» Требования безопасности самолетовождения Обеспечение безопасности полета является одной из главных задач самолетовождения. Она решается как экипажем, так и службой движения, которые обязаны добиваться безопасности полета каждого самолета даже в тех случаях, когда принятые для этого меры повлекут за собой нарушение регулярности или снижение экономических показателей полета.
» Модель вертолета «Пэнни» Модель вертолета «Пэнни» (рис. 54) разработал американский авиамоделист Д. Буркхем. Этот миниатюрный вертолет с резиновым мотором снабжен хвостовым винтом и Имеет автомат стабилизации. Основой модели является силовая рейка из сосны длиной 114 мм и сечением 5x5 мм. Сбоку приклеивают пластину из пенопласта толщиной 5 мм и закругляют по виду сбоку; получается своеобразный корпус модели. Сверху ...
» Поляра ротора Для аэродинамического расчета удобно иметь характеристики ротора, отнесенные к поступательной скорости V, т.е. коэффициенты подъемной силы и лобового сопротивления ротора. Определение коэффициентов подъемной силы и лобового сопротивления, а также качества ротора при определенном угле атаки ротора, а стало быть и получение поляры, можно вести двумя следующими способами. Способ непосредственного под ...
» Силы а моменты на роторе Формулы теории Глауэрта - Локка выведены для ротора, имеющего любое число лопастей. Каждая лопасть прикреплена к втулке горизонтальным шарниром, позволяющим ей производить взмахи в плоскости, проходящей через продольную ось лопасти и ось ротора. Вертикальный шарнир крепления лопасти, позволяющий ей колебаться в плоскости вращения, не принимается во внимание при рассмотрении движения лопасти. Хорда ...
» Основные сведения о НИ-50БМ В комплект навигационного индикатора входят следующие основные приборы (рис. 19.1): датчик воздушной скорости (ДВС), автомат курса, задатчик ветра и счетчик координат. Все они, кроме датчика воздушной скорости, устанавливаются на приборной доске штурмана и используются для управления индикатором. Навигационный индикатор является полуавтоматом. Одна часть исходных данных вводится в прибор автомат ...
» Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту в штиль Указанные в сборниках схемы захода на посадку рассчитаны по истинной воздушной скорости для штиля и условий международной стандартной атмосферы. Для аэродромов гражданской авиации приняты два варианта схем: первый вариант для самолетов, имеющих приборную скорость полета по кругу более 300 км/ч и вертикальную скорость снижения 10 м/сек второй вариант для самолетов, имеющих приборную скорость пол ...
» Изображение ориентиров на экране индикатора Для распознавания наблюдаемой на экране индикатора световой картины необходимо знать, как выглядят на экране различные наземные объекты.
» Назначение штурманского бортового журнала и его заполнение в период подготовки к полету Штурманский бортовой журнал (навигационный расчет полета) предназначен для записи расчетных данных полета на земле и фактических данных полета в воздухе. Он является полетным документом, в котором отражаются применяемые способы самолетовождения, и официальным отчетным документом о выполненном полете. Ведение его обязательно при всех трассовых и внетрассовых полетах. Штурманский бортовой журнал в ...
» Особенности самолетовождения в ночных условиях Условия самолетовождения ночью. Ночным называется полет, выполняемый в период от захода до восхода Солнца. Самолетовождение ночью характеризуется: 1. Ограниченными возможностями ведения визуальной ориентировки вследствие плохой видимости неосвещенных ориентиров, Которая зависит от высоты полета (табл; 21.3).
» Шарнирное соединение из ниток Шарнирное соединение из ниток (рис. 65). Надежность системы управления кордовой авиамодели — один из важнейших факторов успешного полета. Немаловажное значение имеет и то, как подвешены рули высоты и закрылки. Отсутствие люфтов, легкость хода, живучесть — вот основные требования к этим элементам. На спортивных и учебных моделях отлично зарекомендовали себя шарниры, изготовле ...
» Авиационный моделизм Из всех видов технического творчества самый распространенный — авиационный моделизм. Организованно им в кружках, на станциях или в клубах юных техников, а также в домах пионеров занимается около четырехсот тысяч человек. Но немало и тех, кто строит авиационные модели самостоятельно. Примерно лет в десять, чуть, раньше или чуть позже, тысячи и тысячи мальчишек начинают конструировать авиамо ...
