Летательные аппараты > Использование радиолокации и навигации > Состав оборудования системы «Трасса» и принцип работы навигационного вычислителя

Состав оборудования системы «Трасса» и принцип работы навигационного вычислителя


В состав оборудования системы «Трасса» входят следующие основные устройства и приборы (рис. 20.1):
1.  Доплеровский   измеритель  путевой   скорости   и   угла сноса (ДИСС).
2.  Автоматическое  навигационное  устройство   (АНУ);   его на­зывают также навигационным вычислителем.
3.  Датчик курса.
4.  Датчик воздушной скорости.
5.  Задатчик угла карты.
6.  Указатель угла сноса и путевой скорости.
7.  Счетчик координат.
 
состав оборудования системы «Трасса»
 
Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса не­прерывно измеряет путевую скорость и угол сноса и выдает эти данные на указатель. Одновременно с этим значения путевой ско­рости и угла сноса подаются в навигационный вычислитель, ко­торый осуществляет счисление пройденного самолетом пути по осям С (Y) и В (X) в ортодромической системе координат.
Навигационный вычислитель связан с курсовой системой и задатчиком угла карты. При установке на задатчике МУК = ОЗМПУ координатная ось С совмещается с ЛЗП, а координатная ось В располагается перпендикулярно к ней.
Сигналы курса самолета, поступающие от курсовой системы, и сигналы угла сноса, поступающие от доплеровского измерителя, складываются и их сумма сравнивается с ОЗМПУ, установленным на задатчике угла карты.
В основу работы навигационного вычислителя положено авто­матическое определение углового бокового уклонения самолета, т. е. решение равенства БУ = (ОМК + УС) — ОЗМПУ.
Если сумма курса и угла сноса равна ОЗМПУ, то вектор путевой скорости  самолета  совмещен  с  координатной осью  С. Если это равенство не обеспечивается, то вектор путевой скорости рас­кладывается навигационным вычислителем на две составляющие. Одна из них Wc направлена по направлению ЛЗП, а другая WB — перпендикулярно к ЛЗП (рис. 20.2). Суммирование углов и разложение вектора путевой скорости на составляющие по осям С и В происходит непрерывно электромеханическим способом.
Полученные составляющие Wc и WB интегрируются по вре­мени специальными моторчиками, которые и выдают на счетчик координат текущие значения координат места самолета в виде пройденного пути по ортодромии и линейного бокового уклоне­ния.