» Компенсация радиодевиации Радиодевиация компенсируется в следующем порядке: 1. Выключить радиокомпас и отсоединить компенсатор от блока рамки. 2. Снять скобу с указателя радиодевиаций.
» Вывод самолета в заданный район Для вывода самолета в заданный район необходимо: 1. Соединить прямой линией место самолета с пунктом, на который необходимо выйти. 2. Измерить по карте ЗМПУ и расстояние до заданного пункта (рис. 19.7). 3. Стрелки счетчика координат установить на нуль. 4. На автомате курса и задатчике ветра установить МУК = ЗМПУ. 5. На задатчике ветра установить навигационное направление ветра и его скорост ...
» Расчет времени и места догона впереди летящего самолета
Чтобы рассчитать время догона впереди летящего самолета, необходимо знать расстояние между самолетами, путевые скорости и время пролета самолетами контрольного ориентира. Время догона впереди летящего самолета t дог =S/ W2 — W1
» Самолетовождение с использованием самолетной радиолокационной станции рпсн-2 («эмблема») - Назна ... Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации РПСН-2 предназначена для обеспечения безопасности полетов в сложных метеоусловиях, в зонах с интенсивным воздушным движением, в районах с сильно пересеченной местностью путем предупреждения экипажа от столкновений с воздушными и наземными препятствиями. Кроме того, с помощью РПСН-2 можно решать следующие задачи самолетовождения: ...
» Первые воздушные змеи Воздушный змей сегодня нередко воспринимается только как игрушка для детского развлечения. Но мало кто знает, что он имеет давнюю и интересную историю. Первые воздушные змеи появились около четырех тысяч лет назад. Родина их — Китай. Самой распространенной была форма змея-дракона, что, возможно, и определило название «воздушный змей». Современные воздушные змеи совершенно не напоминаю ...
» Полет на радиопеленгатор При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются в телефонном режиме обратные пеленги (ОП) словами: «Дайте обратный пеленг».При использовании KB радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются пеленги в телеграфном режиме кодовым выражением ЩДМ, которое означает: «Сообщите магнитный курс, с которым я должен направиться к вам при отсутствии в ...
» Классификация ориентиров и их главные отличительные признаки Визуальная ориентировка ведется по земным ориентирам. Ориентирами называются все объекты на земной поверхности или отдельные ее характерные участки, выделяющиеся на общем ландшафте местности, изображенные на карте и видимые с самолета. Они могут использоваться для определения места самолета. Ориентиры подразделяются на линейные, площадные и точечные.
» Пеленг и курсовой угол ориентира Магнитным пеленгом ориентира МПО называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением на ориентир: трубу, мачту, радиостанцию и т. д. (рис. 3.8). МПО отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до направления на ориентир по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
» Резиномоторная модель самолета «Малютка» Резиномоторная модель самолета «Малютка» (рис. 27). Эту схематическую модель самолета сконструировал М. С. Степаненко, один из ветеранов советского авиамоделизма. Главное ее достоинство — простота изготовления. Необходимый для постройки материал: сосновые рейки, немного стальной проволоки диаметром 0,6 мм, папиросная и чертежная бумага, резиновая нить сечением 1X 1 мм длиной около ...
» Методика проведения занятий В пионерском лагере из-за непродолжительной работы кружка важное значение приобретает организация и содержание каждого занятия. Вопросы методики проведения занятий, их организационная четкость во многом определяются опытом руководителя. Большую часть руководителей кружков в пионерских лагерях составляют энтузиасты технического творчества, слабым местом которых является недостаточное знани ...
» Определение момента пролета радиостанции или ее траверза Полет на радиостанцию заканчивается определением момента ее пролета. Как правило, этот момент необходимо ожидать. О приближении самолета к радиостанции можно судить по следующим признакам: а) истекает расчетное время прибытия на РНТ; б) увеличивается чувствительность радиокомпаса, что сопровождается отклонением стрелки индикатора настройки вправо.