» Определение места самолета Место самолета в полете определяется в целях контроля пути, определения навигационных элементов и восстановления потерянной ориентировки. С помощью радиокомпаса место самолета может быть определено по одной и двум радиостанциям. Определение места самолета по одной радиостанции двухкратным пеленгованием и прокладкой пеленгов на карте. Для применения данного способа необходимо использовать боковые ...
» Корректировка показаний КС-6 для отсчета курса по магнитному меридиану аэродрома посадки В тех случаях, когда полет выполняется с ортодромическим курсом на аэродром, где горизонтальная составляющая геомагнитного поля мала, необходимо до начала снижения с эшелона установить на УШ курс полета самолета относительно магнитного меридиана аэродрома посадки. Для этой цели в режиме «ГПК» устанавливают УШ на отсчет:ОМКа = МКГ + (± Δм.м.с) + (λа—λм.с) sin φcp ...
» Перевод морских и английских миль в километры и обратно Перевод морских (ММ) и английских (AM) миль в километры и обратно производится по формулам: Sкм= S (ММ)·1,852; Sкм = S(AM)·1,6; S (ММ) = Sкм :1,852; S(AM) = Sкм:1,6. Чтобы перевести морские или английские мили в километры, на НЛ-10М необходимо деление 100 или 1000 шкалы 14 установить на число морских или английских миль по шкале 15 и соответственно против индекса ММ или AM .отсчитать по ...
» Модель планера «Малыш» Модель планера «Малыш» (рис. 25) оправдывает свое название — ее длина всего 500 мм, а размах крыла около 600 мм. В отличие от предыдущей «схематички» у этого планера крыло сделано объемным. Постройку модели лучше начать с фюзеляжа. Из фанеры или липовой пластины толщиной 4—5 мм выпиливают пилон. В носовой его части делают вырез для загрузки балласта при регулировке, который потом ...
» Кордовая модель самолета «Юниор» Кордовая модель самолета «Юниор» (рис. 32) разработана для первоначального обучения пилотированию моделей данной категории. Прежде чем приступить к изготовлению любой модели самолета, и к этой конкретно, надо вычертить ее рабочий чертеж. Работу над моделью можно начать с изготовления крыла — наиболее сложной детали данного летательного аппарата. Крыло модели «Юниор» состоит из 10 нер ...
» Способы определения путевой скорости в полете Путевая скорость в полете может быть определена одним из следующих способов:1) по известному ветру (на НЛ-10М, расчетчике, ветрочете и в уме);2) по времени пролета известного расстояния (по отметкам места самолета);3) по времени пролета расстояния, определяемого с помощью самолетного радиолокатора или радиотехнических систем;4) по высоте полета и времени пробега визирной точкой и ...
» Выход на линию заданного пути Выход на ЛЗП — важный этап работы экипажа. Он заключается в определении такого курса следования, при выдерживании которого фактический путевой угол был бы равен заданному путевому углу или отличался от него не более чем на 2°. В зависимости от навигационной обстановки курс следования может определяться одним из следующих способов: 1) по прогностическому или шаропилотному ветру; 2) по в ...
» Цилиндрические проекции Цилиндрические проекции получаются путем проектирования поверхности глобуса на боковую поверхность касательного или секущего цилиндра. В зависимости от положения оси цилиндра относительно оси вращения Земли цилиндрические проекции могут быть: 1) нормальные — ось цилиндра совпадает с осью вращения Земли; 2) поперечные — ось цилиндра перпендикулярна к оси вращения Земли; 3) кос ...
» Девиация компаса и вариация Компасным меридианом называется линия, вдоль которой устанавливается магнитная стрелка компаса, находящегося на самолете (рис. 3. 3). Компасный и магнитный меридианы не совпадают. Девиацией компаса Δк называется угол, заключенный между северными направлениями магнитного и компасного меридианов. Она отсчитывается от магнитного меридиана к компасному к востоку (вправо) со знаком плюс, к зап ...
