» Основные сведения о НИ-50БМ В комплект навигационного индикатора входят следующие основные приборы (рис. 19.1): датчик воздушной скорости (ДВС), автомат курса, задатчик ветра и счетчик координат. Все они, кроме датчика воздушной скорости, устанавливаются на приборной доске штурмана и используются для управления индикатором. Навигационный индикатор является полуавтоматом. Одна часть исходных данных вводится в прибор автомат ...
» Модель вертолета «Белка» Модель вертолета «Белка» (рис. 52) летает так же, как и настоящий вертолет, который имеет два соосных несущих винта. Нижние лопасти закрепляют на раме, служащей одновременно фюзеляжем. Раму изготовляют из двух липовых пластин размером 220 Х 10 Х 1 мм, верхней и нижней бобышек. Лопасти выполняют из плотной чертежной бумаги. Две из них вклеивают в ступицу верхнего ротора, а две других посредст ...
» Выполнение радиодевиационных работ Радиодевиационные работы проводятся штурманом с целью определения, компенсации радиодевиации и составления графика остаточной радиодевиации в следующих случаях: 1) при установке на самолет, нового радиокомпаса или отдельных его блоков; 2) после выполнения регламентных работ, при которых заменялись отдельные блоки радиокомпаса; 3) при обнаружении в полете ошибок в показаниях указателя курсовы ...
» Заполнение штурманского бортового журнала в полете и записи на карте В процессе выполнения полета штурман выполняет различные навигационные расчеты и измерения. Так как запомнить результаты всех расчетов и измерений невозможно, штурман записывает их в бортовом журнале, а некоторые отмечает на карте. В бортовом журнале и на карте рекомендуется четко и быстро записывать только те данные, которые нужны для определения навигационных элементов полета, контроля и испра ...
» Проверка правильности остаточной радиодевиации в полете В полетах штурман должен использовать каждую возможность для проверки правильности остаточной радиодевиации. Наиболее простой и удобный способ проверки — это сравнение фактического и полученного по радиокомпасу пеленгов радиостанции. Для этого необходимо:
» Запуск змеев Как было сказано ранее, воздушные змеи запускают на тонком, прочном шнуре-леере. Особенно внимательно надо отнестись к выбору места запуска. Необходимым условием полета змея является ветер. Змеи различных размеров летают приопределенной скорости ветра. Большой и тяжелый змей навряд ли удастся запустить при слабом ветре, когда уверенно может держаться в воздухе змей, изображенный на рис ...
» Способы измерения высоты полета Основными способами измерения высоты полета являются барометрический и радиотехнический. Барометрический способ измерения высоты основан на принципе измерения атмосферного давления, закономерно изменяющегося с высотой. Барометрический высотомер представляет собой обыкновенный барометр, у которого вместо шкалы давлений поставлена шкала высот. Такой высотомер определяет высоту полета самолета к ...
» Пеленг и курсовой угол ориентира Магнитным пеленгом ориентира МПО называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением на ориентир: трубу, мачту, радиостанцию и т. д. (рис. 3.8). МПО отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до направления на ориентир по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
» Определение летающих моделей Модель планера — модель летательного аппарата, не обеспеченная собственной силой тяги, у которой подъемная сила образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Запускают при помощи леера не длиннее 50 м. Технические требования: площадь несущей поверхности — 32—34 дм2, минимальная масса — 410 г, максимальная удельная грузоподъ ...
» Организация авиамодельного кружка Кружок — одна из форм работы по техническому творчеству. Он объединяет школьников, интересующихся определенной областью техники. Цель занятий любого технического кружка — приобщение ребят к труду, развитие их творческих способностей, формирование умений и навыков. Авиамодельный кружок объединяет ребят, увлеченных авиацией. Для многих из них авиамоделизм, это увлекательное и серь ...
