» Навигационные задачи на маневрирование - Определение времени последнего срока вылета Дневные срочные вылеты с аэродромов, не оборудованных для ночных полетов, разрешается начинать за 30 мин до восхода Солнца и заканчивать полет за 30 мин до наступления темноты в равнинной и холмистой местности и не позднее захода Солнца в горной местности. В районах севернее широты 60° полеты разрешается заканчивать за 30 мин до наступления темноты.
» Бумажная модель планера «ДОСААФ» Для изготовления модели планера «ДОСААФ» (рис. 18) кроме бумаги, ножниц, линейки и карандаша понадобится еще и клей. Лучше всего применять клей ПВА, а бумагу — из альбомов для рисования. С рисунка по клеткам переносят форму фюзеляжа на сложенную вдвое бумажную заготовку и вырезают его. Затем таким же образом вырезают крыло, груз, лонжерон и киль. На шаблонах частей стрелкой указано ...
» Установка самолета на заданный магнитный курс Для определения девиации компаса необходимо знать, каков магнитный курс самолета, и сравнить его значение с компасным курсом, так как Δк = МК - КК. Самолет устанавливается на заданный МК: 1) пеленгованием продольной оси самолета; 2) по магнитному пеленгу ориентира.
» Решение навигационного треугольника скоростей
Решить навигационный треугольник скоростей — это значит по его известным элементам найти неизвестные. Решение навигационного треугольника скоростей можно осуществить: 1) графически (на бумаге); 2) с помощью навигационной линейки, навигационного расчетчика или ветрочета; 3) приближенно подсчетом в уме.
» Выполнение радиодевиационных работ Радиодевиационные работы проводятся штурманом с целью определения, компенсации радиодевиации и составления графика остаточной радиодевиации в следующих случаях: 1) при установке на самолет, нового радиокомпаса или отдельных его блоков; 2) после выполнения регламентных работ, при которых заменялись отдельные блоки радиокомпаса; 3) при обнаружении в полете ошибок в показаниях указателя курсовы ...
» Особенности самолетовождения над безориентирной местностью Условия самолетовождения над безориентирной местностью. Безориентирной называется местность с однообразным фоном. Это — тайга, степь, пустыня, тундра, большие лесные массивы, а также малообследованные районы, для которых нет точных карт. Самолетовождение над безориентирной местностью характеризуется следующими условиями:
» Перевод морских и английских миль в километры и обратно Перевод морских (ММ) и английских (AM) миль в километры и обратно производится по формулам: Sкм= S (ММ)·1,852; Sкм = S(AM)·1,6; S (ММ) = Sкм :1,852; S(AM) = Sкм:1,6. Чтобы перевести морские или английские мили в километры, на НЛ-10М необходимо деление 100 или 1000 шкалы 14 установить на число морских или английских миль по шкале 15 и соответственно против индекса ММ или AM .отсчитать по ...
» Определение места самолета Место самолета при помощи наземного радиолокатора определяется по запросу экипажа или по усмотрению диспетчера. Для определения места самолета необходимо: 1) запросить у диспетчера место самолета; 2) получить от диспетчера азимут и дальность до самолета от наземного радиолокатора; 3) отложить на карте от радиолокатора полученный азимут и дальность на линии азимута.
» Определение навигационных элементов с помощью РСБН-2 РСБН-2 позволяет определять путевую скорость и угол сноса. Используя эти основные навигационные элементы, экипаж может определить ветер, по которому в случае необходимости выполняются расчеты для обеспечения самолетовождения за пределами рабочей области системы.
» Уравнение махового движения лопасти Уравнение махового движения напишем, исходя из условия равенства нулю суммы моментов всех сил лопасти относительно горизонтального шарнира, а именно (фиг. 59)
» Списывание девиации на самолетах с ГТД На самолетах с ГТД датчики дистанционных компасов установлены в местах, где, как показали результаты исследований, действие железных масс незначительное, поэтому девиация компасов не превышает ±1°. На этом основании главный инженер МГА издал специальное указание, согласно которому:
» Определение остаточной радиодевиации и составление графика радиодевиации Остаточная радиодевиация определяется с целью обнаружения ошибок и неточностей, допущенных в процессе выявления и компенсации радиодевиации. Для определения остаточной радиодевиации самолет последовательно устанавливается на 24 ОРК, на каждом ОРК определяется КУР и вычисляется радиодевиация, которая записывается в протокол. Радиодевиация считается скомпенсированной, если на КУР = 0° она равна н ...
