Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_349.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Подготовка к выполнению и выполнение девиационных работ
Летательные аппараты > Навигационные элементы полета и их расчет > Подготовка к выполнению и выполнение девиационных работ

Подготовка к выполнению и выполнение девиационных работ


При подготовке к выполнению девиационных работ необходимо:
1)   проверить состояние девиационного пеленгатора и исправ­ность его магнитной системы;
2)   выбрать площадку для девиационных работ, удаленную не менее чем на 150—200 м от стоянок самолетов, строений и линий высоковольтных передач; площадка должна быть ровной и иметь хороший обзор;
3)  измерить из центра площадки при помощи    девиационного пеленгатора магнитные пеленги   одного-двух   ориентиров, удален­ных не менее чем на 3—5 км;
4)   проверить наличие штатного оборудования на самолете;
5)  осмотреть компас, проверить его исправность и определить угол застоя и время успокоения картушки;
6)  установить в нейтральное положение магниты девиационного прибора, а у компаса ГИК-1, кроме того, установить регулировоч­ные винты лекала коррекционного механизма в средние    положе­ния;
7)   подготовить протокол    выполнения    девиационных    работ, бланк графика и антимагнитную отвертку.
Девиационные работы на самолете выполняются с целью опре­деления и устранения постоянной и полукруговой девиации, списы­вания остаточной девиации и составления графика девиации.
Определение, уменьшение и списывание остаточной девиации осуществляются при работающих двигателях с включенным элек­тро- и радиооборудованием, которое большую часть времени рабо­тает в полете.
Девиационные работы включают следующие этапы:
1)  определение и устранение постоянной девиации и установоч­ной ошибки компаса;
2)   устранение полукруговой девиации;
3)   списывание остаточной девиации и составление графика де­виации.
Определение и устранение постоянной девиации и установоч­ной ошибки компаса. Для выполнения этого этапа работы необхо­димо:
1)   последовательно установить самолет на четыре главных маг­нитных курса: 0, 90, 180 и 270°;
2)   на каждом курсе отсчитать показание компаса и определить девиацию по формуле

Δк = МК - КК;

3)   вычислить величину постоянной девиации  и установочной ошибки по формуле
 
постоянная девиация

 
Если постоянная девиация равна 2° и более, то ее необходимо устранить поворотом компаса (датчика) на величину этой девиа­ции. При положительном значении постоянной девиации компас (датчик) доворачивают вправо, а при отрицательном — влево. Величина доворота определяется по изменению курса.
Пример. На магнитных курсах 0, 90, 180 и 270° отсчитаны компасные курсы 352, 93, 175 и 264°. Определить девиацию на каждом курсе и установочную ошибку.
Решение.   1.  Находим девиацию компаса Δк:   +8°, —3°, +5° и  +6°.
2. Определяем установочную ошибку компаса:
Δк. уст= Определяем установочную ошибку компаса = Определяем установочную ошибку компаса = + 4°.
Для устранения постоянной девиации и установочной ошибки необходимо компас развернуть вправо на 4°. После доворота компасный курс должен быть 268° (вместо 264°).
Порядок заполнения протокола девиационных работ и опреде­ления установочной ошибки компаса показан в табл. 3. 1.
Таблица 3.1
Протокол выполнения девиационных работ
Самолет: тип Ил-14              № 16645   Компас пилота:                    тип КИ-13
                                                                                                                 № 361249
Дата 30. 9. 73 г.                                       Компас штурмана:               тип
                                                                                                                 №
Магнитные пеленги ориентиров
 
Ориентиры Магнитные пеленги
1. Труба
2. Мачта
   51°
348°
   
Устранение   постоянной девиации
 
Компас пилота Компас штурмана
МК 90° 180° 270° 
МК 90° 180° 270° 
КК 352° 93° 175° 264° КК
Δк +8= -3° +5° +6° Δк
Устранение постоянной девиации Устранение постоянной девиации
Компас довернут
вправо на 4°
КК после доворота 268°
Компас довернут
               на
КК после доворота


Устранение полукруговой   девиации.   Полукруговая   девиация устраняется в следующем порядке:
1)   установить самолет на MK=0°, определить девиацию и вра­щением удлинителя «С—Ю»   довести   девиацию до нуля, т. е. до­биться, чтобы КК был равен МК;
График остаточной девиации
 
Рис. 3.18. График остаточной девиации

2)   установить самолет на МК=90°, определить девиацию и вра­щением удлинителя «В—З» довести девиацию до нуля;
3)   установить самолет на МК=180°, определить    девиацию и вращением удлинителя «С—Ю» уменьшить девиацию в 2 раза;
4)    установить   самолет   на   МК=270°,   определить   девиацию и вращением удлинителя «В—3» уменьшить девиацию в 2 раза.
Работу по устранению полукруговой девиации заносят в про­токол выполнения девиационных работ.
Пример. На магнитных курсах 0, 90, 180 и 270° отсчитаны компасные кур­сы 356, 97, 174 и 274°. Определить девиацию компаса на каждом курсе и про­извести устранение полукруговой девиации.
Решение. 1. Находим девиацию компаса Δк: +4°, —7°, +6°, —4°.
2.   Определяем,    до какого  значения    должна  быть  доведена      девиация: 0, 0, +3°, —2°.
3.   Находим компасные курсы, по которым контролируется  устранение по­лукруговой девиации: 0, 90, 177 и 272°.
Списывание остаточной девиации и составление графика де­виации. Остаточная девиация списывается на восьми курсах в сле­дующем порядке:
1)   установить самолет последовательно на  магнитные курсы:
270, 315, 0, 45, 90, 135, 180 и 225°;
2) на каждом магнитном курсе отсчитать показание компасов, определить девиацию и записать полученные результаты в прото­кол выполнения девиационных работ;
3)  по данным остаточной девиации составить графики и закре­пить их в кабинах самолета в отведенных для этого местах. Гра­фик строится по компасным курсам (рис. 3. 18).
Пример. На магнитных курсах 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270 и 315° отсчитаны компасные курсы 357, 46, 93, 134, 177, 223, 272 и 315°. Определить остаточную девиацию.
Решение. Находим Δк:  +3°, —1°, —3°, +1°,  +3°,+2°, —2° и 0.
Порядок устранения полукруговой девиации и списывания оста­точной девиации показан в табл. 3. 2.
С целью сокращения объема работ списывание девиации можно выполнять в таком порядке:
1. За первый круг:
а) устранить полукруговую девиацию;

Таблица 3.2
Устранение полукруговой девиации
Компас пилота Компас штурмана
МК 90° 180° 270° 
МК 90° 180° 270° 
КК 356° 174° 97° 274° КК
Δк +4° +6°
-7° -4° Δк
доведена до
доведена до

Определение остаточной девиации
МК 270° 
315° 0° 
45° 90° 135° 180° 225° 
Компас пилота КК 
272° 315° 
357°
46°
93° 134° 177°
223°   
Δк
—2° 
+3°
—1° —3° + 1°
+3°
+2°    
Компас штурмана КК    
Δк
 

Девиационные работы производил:      
(должность, подпись)     

б) устранить постоянную девиацию и установочную ошибку компаса, которая в этом случае определяется по формуле
 Девиация на курсах
Девиация на курсах 180 и 270° берется та, которая была до устранения полукруговой девиации.
2. За второй круг списать остаточную девиацию.
После устранения полукруговой девиации удлинители девиационных приборов компасов типа КИ заклеивают полосками бума­ги, а удлинители девиационного прибора датчика затягивают хо­мутиком и законтривают латунной проволокой.