» Механизация крыла учебной модели Механизация крыла учебной модели (рис. 68). Три палки — две струны... Так моделисты в шутку говорят об учебных моделях. Те и в самом деле, как правило, цельнодеревянные: и крыло, и фюзеляж, и стабилизатор с килем — из липовых пластин. Конечно, такие аппараты просты. Это их достоинство. Но, к сожалению, их летные качества оставляют желать лучшего — высокая удельная нагруз ...
» Основные системы и агрегаты самолета Все современные самолеты сходны по устройству, имеют одни и те же основные системы и агрегаты. Крыло — главная часть самолета — создает подъемную силу, удерживающую его в воздухе. У разных самолетов крылья отличаются размерами, формой и числом. Самолет с одним крылом называют монопланом, а имеющий два крыла (одно над другим) — бипланом. Конструкция крыла зависит от типа с ...
» Направления на земной поверхности В самолетовождении принято направления на земной поверхности измерять в градусах относительно северного направления меридиана. Направления могут указываться азимутом (истинным пеленгом) и путевым углом. Азимутом, или истинным пеленгом, ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир (рис. 1.4 ...
» Компоненты скорости воздуха относительно плоскости вращения ротора Поступательную скорость V ротора, имеющего угол атаки i°, можно разложить на две составляющие (фиг. 52); нормальную к оси ротора, лежащую в плоскости вращения V cos i и параллельную оси ротора - V sin i. Помимо скорости V воздух относительно плоскости вращения ротора имеет индуктивную скорость (скорость, вызванную ротором) v. Направление индуктивной скорости можно приближенно установить, исходя ...
» О выборе площади и угла установки неподвижного крыла Неподвижное крыло в автожире играет существенную роль, хотя в принципе и не является необходимым, так гак автожир мог бы летать и без неподвижного крыла - при наличии бокового управления, примером чего может служить французский автожир Лиоре-Оливье. Постановка неподвижного крыла выгодна прежде всего потому, что качество несущей системы, состоящей из ротора и крыла, выше, чем качество одного ротора ...
» Контроль и исправление пути при полете от радиолокатора и на радиолокатор Наземные радиолокаторы позволяют вести контроль пути по направлению. При полете от радиолокатора контроль и исправление пути осуществляется в следующем порядке: 1. Запросить у диспетчера место самолета. 2. Перевести полученный азимут в МПС, сравнить его с ЗМПУ и определить боковое уклонение МПС = А — (± Δм); БУ = МПС — ЗМПУ. В тех случаях, когда угол схождения между мериди ...
» Скорость воздуха относительно лопасти ротора Рассмотрим скорость воздуха относительно элемента лопасти dr, отстоящего от оси ротора на расстоянии r; лопасть имеет угловое положение ψ и угол взмаха β. Взятый элемент кроме скоростей, имеет еще угловую скорость вращения Ω вокруг оси ротора и угловую скорость махового движения . Относительную скорость воздуха у элемента разложим на две составляющих: на радиальную, направленную по ...
» Самолетовождение с использованием навигационной системы «Трасса» - Назначение системы и задачи, ре ... Навигационная система «Трасса» предназначена для непрерывного автоматического измерения путевой скорости и угла сноса, а также для указания места самолета в условной прямоугольной системе координат (дальность и линейное боковое уклонение). Система «Трасса» является автономной и может применяться на самых дальних трассах. Ее основной частью является измеритель путевой скорости и угла сноса, исп ...
» Теория ротора Удачное развитие конструкции автожира повело к теоретическим изысканиям по несущему авторотирующему винту-ротору. Так, например, в 1926 г. появилась работа Пистолези. В 1927 г. была опубликована Глауэртом теория автожира. В 1928 г. ее развил и дополнил Локк. Можно также указать на несколько работ итальянских аэродинамиков (Ферарри, Цистолези, Уго-де-Кариа), относящихся к работе винта в боковом пот ...
