» Выход на радиостанцию с нового заданного направления Выход на радиостанцию аэродрома с нового заданного направления осуществляется только по указанию диспетчера в целях обеспечения безопасности полета. Выходить на новую ЛЗП приходится при заходе на посадку по кратчайшему расстоянию, на, маршруте и в учебных полетах. Применяются следующие способы выхода на новую ЛЗП: а) с постоянным МК выхода; б) с постоянным КУР выхода.
» Использование НИ-50БМ для счисления пути При радиолокационной ориентировке для счисления пути по дальности может быть использован НИ-50БМ, для чего необходимо: 1. На подобранном курсе следования одним из возможных методов определить путевую скорость самолета. 2. На автомате курса и задатчике ветра установить МУК = ЗМПУ. 3. На задатчике ветра установить НВ=МУК, если W>V, или НВ=МУК±180°, если W
» Модель спортивного планера Модель спортивного планера (рис. 17). Материалом для ее изготовления служит плотная бумага, а инструментом — только простые ножницы. Перед тем как приступить к работе над моделью, внимательнее ознакомимся с одним из свойств бумаги — ее способностью сгибаться. Возможно, каждый из нас замечал, что плотная бумага иногда хорошо сгибается, иногда плохо, образуя складки. Это зависит от т ...
» Вывод корд из крыла Оплетка для троса (рис. 64). Много хлопот доставляет неопытным моделистам-кордови-кам проблема вывода тросов управления из крыла. Случайный их перегиб — и заедание в системе управления почти всегда грозит аварией для летательного аппарата. Один из самых просты и эффективных способов, позволяющих избежать, подобных неприятностей,— использование спиральных пружин, вклеенных в закон ...
» Ракетомодельный спорт В ракетомодельном спорте, также как и в авиамодельном, правила соревнований вырабатывает соответствующая международная федерация. Национальные федерации, принимая свой спортивный кодекс, стараются дублировать международные правила — раздел «Космические модели» кодекса ФАИ. Но каждая страна вправе внести какие-либо нововведения, уточнения, не изменяя при этом основополагающие требования ...
» Двухмоторный электролет Двухмоторный электролет был создан в результате дальнейшего развития моделей с электродвигателем. Демонстрационные полеты такого аппарата вызывают большой интерес в любой аудитории, будь то школа или пионерский лагерь; они хорошо смотрятся на слетах, фестивалях и праздниках. Двухмоторная схема модели позволяет повысить ее энерговооруженность, добиться надежности полета на открытом воздухе.
» Первые воздушные змеи Воздушный змей сегодня нередко воспринимается только как игрушка для детского развлечения. Но мало кто знает, что он имеет давнюю и интересную историю. Первые воздушные змеи появились около четырех тысяч лет назад. Родина их — Китай. Самой распространенной была форма змея-дракона, что, возможно, и определило название «воздушный змей». Современные воздушные змеи совершенно не напоминаю ...
» Назначение и принцип устройства навигационной линейки НЛ-10М Навигационная линейка НЛ-10М является счетным инструментом пилота и штурмана и предназначена для выполнения необходимых расчетов при подготовке к полету и в полете. Она устроена по принципу обычной счетной логарифмической линейки и позволяет заменить сложные математические действия над числами (умножение и деление) более простыми действиями — сложением и вычитанием отрезков шкал, выражающи ...
» Полеты по ортодромии - Необходимость полета по ортодромии В гражданской авиации имеются самолеты, обладающие большой дальностью полета. На таких Самолетах совершаются регулярные полеты по трансконтинентальным и межконтинентальным авиалиниям. Эти самолеты имеют специальное оборудование, позволяющее выполнять полеты по ортодромии. Необходимость перехода к полетам по ортодромии вызвана требованием повышения точности самолетовождения.
» Вертолет (геликоптер) Вертолет (геликоптер) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и тяга создаются несущим винтом (ротором). Во вращение ротор приводится силовой установкой. Вертолет способен подниматься без разбега, зависать в воздухе, лететь в любом направлении и , производить посадку на любую площадку. Известны интереснейшие работы М. В. Ломоносова по созданию летательных аппарат ...
» Основные радионавигационные элементы Основными радионавигационными элементами при использовании радиокомпаса являются: курсовой угол радиостанции (КУР); отсчет радиокомпаса (ОРК); радиодевиация (Δр); пеленг радиостанции (ПР); пеленг самолета (ПС).
» Резиномоторная модель самолета класса В-1 Резиномоторная модель самолета класса В-1 (рис. 31) может рассматриваться как шаг к спортивному совершенствованию в категории сво-боднолетающих моделей.
