За последние несколько лет во многих странах (особенно в ЧССР) широкое распространение получили метательные модели. Небольшие, размахом около полуметра и массой 25 — 30 г, они производят впечатление игрушек. Но их летные качества лучше, чем у бумажных предшественников. Запускаемые вверх резким броском руки, они способны на стремительный старт. Для них не предел 10 — 15.м высоты, набираемые при взлете. Метательные модели планеров отличаются и хорошими планирующими свойствами — хорошо парят в восходящих потоках.
К моделям метательных планеров предъявляется одно требование — обеспечить набор высоты только по инерции, от броска рукой. Основной материал для изготовления этих планеров — пенопласт различных марок и сортов. Белый плотный (полистироловый) пенопласт даже без внешней отделки-обтяжки может дать интересные результаты при изготовлении несущих плоскостей. Более пористые сорта, с обтяжкой поверхности бумагой, дают выигрыш по весу. Главное же при работе над моделью — внимательно отнестись к конструированию каждого узла простого аппарата и быть предельно аккуратным при работе над ними. Предлагаемые конструкции метательных планеров — переходные. Они рассчитаны как на юных, так и на взрослых спортсменов. Да-да, не удивляйтесь: этот интереснейший класс нашел признание среди широчайшего круга чехословацких моделистов. Эти планеры неоднократно показывали хорошие результаты на соревнованиях.
Рис. 19. Метательная модель планера для тихой погоды:
1 — груз; 2— носок фюзеляжа; 3—накладка; 4— фюзеляж; 5—руль поворота; 6—руль высоты; 7—киль; 8 — стабилизатор; 9—крыло; 10—усиление крыла; 11—линия максимальной толщины крыла
Рис. 20. Модель планера для ветра:
1 — груз; 2 — накладка; 3 — фюзеляж; 4 — киль; 5 — руль поворота; 6 — руль высоты; 7 — ставилзатор; 8 — усиление под палец; 9 — крыло; 10 — линия наибольшей толщины крыла
Последовательность изготовления такова. Вырезают крыло лобзиком или ножом из пластины пенопласта толщиной 7 -8 мм и обрабатывают по контуру. Выравненную по нижней поверхности заготовку несущей плоскости закрепляют на ровной доске. С помощью шкурки сгоняют ровный «клин», то есть уменьшают ее толщину при-мерно от середины до задней кромки. После завершения этой операции крыло профилируют по передней части. Концы кон-солей крыла («ушей» концевых частей) сошкуривают до мини-мальной толщины. Для увеличения прочности вдоль крыла в месте наибольшей толщины
Первая, более легкая, модель (рис. 19) предназначена для полетов в тихую погоду, вторая (рис. 20)—применяется при ветре или значительной турбу-ленции воздуха.
Работу над микропарителями начинают с подбора материала и инструмента. Понадобятся пенопласт для крыльев, хвостового оперения, клей ПВА, сосновые или липовые рейки для фюзеляжей, лобзик и острый нож.
Для обработки несущих плоскостей применяют только наждачную бумагу трех зернистостей — средней, мелкой и тонкой. Листы шкурки наклеивают на ровные фанерные пластины размером 50X200 мм.
приклеивают бумажную полоску шириной 5 мм — лонжерон, вдавливая ее в пенопласт.
Более легкий вариант (см. рис. 19) планера имеет стабилизатор с несущим плосковыпуклым профилем. Технология его обработки подобна изготовлению крыла. Второй вариант (см. рис. 20) снабжен горизонтальным оперением, имеющим профиль «ровной доски» с закругленными краями.
Для образования двойного угла поперечного V крыло разрезают на четыре части лобзиком, после чего стыковые поверхности скашивают шкуркой так, чтобы стыки сложенных под требуемыми углами деталей были практически без зазоров. Неточная подгонка деталей может привести к деформациям всего крыла.
Процесс сборки моделей первого и второго вариантов одинаков. Вначале на полностью укомплектованном фюзеляже монтируют крыло. В течение всего времени высыхания клея контролируют точность взаимного положения деталей. Затем устанавливают с заданным наклоном стабилизатор и киль, в котором надрезом бритвы выделяют руль поворота. Нижнюю поверхность корня правой консоли усиливают фанерной накладкой-опорой под указательный палец. Здесь наиболее подходящим клеем будет ПВА. Он же поможет выполнить зализ небольшого радиуса на наиболее напряженном соединении правой консоли с фюзеляжем. Переднюю кромку на-Кладки обрабатывают «на ус». Надо отметить, что приведенные чертежи моделей рассчитаны на моделиста «правшу». Если же моделист лучше владеет левой рукой, планеры должны представлять зеркальное отражение тех, что описаны здесь.
Внешняя отделка — оклеивание несущих поверхностей папиросной или микалентной бумагой. Для этой работы лучше применить казеиновый клей. После высыхания клея поверхности зачищают шкуркой и, если позволяет масса, красят нитрокрасками ярких контрастных цветов. Полетная масса планеров — соответственно 25 и 35 г. Вираж на взлете — правый, на планировании — левый.
Изготовление планеров заканчивают приклейкой «пятачков» из крупной шкурки на обе стороны фюзеляжа. Точное их расположение нужно определить самому — это зависит от анатомии кисти руки. При захвате фюзеляжа большим и средним пальцами последний сгиб указательного должен точно приходиться на вырез правой консоли, вся кисть максимально открыта, указательный палец отклонен назад. Только такой захват модели может обеспечить хороший бросок при старте.
Оба планера рассчитаны на парение с левым виражом диаметром около 20 м. Второй вариант модели можно отладить для полета и по большому кругу. В условиях термического восходящего потока она автоматически уменьшит радиус виража. Требуемых характеристик добиваются за счет небольших (до 2—3 мм) отгибов руля поворота влево.
Если планеры после броска стремительно уходят к земле, это означает, что недостаточно точно выдержано заданное положение центра тяжести (последний смещен вперед) или угол установки крыла относительно стабилизатора меньше нуля. Неточность сборки компенсируют, выполняя легкий надрез вдоль задней кромки стабилизатора с последующим небольшим отгибом образовавшегося «руля» вверх. Таким же образом избавляются от сваливания модели после броска в острую нисходящую спираль. В любом случае угол отгиба «руля» должен быть минимальным. Большие потребные углы свидетельствуют только о неправильной сборке или поводках модели. После облета «рули» фиксируются в найденных положениях клеем.
Даже отлаженный планер может после набора высоты нечетко переходить в планирование. Тогда уменьшают площадь левого полукрыла. Некоторые модели требуют зауживания до 5 мм по контуру «уха», однако за один раз срезают не более 1 мм. Таким образом последовательно добиваются плавного перехода к парению без кабрирования и потери высоты. Естественно, после обрезки «ухо» зашкуривают по кромкам.
На результат полета не меньше влияет правильное выполнение броска (рис. 21). Лучше всего предварить его небольшим разбегом, в конце которого планер с максимальной скоростью запускается вперед-вверх. Длительный разбег бессмыслен. Не дает хороших результатов и запуск с места. Полезно перед каждым броском размять руку несколькими имитационными движениями (вспомните, как готовятся к выступлению легкоатлеты). Необходима и домашняя тренировка. В полевых условиях модель можно заменить теннисным мячиком.
Достижению высоких результатов поможет хорошее знание метеорологических условий и признаков различных термических потоков. Надо отметить, что достигнуть максимального времени простым планированием даже с максимальной высотой запуска — чрезвычайно сложно, практически невозможно. Достичь «максимума» поможет термик. Предложенные модели неплохо реагируют на восходящие потоки.
Рис. 21. Запуск метательной модели планера