» Использование РПСН-2 в режимах «Снос» и «Снос точно» Режимы «Снос» и «Снос точно» предназначены для определения угла сноса самолета. Первый используется при полетах до высоты 5000 м, а второй — при полетах на высотах от 5000 м и более. Измерение угла сноса основано на использовании эффекта Доплера, сущность которого заключается в том, что при перемещении источника излучения радиосигналов (передатчика) относительно приемника или приемника о ...
» Постройка шара-монгольфьера Изготовление тепловых воздушных шаров (монгольфьеров)— увлекательное занятие в пионерском лагере. А запуски бумажных аэростатов украсят любой праздник или игру «Зарница». Работа над воздушным шаром посильна ребятам 9—10 лет, материал для его постройки — папиросная бумага. Еще понадобятся клей,нитки, карандаш, линейка и ножницы. Постройка шара-монгольфьера. Работу начинают с ...
» Расчет приборной воздушной скорости для однострелочного указателя скорости Приборная воздушная скорость рассчитывается для того, чтобы по указателю скорости выдерживать в полете, если это требуется, заданную истинную воздушную скорость. Приборная воздушная скорость рассчитывается по формуле Vпр = Vи— (± ΔVм) — (± ΔV).
» Игры и соревнования Одно из доступных и простых — соревнование иа время полета моделей с парашютом. Если позволяют условия, можно проводить несколько запусков-туров, если нет — ограничиться одним. Продолжительность фиксируемого полета — время с момента взлета модели до момента посадки или до того момента, когда она скроется из поля зрения. Участник, модель которого покажет нан-большее время пол ...
» Назначение штурманского бортового журнала и его заполнение в период подготовки к полету Штурманский бортовой журнал (навигационный расчет полета) предназначен для записи расчетных данных полета на земле и фактических данных полета в воздухе. Он является полетным документом, в котором отражаются применяемые способы самолетовождения, и официальным отчетным документом о выполненном полете. Ведение его обязательно при всех трассовых и внетрассовых полетах. Штурманский бортовой журнал в ...
» Точность посадки Цель этих соревнований — посадить модель в заранее обозначенное место. На расстоянии 5—6 м от стартовой линии размечают «аэродром». Это может быть круг диаметром около 1 м или лист газеты. Каждый участник после тренировочных запусков совершает зачетный полет Если после первого тура у нескольких участников модели приземлились точно на «аэродром», для определения победителя линию старта ...
» Летательный аппарат тяжелее воздуха Самолет — самый распространенный сегодня летательный аппарат тяжелее воздуха. Первые работы по созданию аэропланов, как тогда называли самолеты, относятся к XIX веку. Огромная заслуга в создании первого в мире самолета принадлежит русскому исследователю и изобретателю, морскому офицеру Александру Федоровичу Можайскому. В 1854 году он задумал построить воздухоплавательный аппарат, кото ...
» Безопасная высота полета и ее расчет Одним из важнейших требований безопасности самолетовождения является предотвращение столкновений самолетов с земной поверхностью или препятствиями. Основным способом решения этой задачи в настоящее время является расчет и выдерживание в полете безопасной высоты по барометрическому высотомеру. Безопасной высотой называется минимально допустимая истинная высота полета, гарантирующая самолет от ...
» Предполетная проверка НИ-50БМ Для проверки НИ-50БМ перед полетом необходимо: 1. Включить электропитание прибора по переменному и постоянному току. 2. Включить и подготовить к работе ГИК. Показания ГИК после согласования и показания автомата курса навигационного индикатора не должны отличаться более чем на ±2°. 3. Установить на автомате курса и задатчике ветра МУК=МК самолета. 4. Ввести в задатчик ветра направлен ...
» Шарнирное соединение из ниток Шарнирное соединение из ниток (рис. 65). Надежность системы управления кордовой авиамодели — один из важнейших факторов успешного полета. Немаловажное значение имеет и то, как подвешены рули высоты и закрылки. Отсутствие люфтов, легкость хода, живучесть — вот основные требования к этим элементам. На спортивных и учебных моделях отлично зарекомендовали себя шарниры, изготовле ...
» Использование НИ-50БМ при обходе гроз При обходе гроз на маршруте полета НИ-50БМ может использоваться для контроля за положением самолета относительно маршрута и для обратного выхода на ЛЗП (рис. 19.8).