» Контроль пути по дальности с помощью боковых радиостанций Контроль пути по дальности заключается в определении пройденного от КО или оставшегося до заданного пункта расстояния. С помощью боковых радиостанций эта задача решается следующими способами: 1) пеленгованием боковой радиостанции и прокладкой ИПС на карте; 2) выходом на предвычисленный КУР или МПР; 3) выходом на траверз боковой радиостанции.
» Поликонические проекции По принципу построения поликонические проекции незначительно отличаются от конических. Они являются дальнейшим усовершенствованием конических проекций. В поликонических проекциях земная поверхность переносится на боковые поверхности нескольких конусов, касательных к параллелям или секущих земной шар по заданным параллелям. На поверхность каждого конуса переносится небольшой шаровой пояс земной ...
» Перевод футов в метры и обратно Футы переводятся в метры, а метры в футы по формулам: Hм = Hфуты:3,28; Hфуты = Нм·3,28. Чтобы перевести футы в метры, на НЛ-10М необходимо индекс ФУТЫ шкалы 14 установить по шкале 15 на данное число футов, а против деления 100 или 1000 шкалы 14 отсчитать по шкале 15 число метров рис. (4.10).
» Определение места самолета Место самолета определяется с целью полного контроля пути, определения навигационных элементов полета и восстановления потерянной ориентировки. В зависимости от условий полета и навигационной обстановки МС может быть определено: по одному радиопеленгатору; по двум радиопеленгаторам; по радиопеленгатору и радиостанции.
» Расчет показания широкой стрелки КУС для заданной истинной скорости Приборная скорость для широкой стрелки КУС рассчитывается по формуле V пр = V и-(± Δ V м)-(-Δ V сж)-(± Δ V а)-(± Δ V). Пример Н760пр= 6600 м; Vи = 500 км/ч; температура воздуха на высоте полета tн= —40°; ΔV= +5 км/ч; ΔVа= —18 км/ч; Δ Vсж= —5 км/ч. Определить приборную скорость для широкой стрелки КУС.
» Модель планера «Малыш» Модель планера «Малыш» (рис. 25) оправдывает свое название — ее длина всего 500 мм, а размах крыла около 600 мм. В отличие от предыдущей «схематички» у этого планера крыло сделано объемным. Постройку модели лучше начать с фюзеляжа. Из фанеры или липовой пластины толщиной 4—5 мм выпиливают пилон. В носовой его части делают вырез для загрузки балласта при регулировке, который потом ...
» Масштаб карты Масштабом карты называется отношение длины линии, взятой на карте, к действительной длине той же линии на местности. Он показывает степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им линий на местности. Масштаб бывает численный и линейный.
» Предотвращение случаев попаданий самолетов в районы с опасными для полетов метеоявлениями
Для предотвращения случаев попадания в районы с опасными для полетов метеоявлениями необходимо: 1) перед полетом тщательно изучить метеообстановку по трассе и прилегающим к ней районам; 2) наметить порядок обхода опасных условий погоды; 3) наблюдать в полете за изменением погоды, особенно за развитием явлений, опасных для полетов; 4) периодически получать по радио сведения о сос ...
» Навигационный треугольник скоростей, его элементы и их взаимозависимость Самолет относительно воздушной массы перемещается с воздушной скоростью в направлении своей продольной оси. Одновременно под действием ветра он перемещается вместе с воздушной массой в направлении и со скоростью ее движения. В результате движение самолета относительно земной поверхности будет происходить по равнодействующей, построенной на слагаемых скоростях самолета и ветра. Таким образом, п ...
» Использование курсовых приборов самолета Ан-24 Самолет Ан-24 оборудован гироскопическим индукционным компасом ГИК-1 и гирополукомпасом ГПК-52, которые позволяют выполнять полет по заданному маршруту как по локсодромии, так и по ортодромии. При подготовке к полету штурман обязан решить, какой вид полета будет применяться, и в зависимости от этого подготовить и нанести на карту необходимые данные. Полеты по локсодромии рекомендуется осуществл ...