» Основные географические понятия - Форма и размеры Земли На основании многочисленных геодезических измерений установлено, что Земля представляет собой небесное тело, не имеющее простой геометрической формы. За геометрическое тело, близкое к истинной форме Земли, принят геоид. Геоидом называется геометрическое тело, ограниченное условной (уровенной) поверхностью, которая является продолжением поверхности океанов в их спокойном состоянии. Геоид не имее ...
» Использование РСБН-2 для захода на посадку РСБН-2 при заходе на посадку позволяет: 1. Производить «вписывание» самолета в установленную для данного аэродрома схему захода на посадку. 2. Осуществлять контроль полета по установленной схеме. 3. Выводить самолет в зону курсового радиомаяка.
» Перевод морских и английских миль в километры и обратно Перевод морских (ММ) и английских (AM) миль в километры и обратно производится по формулам: Sкм= S (ММ)·1,852; Sкм = S(AM)·1,6; S (ММ) = Sкм :1,852; S(AM) = Sкм:1,6. Чтобы перевести морские или английские мили в километры, на НЛ-10М необходимо деление 100 или 1000 шкалы 14 установить на число морских или английских миль по шкале 15 и соответственно против индекса ММ или AM .отсчитать по ...
» Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту в штиль Указанные в сборниках схемы захода на посадку рассчитаны по истинной воздушной скорости для штиля и условий международной стандартной атмосферы. Для аэродромов гражданской авиации приняты два варианта схем: первый вариант для самолетов, имеющих приборную скорость полета по кругу более 300 км/ч и вертикальную скорость снижения 10 м/сек второй вариант для самолетов, имеющих приборную скорость пол ...
» Планирование и вертикальный спуск автожира Автожир, если он соответствующим образом сбалансирован, может совершать крутые планирующие спуски при больших углах атаки, так как для него, в отличие от самолета, не существует критического угла, при котором начинаются срыв струй на крыле и резкое уменьшение подъемной силы, и нет опасности штопора при потере скорости.
» Выход на линию заданного пути Выход на ЛЗП — важный этап работы экипажа. Он заключается в определении такого курса следования, при выдерживании которого фактический путевой угол был бы равен заданному путевому углу или отличался от него не более чем на 2°. В зависимости от навигационной обстановки курс следования может определяться одним из следующих способов: 1) по прогностическому или шаропилотному ветру; 2) по в ...
» Пенопласт в авиамоделизме В конструкции многих моделей, предлагаемых в этой книге, применяют пенопласт. Поэтому логичным будет предложить некоторые практические советы по работе с ним. Пенопласт — вспененный полистирол нли полихлорвинил, обладает низкой плотностью и большими возможностями. Для изготовления авиамоделей применяют в основном пенопласт марки ПС (полистирольный), ПХВ (полихлорвиниловый) и упаковоч ...
» Способы определения угла сноса в полете В полете угол сноса может быть определен одним из следующих способов: 1) по известному ветру (на НЛ-10М, НРК-2, ветрочете и подсчетом в уме); 2) по отметкам места самолета на карте; 3) по радиопеленгам при полете от РНТ или на РНТ; 4) с помощью доплеровского измерителя; 5) при помощи бортового визира или самолетного радиолокатора; 6) глазомерно (по видимому бегу визирных точек).
» Назначение и принцип устройства навигационной линейки НЛ-10М Навигационная линейка НЛ-10М является счетным инструментом пилота и штурмана и предназначена для выполнения необходимых расчетов при подготовке к полету и в полете. Она устроена по принципу обычной счетной логарифмической линейки и позволяет заменить сложные математические действия над числами (умножение и деление) более простыми действиями — сложением и вычитанием отрезков шкал, выражающи ...
» Предотвращение случаев попаданий самолетов в районы с опасными для полетов метеоявлениями
Для предотвращения случаев попадания в районы с опасными для полетов метеоявлениями необходимо: 1) перед полетом тщательно изучить метеообстановку по трассе и прилегающим к ней районам; 2) наметить порядок обхода опасных условий погоды; 3) наблюдать в полете за изменением погоды, особенно за развитием явлений, опасных для полетов; 4) периодически получать по радио сведения о сос ...
