» Ошибки указателя воздушной скорости Указатель воздушной скорости имеет инструментальные, аэродинамические и методические ошибки. Инструментальные ошибки ΔV возникают по тем же причинам, что и аналогичные ошибки высотомера. Они определяются путем сличения показаний указателя скорости с показаниями точно выверенного прибора, заносятся в график или таблицу и учитываются при расчете скорости.
» Включение и проверка работы системы «Трасса» перед полетом Проверка работы системы «Трасса» может быть полной (проводится техником РЭСОС один раз в течение трех суток с применением переносного контрольного пульта) или контрольной (проводится штурманом перед каждым полетом). В последнем случае для проверки используется имитатор сигналов доплеровской частоты, входящий в состав системы. Проверка осуществляется на двух точках шкалы указателя угла сноса ...
» Механизация крыла учебной модели Механизация крыла учебной модели (рис. 68). Три палки — две струны... Так моделисты в шутку говорят об учебных моделях. Те и в самом деле, как правило, цельнодеревянные: и крыло, и фюзеляж, и стабилизатор с килем — из липовых пластин. Конечно, такие аппараты просты. Это их достоинство. Но, к сожалению, их летные качества оставляют желать лучшего — высокая удельная нагруз ...
» Категории и классы летающих моделей Основным документом, регламентирующим постройку авиационных летающих моделей, своеобразным сводом законов являются «Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР». В основе этих Правил — положения кодекса ФАИ — технические требования к моделям и правила соревнований по ним. В настоящее время в нашей стране распространены следующие категории авиационных моделе ...
» Бумажная модель планера «ДОСААФ» Для изготовления модели планера «ДОСААФ» (рис. 18) кроме бумаги, ножниц, линейки и карандаша понадобится еще и клей. Лучше всего применять клей ПВА, а бумагу — из альбомов для рисования. С рисунка по клеткам переносят форму фюзеляжа на сложенную вдвое бумажную заготовку и вырезают его. Затем таким же образом вырезают крыло, груз, лонжерон и киль. На шаблонах частей стрелкой указано ...
» Предотвращение случаев попаданий самолетов в районы с опасными для полетов метеоявлениями
Для предотвращения случаев попадания в районы с опасными для полетов метеоявлениями необходимо: 1) перед полетом тщательно изучить метеообстановку по трассе и прилегающим к ней районам; 2) наметить порядок обхода опасных условий погоды; 3) наблюдать в полете за изменением погоды, особенно за развитием явлений, опасных для полетов; 4) периодически получать по радио сведения о сос ...
» Планирование и вертикальный спуск автожира Автожир, если он соответствующим образом сбалансирован, может совершать крутые планирующие спуски при больших углах атаки, так как для него, в отличие от самолета, не существует критического угла, при котором начинаются срыв струй на крыле и резкое уменьшение подъемной силы, и нет опасности штопора при потере скорости.
» Ручка управления с фиксатором Самое сложное для авиамоделиста-кордовика — научиться управлять моделью ие кистью, а всей рукой, сгибая ее лишь в локтевом или даже только в плечевом суставе. Чтобы быстрее освоить этот прием, применяют ручку управления, которая фиксируется на предплечье небольшим хомутом (рис. 67).
» Аэродинамический расчет автожира Аэродинамический расчет автожира делается с целью определения его летных характеристик, как то:1) горизонтальных скоростей - максимальных и минимальных, без снижения;2) потолка;3) скороподъемности;4) скорости по траектории при крутом планировании.
» Простейший вертолет — «муха» В практике авиамоделизма наибольшее распространение получили вертолеты одновинтовой схемы. Простейшая модель вертолетов лишь по принципу полета напоминает прототип, будет вернее ее назвать «летающим винтом». А среди авиамоделистов за таким винтом укрепилось название «муха». Простейший вертолет — «муха» (рис. 51) состоит из двух деталей — воздушного винта и стержня.
» Географические координаты
Географические координаты — это угловые величины, которые определяют положение данной точки на земной поверхности. Географическими координатами являются широта и долгота места (рис. 1.3).
» Вертолет (геликоптер) Вертолет (геликоптер) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и тяга создаются несущим винтом (ротором). Во вращение ротор приводится силовой установкой. Вертолет способен подниматься без разбега, зависать в воздухе, лететь в любом направлении и , производить посадку на любую площадку. Известны интереснейшие работы М. В. Ломоносова по созданию летательных аппарат ...