» Таблица крейсерских режимов горизонтального полета самолета Ан-24 и пользование таблицей В целях достижения экономичности полеты по трассам необходимо выполнять на наивыгоднейших режимах. Данные о крейсерских режимах горизонтального полета для самолета Ан-24 для основных полетных весов приведены в табл. 24.1. Эта таблица предназначена для определения наивыгоднейшей скорости полета и часового расхода топлива. Ниже дается характеристика установленных крейсерских режимов полета для с ...
» Определение места самолета Место самолета при помощи наземного радиолокатора определяется по запросу экипажа или по усмотрению диспетчера. Для определения места самолета необходимо: 1) запросить у диспетчера место самолета; 2) получить от диспетчера азимут и дальность до самолета от наземного радиолокатора; 3) отложить на карте от радиолокатора полученный азимут и дальность на линии азимута.
» Расчет времени начала снижения при заходе на посадку с прямой для самолета Ан-24 При заходе на посадку с прямой штурман обязан рассчитать момент начала снижения и удаление ТНС от аэродрома посадки. Снижение с высоты эшелона до высоты горизонтального полета при достаточном запасе топлива и большом расстоянии до аэродрома рекомендуется выполнять на режиме скоростного снижения на наибольшей допустимой скорости 460 км/ч по прибору и вертикальной скорости 5 м/сек. По достижении в ...
» Авторотация несущего винта-ротора Выше было сказано, что несущий винт-ротор при движении автожира свободно вращается - авторотирует. Состояние устойчивой авторотации несущего винта является абсолютно необходимым условием при всех возможных летных режимах автожира, потому что необходимая подъемная сила развивается только на авторотирующем винте. Кроме того, лопасти ротора, при наличии шарнирного крепления к втулке, могли при отсутс ...
» Умножение и деление чисел при помощи НЛ-10М Умножение и деление чисел на НЛ-10М выполняется по шкалам 1 и 2 или 14 и 15. При пользовании этими шкалами значения чисел, нанесенных на них, можно увеличивать или уменьшать в любое число раз, кратное десяти. Для умножения чисел по шкалам 1 и 2 необходимо прямоугольный индекс с цифрой.10 или 100 шкалы 2 установить на множимое, а пробив множителя отсчитать по шкале 1 искомое произведение.
» Самолетовождение с использованием навигационной системы «Трасса» - Назначение системы и задачи, ре ... Навигационная система «Трасса» предназначена для непрерывного автоматического измерения путевой скорости и угла сноса, а также для указания места самолета в условной прямоугольной системе координат (дальность и линейное боковое уклонение). Система «Трасса» является автономной и может применяться на самых дальних трассах. Ее основной частью является измеритель путевой скорости и угла сноса, исп ...
» Простейший вертолет — «муха» В практике авиамоделизма наибольшее распространение получили вертолеты одновинтовой схемы. Простейшая модель вертолетов лишь по принципу полета напоминает прототип, будет вернее ее назвать «летающим винтом». А среди авиамоделистов за таким винтом укрепилось название «муха». Простейший вертолет — «муха» (рис. 51) состоит из двух деталей — воздушного винта и стержня.
» Предполетная проверка КС-6 Для проверки КС в режиме «МК» необходимо: 1. Включить курсовую систему. 2. Установить на УШ и КМ-4 магнитное склонение, равное нулю. 3. Установить переключатель режимов работы на пульте управления в положение «МК». 4. Установить переключатель «Осн. — Зап.» в положение «Осн.». 5. Через 5 мин после включения КС нажать кнопку быстрого согласования и согласовать указатели, ко ...
» Методы использования НИ-50БМ в полете Навигационный индикатор может быть использован в полете следующими методами: 1. Методом контроля пройденного расстояния. 2. Методом контроля оставшегося расстояния (методом прихода стрелок к нулю). 3. Методом условных координат.