В пионерском лагере из-за непродолжительной работы кружка важное значение приобретает организация и содержание каждого занятия. Вопросы методики проведения занятий, их организационная четкость во многом определяются опытом руководителя. Большую часть руководителей кружков в пионерских лагерях составляют энтузиасты технического творчества, слабым местом которых является недостаточное знание методики педагогического труда-Надеемся, что советы, приведенные в этой главе, помогут интересно организовать работу авиакружка. И это в немалой степени зависит уже от первого, вводного занятия. На вводном занятии руководитель рассказывает ребятам о целях и задачах кружка, знакомит с порядком в кружковой комнате (размещение материалов и инструмента), объясняет основные правила поведения и техники безопасности. После этого руководителю желательно рассказать о себе, выяснить пожелания кружковцев и их уровень знакомства с авиамоделизмом. Затем руководитель уточняет состав каждой группы, сообщает расписание занятий по группам. Хорошей концовкой вводного занятия может быть запуск авиамоделей, подготовленных заранее. Дальнейшая работа проходит в группах по расписанию в точно назначенное время. Руководителю надо сразу исключить возможность задержки занятий, ведь ребята остро реагируют на всякие отступления от правил и могут критически оценить поведение взрослых. Всякие опоздания руководителя не способствуют повышению его авторитета и ведут к падению интереса школьников к выбранному виду творчества. Схема занятий может быть выбрана такой. Ребята занимают места в мастерской, руководитель по журналу проверяет присутствующих и назначает дежурного. Затем объясняет цель занятия, приемы выполнения, вместе с помощниками раздает материал для практической работы, после чего кружковцы приступают к ее выполнению. В ходе занятия руководитель наблюдает за работой кружковцев, если нужно — показывает приемы обращения с инструментом, помогает разобраться в чертеже, корректирует позы при обработке деталей. Иногда случаются и ошибки при выполнении каких-либо элементов. В этом случае следует остановить работу, разобрать эту ошибку и еще раз показать правильный прием. С первого занятия надо приучать ребят к точному изготовлению даже самых простых деталей. Очень хорошо показать им на примере взаимосвязь частей и деталей модели при ее сборке и к чему ведет нарушение их формы и размеров. В целях экономии времени на занятиях кружка (особенно начинающих) руководитель может применять шаблоны деталей и наборы полуфабрикатов — планера «Малыш», модели планера с импульсным стартом и др. Для ребят второй и третьей группы есть неплохие наборы схематических и кордовых моделей самолетов. Следует признать, что работа по шаблонам мало способствует развитию сообразительности и конструкторских навыков, но в условиях пионерского лагеря на это приходится идти. За 10—15 мин до окончания занятия руководитель просит кружковцев остановить работу, сдать свои поделки и убрать инструмент с рабочих мест. При приемке моделей он тут же дает оценку качества их выполнения. После ухода всех кружковцев дежурный делает уборку помещения — сметает мусор со столов щеткой-сметкой и подметает пол. Руководителю остается проверить инструмент и чистоту в мастерской. Когда после проведения нескольких занятий у части ребят модели будут закончены, им захочется тут же отправить их в полет. Этому препятствовать не следует. Чтобы как можно скорее их запустить, можно прервать занятие в помещении и выйти на открытый воздух. Руководитель вначале сам пробует модели в полете, а убедившись в их достаточно хороших летных качествах, доверяет запуск самим конструкторам. При проведении пробных запусков руководитель учит ребят приемам правильной регулировки моделей, проводит с ними обсуждение результатов летных испытаний. Когда работу над моделями по какой-либо теме закончат все члены кружка, необходимо провести соревнование между ними. Среди ребячьих поделок могут быть и бумажные модели, и воздушные змеи, и модели вертолетов. И конечно, на соревнования надо пригласить кружковцев других групп, причем старшим можно предложить обслуживать эти соревнования в качестве судей. В целях пропаганды авиамоделизма среди пионеров объявление результатов соревнований, вручение грамот и призов лучше проводить на общелагерной линейке.