» Ракета— летательный аппарат тяжелее воздуха Ракета— летательный аппарат тяжелее воздуха, подъемная сила которого возникает по принципу реактивного движения. Этот принцип заключается в отталкивании ракеты от массы струи газов, образованных при сгорании топлива и истекающих из двигателя. Своим рождением первые ракеты обязаны изобретению пороха. Но в те далекие времена ракеты служили лишь для фейерверков. Потом они нашли применение ...
» Магнитные поля, действующие на картушку компаса, установленного на самолете На картушку магнитного компаса, установленного на самолете, действуют следующие поля: 1) магнитное поле Земли (оно стремится направить стрелку магнитного компаса по магнитному меридиану); 2) постоянное магнитное поле самолета; 3) переменное магнитное поле самолета; 4) электромагнитное поле, создаваемое работающим электро- и радиооборудованием самолета.
» Определение летающих моделей Модель планера — модель летательного аппарата, не обеспеченная собственной силой тяги, у которой подъемная сила образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Запускают при помощи леера не длиннее 50 м. Технические требования: площадь несущей поверхности — 32—34 дм2, минимальная масса — 410 г, максимальная удельная грузоподъ ...
» Перевод морских и английских миль в километры и обратно Перевод морских (ММ) и английских (AM) миль в километры и обратно производится по формулам: Sкм= S (ММ)·1,852; Sкм = S(AM)·1,6; S (ММ) = Sкм :1,852; S(AM) = Sкм:1,6. Чтобы перевести морские или английские мили в километры, на НЛ-10М необходимо деление 100 или 1000 шкалы 14 установить на число морских или английских миль по шкале 15 и соответственно против индекса ММ или AM .отсчитать по ...
» Содержание карт Издаваемые карты отражают различные сведения о местности, т. е. каждая карта имеет определенное содержание. Содержанием (нагрузкой) карты называется степень отражения топографических элементов местности на ней. При составлении карт учитывают их масштаб и назначение и изображают на них лишь те элементы, которые необходимы при пользовании данными картами. На авиационные карты наносятся гидрографи ...
» Модель вертолета «Белка» Модель вертолета «Белка» (рис. 52) летает так же, как и настоящий вертолет, который имеет два соосных несущих винта. Нижние лопасти закрепляют на раме, служащей одновременно фюзеляжем. Раму изготовляют из двух липовых пластин размером 220 Х 10 Х 1 мм, верхней и нижней бобышек. Лопасти выполняют из плотной чертежной бумаги. Две из них вклеивают в ступицу верхнего ротора, а две других посредст ...
» Автожир представляет собой летательную машину тяжелее воздуха Автожир представляет собой летательную машину тяжелее воздуха, С точки зрения конструкции автожир можно назвать самолетом с вращающейся несущей поверхностью, так как последней является авторотирующий (свободно вращающийся) винт-ротор большого диаметра и малого геометрического шага, расположенный над фюзеляжем так, что ось его нормальна (или близка к нормали) оси фюзеляжа. Авторотирует винт-ротор ...
» Основные системы и агрегаты самолета Все современные самолеты сходны по устройству, имеют одни и те же основные системы и агрегаты. Крыло — главная часть самолета — создает подъемную силу, удерживающую его в воздухе. У разных самолетов крылья отличаются размерами, формой и числом. Самолет с одним крылом называют монопланом, а имеющий два крыла (одно над другим) — бипланом. Конструкция крыла зависит от типа с ...
» Определение азимута и дальности до самолета Азимут и дальность до самолета определяются диспетчером по экрану индикатора, на котором самолет изображается в виде ярко светящейся метки. Азимут отсчитывается относительно северного направления истинного меридиана по шкале индикатора, которая имеет оцифровку от 0 до 360°. Наклонная дальность до самолета определяется на индикаторе по масштабным кольцам (рис. 16.1). Точность определения даль ...
» Поправка на угол схождения меридианов Как известно, на картах конической и поликонической проекций, применяемых для целей радиопеленгации, меридианы непараллельны между собой. Поправкой σ на схождение меридианов называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана радиостанции и северным направлением истинного меридиана самолета, перенесенного в точку радиостанции параллельно самому себе (рис. 12.7). ...