Определение координат пункта по карте. В практике самолетовождения приходится производить некоторые расчеты по географическим координатам пунктов или устанавливать эти координаты на различных навигационных приборах. Для определения координат пункта по карте необходимо: 1) провести через заданный пункт отрезки прямых, параллельных ближайшей параллели и ближайшему меридиану; 2) в точках пересечения проведенных линий с рамкой карты отсчитать широту и долготу данного пункта. Обычно прямые через весь лист карты не проводят, а лишь отмечают карандашом точки их пересечения с рамкой карты. Чтобы не прибегать к разворачиванию карты и упростить работу, используют оцифровку параллелей и меридианов и их разбивку на минуты дуги, выполненную внутри листа карты. Если на карте параллели изображены дугами, то для определения широты пункта необходимо измерить масштабной линейкой или циркулем расстояние от ближайшей параллели до заданного пункта. Затем перенести полученное расстояние по параллели к боковой рамке карты и в конце отложенного отрезка отсчитать широту пункта. Нахождение пункта на карте по известным координатам. Чтобы найти на карте точки расположения наземных радиотехнических средств и заданные пункты по известным координатам, необходимо: 1) найти на рамке карты или на самой карте деления, соответствующие заданной широте и долготе места; 2) провести через эти деления параллель и меридиан места. Точка пересечения проложенных линий укажет искомый пункт. Измерение расстояний на карте. На современных полетных картах искажения длин настолько незначительны, что не имеют практического значения при большинстве навигационных расчетов. Поэтому при измерении расстояний на карте пользуются только главным масштабом. Расстояния на карте измеряются при помощи масштабной линейки, на которой нанесены шкалы, соответствующие нескольким масштабам карт. Чтобы измерить расстояния на карте между двумя пунктами, необходимо наложить масштабную линейку так, чтобы нуль шкалы расположился в центре одного из пунктов, а против центра другого пункта произвести отсчет расстояния. В тех случаях, когда на линейке нет шкалы, соответствующей масштабу данной карты, расстояние между пунктами определяют следующим образом. С помощью линейки измеряют расстояние на карте между пунктами в сантиметрах, а затем, зная масштаб данной карты, подсчитывают в уме, чему равно это расстояние на местности в километрах. В полете не всегда имеется время и возможность пользоваться масштабной линейкой, поэтому летный состав должен уметь глазомерно определять расстояния на карте. Для этого необходимо запомнить длину отрезков в 1, 5 и 10 см и уметь на глаз оценить отрезок прямой любой другой длины. Расстояния определяются с учетом масштаба данной карты. За единицу глазомерного измерения расстояния можно брать также длину одного градуса меридиана, равную 111 км. Чтобы облегчить определение расстояний на карте на глаз, рекомендуется запомнить, какой длине в сантиметрах соответствует ширина ладони, раствор большого и указательного пальцев и т. д. Хороший глазомер не только облегчает и ускоряет определение расстояний на карте, но и помогает избежать грубые ошибки при инструментальном измерении. Штурманский глазомер должен развиваться систематическими тренировками с проверкой результатов инструментальным способом. Измерение направлений на карте. В самолетовождении принято измерять направления полета на карте относительно северного направления истинного меридиана. Заданное направление полета определяется заданным истинным путевым углом (ЗИПУ). Истинные путевые углы на карте измеряются с помощью транспортира, который представляет собой треугольник из прозрачного целлулоида с двумя шкалами. Для измерения ЗИПУ на карте необходимо: 1) соединить прямой линией заданные пункты; 2) направить прямой угол транспортира в сторону полета; 3) наложить центр транспортира на середину линии пути так, чтобы линия транспортира 0—180° была параллельной ближайшему меридиану карты (рис. 2. 15); 4) отсчитать ЗИПУ против пересечения линии заданного пути со шкалой транспортира.
Если прямой угол транспортира направлен к востоку, то отсчет путевого угла производится по внешней шкале (0—180°), а если к западу, то по внутренней шкале (180—360°). Заданным истинным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и направлением линии заданного пути (ЛЗП). Отсчитывается от северного направления истинного меридиана до ЛЗП по часовой стрелке от 0 до 360°. Путевые углы измеряются по среднему меридиану, потому что на полетных картах меридианы непараллельны друг другу. При пересечении линией пути трех-четырех меридианов путевые углы у каждого из этих меридианов получаются разные, причем разность в углах, измеренных у крайних меридианов, достигает 2—3°. Измеренный по среднему меридиану путевой угол является локсодромическим путевым углом. Чтобы не допустить ошибки при измерении путевых углов, следует запомнить основные направления (рис. 2. 16). В летной практике необходимо уметь быстро и точно определять направления на карте не только с помощью транспортира, но и на глаз. Для этого нужно правильно представлять себе основные направления, а также уметь откладывать глазомерно углы величиной в 5 и 10°.