» Основные радионавигационные элементы Основными радионавигационными элементами при использовании радиокомпаса являются: курсовой угол радиостанции (КУР); отсчет радиокомпаса (ОРК); радиодевиация (Δр); пеленг радиостанции (ПР); пеленг самолета (ПС).
» Аэродинамический расчет автожира Аэродинамический расчет автожира делается с целью определения его летных характеристик, как то:1) горизонтальных скоростей - максимальных и минимальных, без снижения;2) потолка;3) скороподъемности;4) скорости по траектории при крутом планировании.
» Использование РПСН-2 в режимах «Обзор» и «Дальний обзор» Эти режимы предназначены для обзора земной поверхности, периодического определения места самолета, определения начала снижения с эшелона и для выполнения маневра захода на посадку.
» Самолетовождение с использованием радиотехнической системы ближней навигации РСБН-2 - Назначение Р ... Радиотехническая система ближней навигации РСБН-2 предназначена для обеспечения самолетовождения, захода на посадку в сложных метеоусловиях, контроля и управления движением самолетов с земли. Появление этой системы явилось большим достижением на пути автоматизации полета, обеспечения высокой точности самолетовождения и безопасности полетов.
» Расчет вертикальной скорости снижения или набора высоты В практике самолетовождения бывают случаи, требующие смены эшелона полета. При необходимости диспетчер указывает экипажу время начала и окончания смены эшелона или задает участок, на котором должно быть произведено снижение. На основании указаний диспетчера штурман рассчитывает вертикальную скорость, обеспечивающую смену эшелона на заданном участке.
» Расчет пройденного расстояния, времени полета и путевой скорости Пройденное расстояние определяется по формуле S = Wt, где S—пройденное расстояние, км (м); W — путевая скорость, км/ч; t — время полета, ч и мин (мин и сек). Для определения пройденного расстояния на НЛ-10М необходимо установить треугольный индекс шкалы 2 на значение путевой скорости по шкале 1 и против деления шкалы 2, соответствующего времени полета, отсчитать на шкале 1 и ...
» Определение значений тригонометрических функций углов Значения синуса и косинуса данного угла α на НЛ-10М определяются по шкалам 3 и 5, значения тангенса и котангенса — по шкалам 4 и 5. Чтобы определить синус и косинус данного угла, необходимо 90° шкалы 3 или треугольный индекс шкалы 4 установить на деление 100 шкалы 5 и с помощью риски визирки отсчитать против значения данного угла α шкалы 3 по шкале 5 искомое значение синуса (в ...
Двухмоторный электролет был создан в результате дальнейшего развития моделей с электродвигателем. Демонстрационные полеты такого аппарата вызывают большой интерес в любой аудитории, будь то школа или пионерский лагерь; они хорошо смотрятся на слетах, фестивалях и праздниках. Двухмоторная схема модели позволяет повысить ее энерговооруженность, добиться надежности полета на открытом воздухе. Электролет, изображенный на рис 49, почти весь изготовлен из пенопласта ПС-1; соединения выполнены казеиновым клеем и клеем ПВА. Нервюры для наборного крыла вырезают из липового шпона толщиной 1 мм или из пластин пенопласта толщиной 3 мм, предварительно оклеенных бумагой, материалом для лонжерона служит фанера толщиной 1 мм, для задней кромки — рейка из сосны сечением 3X4 мм, а для передней — пенопласт. Качалку выпиливают нз гетинакса или стеклотекстолита толщиной 0,8—1 мм, закрепляют в стойке, которую приклеивают к усиленной нервюре. Крыло склеивают конденсаторной или ' папиросной бумагой и покрывают нитролаком. Фюзеляж и детали хвостового оперения изготовлены целиком из пенопласта. Для уменьшения массы выдалбливают фюзеляж изнутри. Толщина стенок переменная — от 6—8 мм в нижней (донной) части до 3—4 мм в боковой и верхней. Снизу в хвостовую балку вклеивают сосновый силовой стрингер сечением 2,5Х2,5 мм, а в носовую часть — пластину жесткости из фанеры толщиной 2 мм для крепления стойки шасси, которую получают гибкой из рояльной стальной проволоки диаметром 1,2 мм. Пенопластовые колеса с обеих сторон оклеивают шайбами из фанеры толщиной 1 мм. Фонарь кабины штампуют из оргстекла или целлулоида толщиной 0,3—0,4 мм. Модель окрашивают нитрокрасками, причем детали из пенопласта предварительно оклеивают писчей или папиросной бумагой и зачищают. Масса планера составляет около 50 г, полетная масса электролета — 130—135 г. Для снаряжения модели к полетам особое внимание надо обратить на ее силовую установку — электродвигатели ДП-12-А (рис. 50). Их доработку ведут в таком порядке. Снимают заднюю крышку, на которой расположены клеммы и щетки. На заводе-изготовителе ее наглухо приклеивают к корпусу, поэтому нужно воспользоваться острым ножом или скальпелем, чтобы после сборки крышка села на свое место плотно, без перекосов. Корпус и крышка сделаны из хрупкой пластмассы, поэтому работу надо выполнять очень аккуратно. Вынув якорь, в корпусе двигателя и крышке выпиливают отверстия для охлаждения в соответствии с рисунком. Затем тщательно вычищают из внутренней полости опилки и собирают детали, обратив особое внимание на то, чтобы якорь вращался легко. После этого крышку вклеивают на свое место дихлорэтаном или клеем БФ-2.
