Летательные аппараты > Штурманская подготовка и правила выполнения полет > Порядок работы штурмана при выполнении полета по воздушной трассе

Порядок работы штурмана при выполнении полета по воздушной трассе


Непосредственно перед запуском двигателей, когда все члены экипажа займут свои рабочие места в кабине самолета, проводит­ся контрольная проверка готовности оборудования и самолета к полету в соответствии с контрольной картой обязательных прове­рок.
После запуска двигателей штурман обязан выполнять свои функции в таком порядке:
1.  При рулении на предварительный старт контролировать ра­ботоспособность ГИК, ГПК, радиокомпасов и бортового радиолока­тора.
2.  При подготовке к взлету на предварительном старте прослу­шивать радиообмен по УКВ радиостанции, проверить правильность настройки радиокомпасов, включить высокое напряжение передат­чика радиолокатора и проверить наличие развертки на его экране.
3.  На исполнительном старте после установления самолета на линию взлета убедиться, что показания ГИК и ГПК соответствуют МК взлета, проверить правильность показаний    радиокомпасов и стрелок КППМ (при включенной наземной аппаратуре), прослушивать связь по УКВ радиостанции.
4.  В начале разбега нажать кнопку часов для отсчета времени полета и запомнить время взлета.
5.  В процессе разбега сообщать экипажу   скорость,   начиная с 120 км/ч через 10 км/ч. При скорости 150 км/ч перенести взгляд на прибор тангажа и сообщать угол тангажа, начиная с угла 4°, сло­вами «Тангаж 4» и т. д. (данные указаны для самолета Ан-24).
6.  После отрыва самолета следить за выдерживанием направ­ления по курсу, за скоростью и высотой полета.   Обязательно до­кладывать:
а)  достижение скорости 210 км/ч при высоте полета    не менее 5 м по радиовысотомеру (уборка шасси);
б)  достижение высоты 100 и по радиовысотомеру   при скорости полета 230—250 км/ч в зависимости от взлетного веса    (уборка закрылков).
7.  После взлета записать в штурманский бортовой журнал вре­мя и МК взлета.
8.  После набора высоты   200 м и разрешения   диспетчера на выход из круга сообщать командиру корабля данные для выполне­ния установленного маневра отхода от аэродрома, следить за пока­заниями приборов и вести ориентировку.
9.  На высоте перехода проконтролировать   установку   высото­меров на давление 760 мм рт. ст.
10. При отходе от ИПМ:
а)   сообщить командиру корабля ЗМПУ и МК следования пер­вого участка трассы (маршрута);
б)   пустить секундомер и заметить время отхода и остаток топ­лива;
в)  убедиться, что самолет следует с заданным курсом;
г)  записать время отхода и МК. в штурманский бортовой жур­нал, определить остаток топлива и рассчитать предполагаемое вре­мя пролета поворотных пунктов маршрута, контрольных   ориенти­ров, границ РДС и аэродрома посадки.
11.  Через 5—10 мин после отхода от ИПМ визуально или с по­мощью РТС произвести контроль пути по направлению и по даль­ности.
12.  В процессе набора высоты следить за режимом набора и за воздушной обстановкой, 2—3 раза уточнить курс следования путем измерения фактического угла сноса.
13.  После набора высоты заданного эшелона уточнить   и сооб­щить командиру корабля о местонахождении самолета, рассчитать истинную воздушную скорость и произвести записи в штурманском бортовом журнале. При достаточной протяженности первого участ­ка определить путевую скорость, угол сноса, направление и ско­рость ветра: Уточнить время прибытия на ППМ.
14. При подходе и пролете ППМ:
а)   за 5 мин до ППМ рассчитать по фактическому   ветру МК следования, угол сноса, путевую скорость и время полета на оче­редной участок трассы;
б)   за 2—3 мин до ППМ прекратить все записи и расчеты, визу­ально или с помощью РТС вывести самолет на ППМ, доложить командиру корабля о проходе ППМ и сообщить ему ЗМПУ и МК следования для нового участка трассы;
в)   над ППМ заметить время, остановить секундомер и вновь пустить его и отсчитать по приборам остаток топлива;
г)  произвести записи в штурманском бортовом журнале и рас­считать время прибытия на очередной ППМ (КО).
15. При полете между ППМ:
а)   после отхода от ППМ убедиться, что самолет следует с за­данным курсом;
б)  вести контроль пути по направлению и по дальности;
в)  при уклонении от ЛЗП определить БУ и исправить курс сле­дования.
г)   на контрольном этапе определить угол сноса, путевую ско­рость и фактический ветер;
д)  визуально и с помощью РТС определять место   самолета и уточнять время прибытия на ППМ;
е)  периодически согласовывать ГПК с показаниями ГИК;
ж)  систематически осуществлять контроль за режимом полета и при отклонениях от заданного режима докладывать об этом ко­мандиру корабля и вносить исправления;
з)   рассчитывать навигационные данные на следующий участок трассы.
На последующих участках трассы порядок работы аналогичный.
16.  При подходе к аэродрому посадки:
а)   за 15—20 мин до аэродрома посадки получить   данные об условиях подхода и посадки, просмотреть схему захода на посад­ку, расположение и превышение препятствий, указанных в схеме;
б)  рассчитать время и место начала снижения в соответствии с указаниями диспетчера, безопасную высоту полета для района под­хода;
в)   настроить радиокомпасы на приводные радиостанции систе­мы посадки установленной на данном аэродроме;
г)   рассчитать безопасную высоту для полета по схеме захода на посадку;
д)  за 10 мин до посадки рассчитать все элементы захода на по­садку и в письменной форме передать расчет командиру корабля;
е)  непрерывно контролировать режим снижения и прослушивать по радио информацию о воздушной обстановке   в районе    аэро­дрома;
ж)   на эшелоне   перехода проверить правильность    установки барометрических высотомеров на давление аэродрома посадки;
з)  вывести самолет на ДПРМ или в другую точку, указанную диспетчером, для захода на посадку по кратчайшему пути.
17. При заходе на посадку:
а) сообщать командиру корабля данные для полета   по схеме захода на посадку;
б) вести контроль за полетом и при необходимости вносить поправки, не допуская отклонений самолета от установленной схемы захода;
в) после выхода на предпосадочную прямую выключить передатчик радиолокатора, докладывать командиру корабля высоту и скорость полета и подавать команды в соответствии с распределе­нием обязанностей в экипаже при заходе на посадку.
18. После посадки и заруливания на стоянку выключить все навигацианно-пилотажные приборы и радиооборудование, оформить штурманский бортовой журнал, дать его на подпись командиру ко­рабля и получить от него замечания о работе.
В продолжение всего полета штурман обязан соблюдать осмот­рительность и следить за метеорологической обстановкой.
При обнаружении в полете атмосферных гроз и других опасных метеоявлений совместно с командиром корабля намечать маневры для их обхода. Сообщать службе движения метеообстановку по трассе полета и принимать данные о состоянии погоды в пункте посадки и на запасных аэродромах. В случае ухудшения погоды в пункте посадки уточнять по фактическому остатку топлива и фак­тическому ветру рубеж возврата или рубеж ухода на запасный аэродром. При получении указаний от службы движения на выход в ППМ (КПМ) в заданное время производить расчет потребной воздушной скорости полета.