» Защита для жиклера Устанавливая микродвигатели с передним распределением на модели воздушного боя или учебные, всегда идут на определенный риск. Дело в том, что при неудачных посадках у моторов, как правило, ломается игла жиклера или, что еще хуже, повреждается сам жиклер. Выход из этого положения весьма прост: достаточно выпилить из дюралюминиевого профиля уголок размером 25Х25 мм — элементарный предох ...
» Сущность кодовых выражений ЩГЕ и ЩТФ Кодовые выражения ЩГЕ и ЩТФ используются при запросе места самолета у радиопеленгаторного узла или радиопеленгатора, работающего совместно с наземным радиолокатором. ЩГЕ (в телеграфном режиме) .означает: «Сообщите истинный пеленг самолета (ИПС) и расстояние (S) от радиопеленгатора до самолета». Для получения МС штурман прокладывает на бортовой карте от радиопеленгатора ИПС, а на линии пеленга &md ...
» Собственная устойчивость автожира Благодаря шарнирному креплению лопастей ротора автожиру присуща собственная статическая устойчивость в форме маятниковой устойчивости, проявляющаяся в особенности при крутых спусках. Действительно, результирующая аэродинамических сил всегда проходит через втулку ротора, которую можно рассматривать как точку привеса для всего автожира. Центр тяжести автожира лежит под втулкой, отстоя от нее по высо ...
» Модель конструкции Ф. Коваленко Модель конструкции Ф. Коваленко (рис. 39). Простую в изготовлении модель, с хорошей маневренностью разработал этот минский авиамоделист. Используя в основном при ее изготовлении пенопласт марки ПС, удалось построить «бойцовку» массой около 250 г. Пенопластовые элементы вырезают проволокой-струной, нагреваемой электрическим током (терморезаком), по металлическим шаблонам. Их кромки, направляю ...
» Применение РСБН-2 в полете Угломерно-дальномерная система может быть применена в полете на любом участке трассы в зоне ее действия. Используется она по плану, намеченному в период подготовки к полету. В этом плане указывается, в каком режиме необходимо использовать систему на том или другом участке трассы и для решения какой навигационной задачи ее следует применять. Рассмотрим методы использования системы и порядок рабо ...
» Расчет показания широкой стрелки КУС для заданной истинной скорости Приборная скорость для широкой стрелки КУС рассчитывается по формуле V пр = V и-(± Δ V м)-(-Δ V сж)-(± Δ V а)-(± Δ V). Пример Н760пр= 6600 м; Vи = 500 км/ч; температура воздуха на высоте полета tн= —40°; ΔV= +5 км/ч; ΔVа= —18 км/ч; Δ Vсж= —5 км/ч. Определить приборную скорость для широкой стрелки КУС.
» Постройка шара-монгольфьера Изготовление тепловых воздушных шаров (монгольфьеров)— увлекательное занятие в пионерском лагере. А запуски бумажных аэростатов украсят любой праздник или игру «Зарница». Работа над воздушным шаром посильна ребятам 9—10 лет, материал для его постройки — папиросная бумага. Еще понадобятся клей,нитки, карандаш, линейка и ножницы. Постройка шара-монгольфьера. Работу начинают с ...
» Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту при ветре Для обеспечения полета строго по установленной схеме захода на посадку необходимо учитывать влияние ветра. Рассмотрим порядок расчета элементов захода на посадку на примере. Пример. ПМПУ=90°; δ = 60°; U=12 м/сек; Нв.г = 400 м; УНГ = 2°40'; круг правый; L = 6950 л; t2 = 20 сек; S3 = 5830л; t3 = 72 сек; КУР3=130°; КУР4 = 77°; Sг.п = 1950 м; Sт.в.г = 8600 м; самолет Ан-24. Рассчитать элеме ...