» Особенности самолетовождения в ночных условиях Условия самолетовождения ночью. Ночным называется полет, выполняемый в период от захода до восхода Солнца. Самолетовождение ночью характеризуется: 1. Ограниченными возможностями ведения визуальной ориентировки вследствие плохой видимости неосвещенных ориентиров, Которая зависит от высоты полета (табл; 21.3).
» Метательный планер «Старт» Метательный планер «Старт» (рис. 22) представляет собой дальнейшее развитие предыдущих моделей. У него плавные очертания концевых частей у крыла, стабилизатора и Киля. Основной материал — пенопласт ПС-4-40 и клей ПВА. Основа фюзеляжа — две сосновые или липовые рейки длиной 450 мм и сечением 6x2 мм. Между ними вклеивают пластину с наибольшим сечением 10X6 мм ...
» Периодическое изменение угла взмаха лопасти и угла атаки сечения лопасти Для выяснения махового движения па разных режимах и изменении угла β по ψ а так же для выяснения влияния махового движения на истинный угол атаки α сечения по вышеприведенным формулам сделан подсчет для ротора, имеющего следующие употребительные в практике параметры: γ=10; Θ=2˚
» Списывание девиации на самолетах с ГТД На самолетах с ГТД датчики дистанционных компасов установлены в местах, где, как показали результаты исследований, действие железных масс незначительное, поэтому девиация компасов не превышает ±1°. На этом основании главный инженер МГА издал специальное указание, согласно которому:
» Навигационное использование системы «Трасса»
Система «Трасса» может быть использована в следующих режимах: «ДИСС», «Память» и автономный режим работы навигационного вычислителя («АНУ»). Использование системы «Трасса» в режиме «ДИСС». В этом случае штурман обязан: а) Перед вылетом: 1. Установить на щитке управления левый переключатель в положение «Выключено», а правый — в положение «Суша» (при полете над водной пове ...
» Контроль и исправление пути при полете от радиолокатора и на радиолокатор Наземные радиолокаторы позволяют вести контроль пути по направлению. При полете от радиолокатора контроль и исправление пути осуществляется в следующем порядке: 1. Запросить у диспетчера место самолета. 2. Перевести полученный азимут в МПС, сравнить его с ЗМПУ и определить боковое уклонение МПС = А — (± Δм); БУ = МПС — ЗМПУ. В тех случаях, когда угол схождения между мериди ...
» Ориентирование карты по странам света Ориентировать карту по странам света — это значит расположить ее так, чтобы северные направления истинных меридианов карты были направлены на север. В практике самолетовождения ориентирование карты по странам света осуществляют по компасу или земным ориентирам.
» Идея применения авторотирующего винта Идея применения авторотирующего винта в качестве несущей поверхности и ее блестящее практическое осуществление, несмотря на ряд больших трудности, принадлежат испанскому инженеру Де-ля-Сиерва. Главная трудность при использовании авторотирующего винта как несущей поверхности заключалась в том, что в полете, когда плоскость вращения винта совпадает с направлением поступательной скорости или наклонна ...
» Устранение установочной ошибки рамки радиокомпаса Блок рамки устанавливается на самолет так, чтобы направление курсовой черты, отмеченное рисками на основании рамки, совпало с направлением продольной оси самолета. Если блок рамки установлен неточно, то при КУР — 0° величина ОРК не будет равна нулю. Установочной ошибкой рамки радиокомпаса называется угол, на который отклоняется стрелка указателя от нулевого деления шкалы при КУР = 0°. Э ...
Модель спортивного планера (рис. 17). Материалом для ее изготовления служит плотная бумага, а инструментом — только простые ножницы. Перед тем как приступить к работе над моделью, внимательнее ознакомимся с одним из свойств бумаги — ее способностью сгибаться. Возможно, каждый из нас замечал, что плотная бумага иногда хорошо сгибается, иногда плохо, образуя складки. Это зависит от того, совпадает линия сгиба с направлением волокон или нет. Чтобы определить расположение волокон, проделайте такой опыт. Сложите отрезок бумаги вдоль, потом поперек. Один из сгибов получится ровный, без узлов, по нему бумага легко складывается. Этот сгиб — вдоль волокон. Другой сгиб образует по линии складки, бугры, неровности. Этот сгиб — поперек волокон. Складывая так бумагу, ломаете ее волокна. Из бумаги вырезают шесть частей спортивного планера: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль, груз и лонжерон. Следует обратить внимание, что на рисунке даны только половины шаблонов этих частей. Все они, за исключением груза и лонжерона, вырезаются из сложенных вдвое листов бумаги. Порядок изготовления модели показан на рис. 17. Для крыла полоску бумаги длиной не менее 33 см складывают, загнув один край на 3—4 см. На заготовку наносят продольные и поперечные линии. Сторона квадрата составляет 2 см. Затем перерисовывают форму крыла в плане и вырезают.