» Определение момента пролета радиостанции или ее траверза Полет на радиостанцию заканчивается определением момента ее пролета. Как правило, этот момент необходимо ожидать. О приближении самолета к радиостанции можно судить по следующим признакам: а) истекает расчетное время прибытия на РНТ; б) увеличивается чувствительность радиокомпаса, что сопровождается отклонением стрелки индикатора настройки вправо.
» Режимы работы, органы управления, указатели КС-6 и их назначение В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать: 1) в режиме гирополукомпаса «ГПК»; 2) в режиме магнитной коррекции «МК»; 3) в режиме астрономической коррекции «АК».
» О выборе площади и угла установки неподвижного крыла Неподвижное крыло в автожире играет существенную роль, хотя в принципе и не является необходимым, так гак автожир мог бы летать и без неподвижного крыла - при наличии бокового управления, примером чего может служить французский автожир Лиоре-Оливье. Постановка неподвижного крыла выгодна прежде всего потому, что качество несущей системы, состоящей из ротора и крыла, выше, чем качество одного ротора ...
» Расчет времени и места встречи самолетов, летящих на встречных курсах Чтобы рассчитать время и место встречи самолетов, летящих на встречных курсах, необходимо знать расстояние между самолетами S', путевые скорости самолетов W1 и W2 и время пролета самолетами контрольных ориентиров. Время сближения самолетов tсбл= S'/ W1 + W2
» Вывод самолета в заданный район Для вывода самолета в заданный район необходимо: 1. Соединить прямой линией место самолета с пунктом, на который необходимо выйти. 2. Измерить по карте ЗМПУ и расстояние до заданного пункта (рис. 19.7). 3. Стрелки счетчика координат установить на нуль. 4. На автомате курса и задатчике ветра установить МУК = ЗМПУ. 5. На задатчике ветра установить навигационное направление ветра и его скорост ...
» Проверка правильности остаточной радиодевиации в полете В полетах штурман должен использовать каждую возможность для проверки правильности остаточной радиодевиации. Наиболее простой и удобный способ проверки — это сравнение фактического и полученного по радиокомпасу пеленгов радиостанции. Для этого необходимо:
» Масштаб карты Масштабом карты называется отношение длины линии, взятой на карте, к действительной длине той же линии на местности. Он показывает степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им линий на местности. Масштаб бывает численный и линейный.
» Помещение для занятий авиамоделизмом Для работы авиамодельного кружка пионерского лагеря необходимо светлое помещение — мастерская площадью 40—45 м2 для размещения 15—20 рабочих мест. Единой схемы организации мастерской не существует, все определяется возможностями пионерлагеря. А они не такие уж и большие. Поэтому на практике площадь мастерской обычно не превышает 30 м2. Это, конечно, несколько затрудняет рабо ...
» Учет влияния ветра на полет самолета - Ветер навигационный и метеорологический Воздушные массы постоянно движутся относительно земной поверхности в горизонтальном и вертикальном направлениях. Горизонтальное движение воздушных масс называется ветром. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Они изменяются с течением времени, с переменой места и с изменением высоты. С увеличением высоты в большинстве случаев скорость ветра увеличивается, а направление изменяется. На ...
» Расчет ИПС при полете по ортодромии При полете по ортодромии для прокладки радиопеленга на карте нужно рассчитать ИПС (рис. 23.11). Когда курс выдерживается относительно магнитного опорного меридиана, ИПС рассчитывается по следующей формуле: ИПС = ОМК + (± Δм.о.м) + КУР ± 180° — (± α), где σ = (λо.м — λр) sin φcp.
» Формулы полных сил ротора Имея выражения для элементарных сил, нетрудно получить полные силы одной лопасти, а затем и ротора. Это мы можем сделать, воспользовавшись уравнением махового движения лопасти и условием равенства нулю крутящего момента ротора при установившейся авторотации.
» Категории и классы летающих моделей Основным документом, регламентирующим постройку авиационных летающих моделей, своеобразным сводом законов являются «Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР». В основе этих Правил — положения кодекса ФАИ — технические требования к моделям и правила соревнований по ним. В настоящее время в нашей стране распространены следующие категории авиационных моделе ...
» Спарка-тренажер Как известно, свой самый первый полет курсант выполняет не один, а вдвоем с инструктором на самолете с двойным управлением. Сначала управляет инструктор, а обучаемый лишь слегка придерживает ручку и запоминает необходимые для полета манипуляции. И лишь на следующем этапе инициатива переходит к ученику. Однако инструктор и тут всегда начеку — в критической ситуации он всегда может вмешат ...
