Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_364.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Ошибки барометрических высотомеров
Летательные аппараты > Навигационные элементы полета и их расчет > Ошибки барометрических высотомеров

Ошибки барометрических высотомеров


Барометрические высотомеры имеют инструментальные, аэро­динамические и методические ошибки.
Инструментальные ошибки высотомера ΔН возникают вследствие несовершенства изготовления прибора и неточности его регулировки. Причинами инструментальных ошибок являются несовершенства изготовления механизмов высотомера, износ де­талей, изменение упругих свойств анероидной коробки, люфты и т. д. Каждый высотомер имеет свои инструментальные ошибки. Они определяются путем проверки высотомера, заносятся в спе­циальную таблицу и учитываются в полете.
Аэродинамические ошибки ΔНа возникают в резуль­тате неточного измерения атмосферного давления на высоте поле­та вследствие искажения воздушного потока, особенно при поле­те на больших скоростях. Эти ошибки зависят от скорости поле­та, типа приемника, воспринимающего атмосферное давление, и места его расположения. Они определяются при испытаниях са­молетов и заносятся в таблицу поправок. Для упрощения учета инструментальных и аэродинамических поправок составляется таблица показаний высотомера с учетом суммарных поправок, которая помещается в кабине самолета (табл. 5.1).
Таблица 5. 1
Показания высотомера с учетом  суммарных поправок
 
Заданная высота  полета, м    Показания высотоме­ра, м    Заданная высота полета, м    Показания высотоме­ра, м      
0    0    4 500    4 550      
600    640    4 800    4 860      
900    960    5 100    5 170      
1 200    1 250    5 400    5 470      
1 500    1 540    5 700    5 750      
1 800    1 860    6 000    6 070      
2 100    2 160    6 600    6 650      
2 400    2 450    7 200    7 250      
2 700    2 760    7 800    7 740      
3 000    3 060    8 400    8 320      
3 300    3 360    9 000    8 930      
3 600    3 660    10 000    9 920      
3 900    3 980    11 000    10 910      
4 200    4 260    12 000    11 840     
Методические ошибки возникают вследствие несовпа­дения фактического состояния атмосферы с расчетными данны­ми, положенными в основу для расчета шкалы высотомера. Шкала высотомера рассчитана для условий стандартной атмосферы на уровне моря: давление воздуха Ро=760 мм рт. ст., температура t0= + 15°С, температурный вертикальный градиент tгр=6,5° на 1000 м высоты.
Использование стандартной атмосферы предполагает, что за­данной высоте соответствует вполне определенное давление. Но так как в каждом полете действительные условия атмосферы не сов­падают с расчетными, то высотомер показывает высоту с ошиб­ками.
Барометрическому высотомеру присущи также ошибки вслед­ствие того, что он не учитывает изменения топографического рель­ефа местности, над которой пролетает самолет.
Методические ошибки барометрического высотомера делятся на три группы:
1)   ошибки от изменения атмосферного давления у земли;
2)   ошибки от изменения температуры воздуха;
3)   ошибки от изменения рельефа местности.
Ошибки от изменения атмосферного давления у земли. Ба­рометрический высотомер измеряет высоту полета относительно уровня изобарической поверхности, атмосферное давление кото­рой установлено на шкале давлений высотомера. Он не учитыва­ет изменения давления по маршруту. Обычно атмосферное давле­ние в различных точках земной поверхности в один и тот же мо­мент неодинаковое. На рис. 5.2 показано, что на аэродроме выле­та давление равно 760 мм рт. ст., а по маршруту полета оно в оп­ределенных точках равно 750 и 765 мм рт. ст. Перед вылетом стрелки высотомера устанавливают на нуль, при этом шкала дав­лений высотомера установится на давление аэродрома вылета (в приведенном примере шкала давлений установится на отсчет 760 мм рт. ст.). Если пилот по маршруту будет выдерживать за­данную приборную высоту, то истинная высота будет изменяться в зависимости от распределения атмосферного давления у земли. При падении атмосферного давления по маршруту истинная вы­сота будет уменьшаться, при повышении давления — увеличиваться. Как видно из рисунка, изменение истинной     высоты    происходит    вследствие    изменения    атмосферного
 
Ошибки высотомера от изменения давления у земли

Рис. 5.2. Ошибки высотомера от изменения давления у земли
Ошибки высотомера от изменения температуры воздуха
 
Рис. 5.3 Ошибки высотомера от изменения температуры воздуха

давления на уровне, относи­тельно которого ведется отсчет истинной высоты.
Изменение атмосферного давления с высотой характеризуют барометрической ступенью — высотой, на которую надо подняться или опуститься от исходного уровня, чтобы давление изменилось на 1 мм рт. ст.
В практике барометрическую ступень для малых высот берут равной 11 м. Следовательно, каждому миллиметру изменения давления у земли соответствует 11 м высоты, т. е. ΔНб=11·ΔР.
Ошибки от изменения атмосферного давления у земли учиты­ваются следующим образом:
1)   перед вылетом — установкой стрелок высотомера  на  нуль;
2)   перед посадкой — установкой на высотомере давления аэро­дрома;
3)   при расчете высот — путем учета поправки на изменение ат­мосферного давления (ΔНб).
Ошибки от изменения температуры воздуха. Шкала высото­мера тарируется по стандартной средней температуре воздуха в слое измеряемой высоты. Поэтому высотомер будет правильно по­казывать высоту полета только при совпадении фактической сред­ней температуры воздуха с расчетной. Но в реальных условиях фактическая температура воздуха, как правило, не совпадает с расчетной. Поэтому высотомер показывает высоту с ошибкой. Сущность этой ошибки заключается в том, что при изменении тем­пературы воздуха у земли происходит изменение температуры и давления воздуха на высоте. В холодное время года воздух стано­вится более плотным, и в этом случае давление с поднятием на вы­соту уменьшается быстрее, чем в теплое время, когда воздух обла­дает меньшей плотностью.
Методическая температурная поправка высотомера
ΔНt=ΔНпр  Методическая температурная поправка высотомера
 

где Нпр— приборная высота полета; tср.фак — средняя фактиче­ская температура воздуха в слое от нулевого уровня до высо­ты полета; ΔTср —разность между средней фактической температурой и средней стандартной температурой для данной, высоты.
Знак поправки определяется знаком ΔTср.
Из формулы следует, что высотомер при температурах у зем­ли ниже +15° будет завышать, а при температурах выше +15° за­нижать показания высоты (рис. 5.3).
Ошибки высотомера от изменения рельефа местности
Рис. 5.4.  Ошибки высотомера от изменения рельефа местности
 
Температурная ошибка особенно опасна при полетах на малых высотах и в горных районах в холодное время года. В практике считают, что для малых высот каждые 3° отклонения фактической температуры воздуха от стандартной вызывают ошибку, равную 1% измеряемой высоты. Обычно методическая температурная по­правка высотомера учитывается с помощью НЛ-10 М.
Ошибки от изменения рельефа местности. Эти ошибки возни­кают потому, что высотомер в продолжение всего полета указы­вает высоту не над пролетаемой местностью, а относительно уров­ня изобарической поверхности, атмосферное давление которого установлено на высотомере. Чем разнообразнее рельеф пролетае­мой местности, тем больше будут расходиться показания высото­мера с истинным значением высоты (рис. 5.4).
Для определения истинной высоты полета необходимо учиты­вать поправку на рельеф пролетаемой местности. Высота релье­фа определяется по карте. При расчете истинной высоты поправ­ка на рельеф алгебраически вычитается из абсолютной высо­ты, а при расчете приборной высоты прибавляется.