Рис. 49. Двухмоторный электролет: а — модель в сборе; 6 — профиль крыла; в — конструкция качалки; г — подвеска руля высоты; д — соединение стабилизатора и киля; е — блок питания и его соединение с ручкой управления; ж — колесо; з — соединение двигателей; и — передняя стенка; 1 — передняя кромка; 2—лонжерон; 3 —нервюра; 4 — задняя кромка; 5 — стойка; 6 - - двуплечая качалка; 7 И 24 — втулки; 8 и 21 - кор-ды-токоносители; 9 — тяги руля высоты; 10— стабилизатор; 11 — руль высоты; 12 — петли из ткани; 13 — кабанчик; 14 — киль; 15 — пазы; 16 — блок питания; 17 — проводник к ручке; 18 — провод с зажимом; 19 -- ручка управления; 20 — выключатель питания; 22 — диск из пенопласта; 23 — шайбы; 25 — двигатели; 26 — провода; 27 — витые проводники для соединения с качалкой; 28 — фанерная пластина; 29— стойка шасси
Готовые двигатели устанавливают на крыло модели и надежно закрепляют нитками с клеем. Электрическое соединение двигателей — последовательное. В зависимости от коммутации можно обеспечить их вращение в одну или разные стороны. Желательно выполнить соединение так, чтобы оба вала вращались по часовой стрелке, если смотреть на модель спереди. При таком направлении вращения реакция винтов будет способствовать лучшему полету модели по кругу. Да и изготовить два одинаковых воздушных винта проще. Первый, простейший способ закрепления винтов на валах — тугой посадкой с клеем БФ-2, второй — с помощью точеной металлической втулки и стопорного винта, что более надежно и удобнее для замены винта. В качестве корд для пилотирования применяют электрический провод марки ПЭЛ сечением 0,3 мм и длиной от 5 до 7 м, в зависимости от условий полета. Электрическое и аэродинамическое сопротивление таких корд невелико. Для питания двигателей собирают блок из 8 батареек 3336Л, включенных последовательно. Один вывод от блока соединяют напрямую с кордой через ручку управления (см. рис. 50), а на конце другого ставят «крокодильчик» или какой-либо другой зажим для подключения различного количества батарей (при старте — не более б, а затем — по мере падения емкости и соответственно уменьшения оборотов двигателя — подключения в цепь дополнительных батарей). Обычно комплекта хватает на 6 полетов по 5 мин, то есть в общей сложности — на 30 мин полета. Конечно, батарейки 3336Л — отнюдь не лучший источник питания для данной модели из-за сравнительно малой емкости. Гораздо выгоднее применять блок элементов «Сатурн» или аккумуляторы мотоциклетного типа. Правда, вся установка неизбежно становится более громоздкой. Подбор винта и качество его изготовления для данной модели имеют большое значение. Поскольку тяга применяемых двигателей невелика (порядка 20 гс на стенде при 4000—5000 мин.-1), то даже незначительная ее потеря будет весьма ощутимой. В качестве материала для винта используют легкую липу. Поверхность лопастей тщательно обрабатывают и полируют до блеска. Масса изготовленного винта составляет около 2,5 г.