Δ =ОМК —МК = (±Δм.м.с) — (±Δм.о.м) + (λо.м —λм.c)sin φср,
где ОМК — ортодромический магнитный курс по ГПК-52 относи­тельно магнитного опорного меридиана; МК — магнитный курс по ГИК-1 в момент сличения показаний ГПК-52 и ГИК-1; Δм.м.с — магнитное склонение в точке линии пути на меридиане места самолета; Δм.о.м — магнитное склонение в точке линии пути на опорном меридиане пройденного ППМ; λо.м — долгота опорного меридиана ППМ; λм.c — долгота места самолета; φср — средняя широта листа карты. 
6.  Для удобства азимутальные поправки рассчитать заранее и нанести на карту в красных кружках через 1—2° долготы справа от  ЛЗП.
7.  Проверять не реже чем через каждые 30 мин полета   соот­ветствие фактической разницы    между показаниями    ГПК-52    и ГИК-1 значению азимутальной поправки, указанной на карте для меридиана  места   самолета.
8.  Если разница между   показаниями   ГПК-52 и ГИК-1 отли­чается от азимутальной поправки более чем на 2°, провести кор­ректировку показаний ГПК-52, т. е. установить его на отсчет, рав­ный значению МК по ГИК-1 плюс азимутальная поправка. Этим самым устраняется уход оси гироскопа за время полета. Гироскоп с уходом на 2° за 30 мин полета в дальнейшем подлежит   регули­ровке.
При полетах в районе полюсов необходимо иметь в виду, что остаточная девиация магнитных компасов увеличивается по мере уменьшения горизонтальной составляющей напряженности геомаг­нитного поля, а при напряженности 0,06 эрстеда и менее показа­ния гиромагнитных (магнитных) компасов становятся неверными. Поэтому в полярных районах применение курсовых приборов самолета Ан-24 имеет некоторые особенности.
При вылете с аэродрома, где горизонтальная составляющая геомагнитного  поля  нормальная,  ГПК-52  устанавливают  на   курс   перед
взлетом в обычном порядке по показанию ГИК-1. Если же вылет производится с аэродрома, где горизонтальная составляю­щая геомагнитного поля слишком мала, то для установки ортодромического курса на ГПК-52 необходимо:
1.  Вырулить на ВПП и установить самолет строго по ее оси.
2.  Установить на ГПК-52 ортодромический курс, равный ПМПУ данного   аэродрома.
3.  В дальнейшем ГПК-52 будет указывать ОМК относительно меридиана аэродрома вылета. В полете переводить ГПК-52 вруч­ную недопустимо, так как система отсчета будет нарушена.
4.  При подлете к аэродрому посадки,    где горизонтальная со­ставляющая геомагнитного поля также мала, рассчитать азиму­тальную поправку, приняв меридиан этого аэродрома за меридиан места самолета, затем с помощью задатчика курса довернуть шка­лу ГПК-52 на величину рассчитанной поправки, взятой с обратным знаком.
5.  Подход к аэродрому   и    заход на посадку   выполнять   по ГПК-52, принимая его показания за магнитный курс, определяемый относительно магнитного меридиана данного аэродрома.