Рис. 17. Модель спортивного планера: а —общий вид: 6 — шаблоны деталей; в — порядок изготовления крыла; г — порядок сборки модели 1 — фюзеляж. 2 — груз; 3 — крыло; 4 — киль; 5 — руль поворота; 6 — руль высоты: 7 — стабилизатор 8 — элероны; 9 — заготовка крыла; 10 — развертка крыла; 11 — прокладка; 12 — шпилька (8 шт )
Полоски бумаги для фюзеляжа, прокладки и киля складывают вдоль, а для стабилизатора — поперек. В верхней складке фюзеляжа делают два выреза. В них вставляют крыло и стабилизатор. Прокладку вырезают на глаз, она должна быть прямой и не шире, чем показано на рисунке. Груз выполняют из бумаги любой плотности. Сборку модели ведут в следующем порядке. Между половинами крыла и стабилизатора помещают прокладку складкой вверх. Ножницами прокалывают отверстия в двух местах фюзеляжа, основания крыла и прокладки. В каждый прокол вставляют шпильку, туго затягивают, а лишние концы срезают. Прежде чем закрепить стабилизатор, устанавливают киль. Место крепления прококалывают и вставляют две шпильки. Не отгибая крыло и стабилизатор, устанавливают груз. Крыло отгибают вровень с верхним краем фюзеляжа и так, чтобы совпали точно оба его края. Стабилизатор отгибают так же, как и крыло, но линия его сгиба должна идти не по верхней кромке фюзеляжа, а чуть наклонно — задняя кромка стабилизатора должна быть на 1 мм выше передней. Крыло, пока в него не вставлен лонжерон, может легко отклоняться вверх или вниз и еще не способно поддерживать модель в полете. Заготовку лонжерона перегибают мелкими складками шесть—восемь раз, остаток бумаги срезают, концы заостряют и проглаживают ножницами. Для установки лонжерона делают надрезы по верхнему слою крыла у переднего края. В одну прорезь сначала вставляют весь лонжерон, затем острым концом ножниц передвигают его в .прорезь второй половины и устанавливают точно посередине. Остается вставить по одной шпильке в каждую половину крыла сзади лонжерона. Готовую модель регулируют, чтобы она летела по прямой с небольшим снижением. Проверяют центровку модели — положение центра тяжести (ЦТ) относительно крыла. Различают переднюю, заднюю и нормальную центровку. При передней центровке ЦТ модели расположен впереди крыла — носовая часть тяжелая. Такая модель будет летать носом вниз — пикировать. Чтобы изменить центровку, срезают часть груза. При задней центровке ЦТ находится сзади крыла — легка носовая часть. Модель будет кабрировать (лететь волнообразно) . Этот недостаток устраняют, добавив груз в носовую часть. Нормальная центровка, это такая, когда ЦТ модели расположен на расстоянии 1/3 ширины крыла ближе к передней кромке. До запуска необходимо проверить поперечный угол крыла и симметричность установки крыла и стабилизатора. При запуске модель держат за фюзеляж на высоте плеча. Пускают ее сильным и плавным движением прямо перед собой, горизонтально. Правильно сделанная модель должна пролететь 20—25 м. Не всегда с первого запуска удается достичь прямого, устойчивого полета. Модель круто разворачивается, резко спускается, переворачивается в воздухе. Все это может быть следствием как грубой неточности изготовления, так и неправильного запуска. Регулируют модель спортивного планера так же, как и учебную летающую модель. Только успешно проведя регулировку, можно участвовать в соревнованиях на дальность полета, точность посадки и выполнение петли Нестерова.