» Определение азимута и дальности до самолета Азимут и дальность до самолета определяются диспетчером по экрану индикатора, на котором самолет изображается в виде ярко светящейся метки. Азимут отсчитывается относительно северного направления истинного меридиана по шкале индикатора, которая имеет оцифровку от 0 до 360°. Наклонная дальность до самолета определяется на индикаторе по масштабным кольцам (рис. 16.1). Точность определения даль ...
» Радионавигационные элементы - Общая характеристика и виды радиотехнических систем Радиотехнические средства среди других средств самолетовождения занимают одно из важнейших мест и находят самое широкое применение. В комплексе с другими средствами они при умелом использовании обеспечивают надежное и точное самолетовождение. Радиотехнические средства самолетовождения по месту расположения делятся на наземные и самолетные. К наземным радиотехническим средствам относятся: прив ...
» Сущность визуальной ориентировки Одним из основных правил самолетовождения является непрерывное сохранение ориентировки в течение всего полета. Сохранять ориентировку — это значит в любое время полета знать место самолета. Местом самолета называется проекция положения самолета в данный момент времени на земную поверхность. Ориентировка может осуществляться визуально и при помощи технических средств самолетовождения.
» Перевод футов в метры и обратно Футы переводятся в метры, а метры в футы по формулам: Hм = Hфуты:3,28; Hфуты = Нм·3,28. Чтобы перевести футы в метры, на НЛ-10М необходимо индекс ФУТЫ шкалы 14 установить по шкале 15 на данное число футов, а против деления 100 или 1000 шкалы 14 отсчитать по шкале 15 число метров рис. (4.10).
Схематическая модель самолета (рис. 29) немного сложнее описанных ранее. Прежде чем приступить к постройке Модели, необходимо сделать ее рабочий чертеж (в натуральную величину). Порядок Работы может быть такой. Фюзеляж делают из прямослойной сосновой или липовой рейки длиной 800 мм, сечением 12Х 10 мм, к хвостовой части сечение можно уменьшить до 8X6 мм. Сечение передней и задней кромок стабилизатора 4Х ХЗ мм; закругления выгибают из бамбуковой рейки сечением 3X2 мм и соединяют с кромками «на ус» клеем. Места соединения обматывают нитками. Жесткость увеличивают тремя нервюрами сечением 2X2 мм. По чертежу отмечают середину стабилизатора и закрепляют его на хвостовой части фюзеляжа, предварительно вырезав в нем небольшие углубления под кромки стабилизатора. Киль из бамбуковой рейки изгибают и вставляют в отверстие фюзеляжа, просверленное немного ближе передней кромки стабилизатора.
Рис. 29. Схематическая модель самолета: а - рабочий чертеж; б — порядок изготовления
Подшипником служит липовый брусок размером 25Х Х20Х Ю мм. Его приклеивают к передней части фюзеляжа, снизу обматывают нитками. В подшипнике сверлят отверстие диаметром 1,5 мм, в которое пропускают вал винта. Для кромок крыла берут сосновые рейки сечением 5Х Х4 мм и изгибают их к середине под углом 10°. Бамбуковые закругления крепят к кромкам так же, как на стабилизаторе. Нервюры изготовляют из сосновых реек сечением 3X2 мм, концы их заостряют «лопаткой» и вставляют с клеем в проколы кромок. Кабанчик для крепления крыла к фюзеляжу вырезают из липового бруска. Следует помнить, что передняя кромка должна быть выше задней на 8—10 мм. Привязывают кабанчик к крылу нитками. Воздушный винт — самая сложная часть схематической модели самолета. Его изготовляют из бруска липы, ольхи или осины размером 300Х30X20 мм. На широкой грани бруска проводят две взаимно перпендикулярные осевые линии, в центре сверлят отверстие диаметром 1 мм. Накладывают фанерный или целлулоидный шаблон вида сверху, совмещая осевые линии и очерчивая одну лопасть, затем поворачивают шаблон на 180° вокруг оси и наносят контуры другой лопасти. Острым ножом срезают лишнюю часть бруска и обрабатывают напильником. На одну из боковых граней накладывают шаблон вида сбоку, очерчивают его карандашом и срезают лишнее. В дальнейшем винт обрабатывают с верхнего правого края каждой лопасти. Верхняя поверхность лопастей должна быть слегка выпуклой, а нижняя — плоской или немного вогнутой. Вогнутость достигают, соскабливая древесину осколком стекла или полукруглым напильником. Зачищают лопасти наждачной бумагой, одновременно Центрируя винт. Для этого надевают его на тонкую проволоку и вращают. Если масса лопастей винта одинакова, он остановится в горизонтальном положении. Если нет, необходимо опускающуюся лопасть доработать напильником или зачистить наждачной бумагой и вновь проверить центровку винта, добиваясь равновесия. Готовый