Несмотря на большое разнообразие, все ракеты имеют много общего в своем устройстве. Основными частями управляемой ракеты являются полезный груз, корпус, двигатель, бортовая аппаратура системы управления, органы управления и источники энергии. Полезный груз — объект для проведения исследований или других работ, размещается в головном отсеке и прикрывается головным обтекателем. Корпус ракеты, соединяющий все части в единую конструкцию, разбит на приборный, двигательный и другие отсеки. Внутри корпуса размещается аппаратура, а снаружи крепятся стабилизаторы и другие элементы. Двигатель — важнейшая составная часть ракеты он создает силу тяги и тем самым обеспечивает ее движение. В зависимости от применяемого топлива различают жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) и твердотопливные (РДТТ). В ЖРД компоненты топлива до попадания в камеру сгорания находятся в жидком состоянии, а в РДТТ — в твердом. В двигателях обоих типов энергия топлива преобразуется сначала во внутреннюю, затем в механическую энергию газообразных продуктов сгорания, вытекающих из сопла двигателя. Органы системы управления служат для удержания ракеты на требуемой траектории. В качестве органов управления используются рулевые двигатели, поворотные камеры сгорания основных двигателей и газоструйные рули. Поскольку темой данной главы являются летающие модели ракет, остановимся на них подробнее. Но вначале дадим определение: модель ракеты — модель летательного аппарата, поднимающаяся в воздух без использования аэродинамической подъемной силы для преодоления земного тяготения и имеющая устройства для безопасного возвращения на землю. Изготовлена она должна быть из неметаллических материалов — бумаги, пластика и т. Д Основными частями модели ракеты являются головной обтекатель, парашют, корпус» хвостовое оперение (стабилизаторы) и двигатель (рис. 55)
Рис. 55. Модель ракеты: 1—головной обтекатель; 2—парашют; 3 — корпус; 4 — стабилизатор; 5 — двигатель (МРД); 6— направляющие кольца
К вспомогательным элементам можно отнести направляющие кольца, которые предназначены для удержания модели на нужной траектории при старте. Корпус модели ракеты представляет собой тело вращения, форма которого может быть различной. Основной материал для корпусов предлагаемых здесь моделей — Плотная бумага.
Стабилизаторы обесПечивают необходимую устойчивость модели при полете, материалом для них служат фанера, липовый шпон и пенопласт. Парашюты, предназначенные для безопасного спуска модели на землю, вырезают из микалентной бумаги, шелка и лавсановой пленки. Для некоторых моделей часто применяют тормозную ленту. Головной обтекатель — элемент модели, придающий ей обтекаемую форму; выполняют его из дерева или плотного пенопласта. Модельный ракетный двигатель (МРД) служит для создания силы тяги (движущей) и раскрытия системы спасения модели-парашюта или тормозной ленты. Для моделей ракет применяют только двигатели твердого топлива, у которых тяга создается в результате истечения через сопло продуктов сгорания. МРД состоит из бумажного корпуса с запрессованным соплом, заряда топлива, замедлителя и вышибного заряда (рис. 56). После сгорания топлива происходит зажигание замедлителя, а затем и воспламенение вышибного заряда, что и обеспечивает срабатывание системы спасения — выброс парашюта. У нас в стране выпускаются несколько типов МРД с различной тягой и суммарным импульсом. Основные данные двигателя можно узнать из маркировки, которая наносится на корпус МРД. Например, марка МРД 10-8-4 означает: 10 — суммарный импульс, Н-с; 8 — средняя тяга, Н; 4 — время горения замедлителя, с; марка МРД 20-10-7: 20 — импульс, Н-с; 10 — средняя тяга, Н; 7 — время горения замедлителя, с. При подготовке к запуску модели ракеты двигатель необходимо надежно закрепить при помощи любого фиксатора или клея. В противном случае возможен отстрел МРД в момент срабатывания вышибного заряда. При работе с МРД необходимо строго соблюдать меры предосторожности, которые изложены в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к изделию при упаковке. Для запуска моделей ракет необходимо стартовое оборудование, состоящее из пускового устройства, пульта управления, токоподводящих проводов и воспламенителя. Самое простое пусковое устройство — направляющий штырь диаметром 5—7 мм и длиной около 1,5 м, закрепленный в стартовой плите (рис. 57). Пульт управления запуском — коробка, в которой размещают источники питания, блокировочный ключ и приборы контроля цепи.
Рис. 57. Стартовое устройство для моделей ракет: 1—направляющий штырь; 2—модель ракеты; 3 — отражатель; 4 — электрозапал; 5 — стартовая плита