винт покрывают двумя-тремя слоями нитролака. В ступице винта закрепляют вал из стальной проволоки диаметром 1,5 м, надевают на него две шайбы и вставляют в подшипник. Свободный конец вала изгибают в виде крючка для крепления резинового двигателя. Другой крючок для двигателя крепят в хвостовой части фюзеляжа на расстоянии 600 мм от подшипника. Обтягивают модель самолета так же, как и модель планера, папиросной или мика-лентной бумагой. Обтяжку крыла производят только сверху в два приема: сперва одну половину, потом — другую. Стабилизатор оклеивают только сверху, а киль — с обеих сторон. Бумагу, выступающую за кромки, счищают наждачной бумагой или острым ножом. Резиновый двигатель длиной 600 мм изготовляют из резины сечением 2Х 1 мм. Для этого с доску вбивают два гвоздя на расстоянии, равном длине резинового двигателя, резиновую нить массой 30 г обматывают вокруг гвоздей, а свободные концы связывают. В местах крепления двигатель перевязывают тонкой резинкой. Готовый резиновый двигатель промывают в теплой мыльной воде, просушивают вдали от источников тепла, смазывают касторовым маслом и упаковывают на несколько дней в темную стеклянную банку. Для определения максимального числа витков двигателей один из них следует закрутить до разрыва. Зная возможности резиновых двигателей данной длины, можно провести их динамическую формовку. Наиболее простой способ формовки заключается в последовательном закручивании и раскручивании рези-номотора. Начинают закрутку с 20 % допустимого числа витков с последующим добавлением 10—15 % от максимального числа витков. Заканчивают формовку закруткой на 80—85 % максимального числа витков. После этого снова промывают резиновый двигатель в теплой мыльной воде, просушивают, смазывают касторовым маслом и упаковывают в полиэтиленовый пакет или стеклянную банку. Выдержав одну-две недели, такой двигатель можно использовать на соревнованиях. Иногда динамическую формовку двигателей удобно делать и при тренировочных запусках. Регулировку модели проводят следующим образом. Сначала проверяют, нет ли перекосов при видах сверху и спереди. Перемещением крыла вдоль рейки устанавливают центр тяжести модели с резиновым двигателем на расстоянии 1/3 длины хорды крыла от передней кромки. Добившись правильной центровки, модель регулируют на планирование (без работы винта), так же как и схематическую модель планера: дер. жа модель одной рукой за фюзеляж, немного наклонив носовую часть вниз, плавным движением толкают ее. Если модель задирает нос, крыло передвигают к стабилизатору. При крутом опускании (пикировании) модели крыло перемещают вперед. Хорошо отрегулированная модель должна пролетать 8—12 м. Более сложный этап — это регулировка моторного полета. Закрутив резиновый двигатель на 50—60 витков, модель берут за фюзеляж правой рукой, а левой придерживают винт. Легким толчком пускают модель горизонтально. Повторяют несколько раз запуск модели, постепенно увеличивая число витков двигателя. Сложность регулирования модели самолета заключается в том, что при моторном полете (с работающим винтом) возникают новые явления, которые не наблюдались при планирующем полете. Выделим основные из них, опишем их признаки и причины. Модель, планирующая по прямой, кружит в моторном полете, стремясь повернуть в левую сторону (вращение винта вправо по направлению полета). Это происходит из-за влияния силы реакции от вращения винта. Величина данной силы связана жесткой зависимостью с частотой его вращения и диаметром винта. Авиамоделисты исправляют этот дефект смещением вала винта вправо или отклонением киля в эту же сторону. Модель может кружиться также из-за несимметрии масс, различной кривизны профиля нервюр у обеих половин крыла и по другим причинам. При малой закрутке резинового двигателя модель летит хорошо, а при большой не набирает высоты. Причина — слабая рейка-фюзеляж, когда сильно закрученный двигатель сгибает рейку. В этом случае рекомендуется поставить сверху ее растяжки или заменить более прочной. Как уже упоминалось ранее, иногда модель в моторном полете трясет, и чем больше закрутка резинового двигателя, тем сильнее. В этом случае сказывается дисбаланс лопастей воздушного винта или неверный изгиб крючка вала винта. Если после запуска модель стремительно набирает высоту и пытается сделать петлю, необходимо сместить вал винта вниз. А если модель медленно набирает высоту, перемещают вал винта вверх. Регулировать моторный полет лучше смещением вала винта, а планирующий — передвижением крыла вдоль фюзеляжа (изменением центровки), изменением угла атаки крыла и поворотом киля.