» Определение места самолета штилевой прокладкой пути При ведении визуальной ориентировки необходимо знать район предполагаемого местонахождения самолета, чтобы определить, какой участок карты сличить с местностью. Район предполагаемого местонахождения самолета может быть определен штилевой прокладкой пути, которая выполняется по записанным в бортовом журнале курсам, воздушной скорости и времени полета.
» Скорость полета - Воздушная и путевая скорости Знание скорости полета необходимо как для пилотирования самолета, так и для целей самолетовождения. Полет самолета на скорости ниже минимальной приводит к потере устойчивости и управляемости. Увеличение скорости сверх допустимой связано с опасностью разрушения самолета. Для целей самолетовождения знание скорости полета необходимо для выполнения различных навигационных расчетов.
» Расчет времени и места набора высоты заданного эшелона Набор высоты заданного эшелона, как правило, выполняется по трассе полета. Поэтому штурман должен знать, в какое время будет набрана заданная высота полета. Время набора высоты рассчитывается по высотенабора и вертикальной скорости набора. Вертикальной скоростью набора VB называется вертикальная составляющая скорости воздушного судна.
Рис. 5.5. Определение времени и места набора высоты ...
» Подведение итогов работы авиакружка Итогом работы авиакружка за одну смену обычно является выставка технического творчества или праздник малой авиации. Если в пионерском лагере несколько технических кружков, то устраивают общелагерную выставку. Праздник малой авиации — своеобразный отчет авиамоделистов пионерского лагеря. В программу его проведения включают запуски зрелищно интересных моделей. Вот как проходит такой праз ...
» Самолетовождение с использованием наземных радиолокаторов - Назначение наземных радиолокаторов и зад ... Наземные радиолокаторы относятся к смешанным автономным радиотехническим средствам и представляют собой стационарные или передвижные приемопередающие радиотехнические устройства, работающие в импульсном режиме в сантиметровом или метровом диапазоне волн. Они предназначены для контроля за движением самолетов и для решения задач самолетовождения. Наземные радиолокаторы с индикаторами кругового обз ...
» Радионавигационные элементы - Общая характеристика и виды радиотехнических систем Радиотехнические средства среди других средств самолетовождения занимают одно из важнейших мест и находят самое широкое применение. В комплексе с другими средствами они при умелом использовании обеспечивают надежное и точное самолетовождение. Радиотехнические средства самолетовождения по месту расположения делятся на наземные и самолетные. К наземным радиотехническим средствам относятся: прив ...
» Расчет времени начала снижения при заходе на посадку с прямой для самолета Ан-24 При заходе на посадку с прямой штурман обязан рассчитать момент начала снижения и удаление ТНС от аэродрома посадки. Снижение с высоты эшелона до высоты горизонтального полета при достаточном запасе топлива и большом расстоянии до аэродрома рекомендуется выполнять на режиме скоростного снижения на наибольшей допустимой скорости 460 км/ч по прибору и вертикальной скорости 5 м/сек. По достижении в ...
» Модель вертолета чешских авиамоделистов Модель вертолета чешских авиамоделистов (рис. 53) напоминает настоящий геликоптер. Фюзеляж заодно с килем вырезают из пластины пенопласта толщиной 5 мм и по периметру фигуры окантовывают липовыми рейками сечением 5X1 мм. В качестве силовой балки используют сосновую рейку сечением 4X3 мм и длиной 180 мм. С одного конца ее приклеивают подшипник винта, а с другого привязывают крючок из прово ...
» Модель ракеты «Родник» Модель ракеты «Родник» (рис. 60) разработана в пионерском лагере с таким же названием для сброса вымпелов и листовок на праздниках. Корпус склеивают на оправке диаметром 70 мм из трех слоев бумаги. В донной части закрепляют обойму из пенопласта под двигатель МРД 20-10-4. Если же предполагается применение других МРД, то лучше вклеить стакан для сменных моторных отсеков, в которые устанавливают ...
» Построение кривой потребных тяг (кривая Пено) для горизонтального полета автожира Имея поляру автожира, мы можем приступить к вычислению и построению кривой потребных тяг для горизонтального полета у земли. Ввиду того, что автожир может совершать горизонтальный полет при больших углах атаки (благодаря тому, что у него нет срыва струй, как у самолета), тяга его винта будет давать вертикальную слагающую и уравнения установившегося равномерного горизонтального полета для автожира ...
» Выход на исходный пункт маршрута В гражданской авиации при полетах по трассам в качестве ИПМ берется аэродром вылета. В отдельных случаях при внетрассовых полетах ИПМ может быть ориентир, расположенный на некотором расстоянии от аэродрома вылета. Полет по заданному маршруту начинается от ИПМ. Поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить точный выход на него. Маневр выхода на ИПМ намечается с таким расчетом, чтобы самолет прошел ...
» Основные сведения о РСБН-2 Радиотехническая система РСБН-2 является неавтономной системой самолетовождения. Она состоит из наземного и самолетного оборудования. Система работает на ультракоротких волнах, поэтому обмен сигналами между самолетом и наземным маяком возможен лишь на дальностях прямой видимости, которая в основном зависит от высоты полета (табл. 18.1) и может быть определена по формуле: Д км=3,57 √Нм.
» Ошибки указателя воздушной скорости Указатель воздушной скорости имеет инструментальные, аэродинамические и методические ошибки. Инструментальные ошибки ΔV возникают по тем же причинам, что и аналогичные ошибки высотомера. Они определяются путем сличения показаний указателя скорости с показаниями точно выверенного прибора, заносятся в график или таблицу и учитываются при расчете скорости.
» Включение и проверка работы системы «Трасса» перед полетом Проверка работы системы «Трасса» может быть полной (проводится техником РЭСОС один раз в течение трех суток с применением переносного контрольного пульта) или контрольной (проводится штурманом перед каждым полетом). В последнем случае для проверки используется имитатор сигналов доплеровской частоты, входящий в состав системы. Проверка осуществляется на двух точках шкалы указателя угла сноса ...
» Ошибки барометрических высотомеров Барометрические высотомеры имеют инструментальные, аэродинамические и методические ошибки. Инструментальные ошибки высотомера ΔН возникают вследствие несовершенства изготовления прибора и неточности его регулировки. Причинами инструментальных ошибок являются несовершенства изготовления механизмов высотомера, износ деталей, изменение упругих свойств анероидной коробки, люфты и т. д. Каждый ...
» Устранение установочной ошибки рамки радиокомпаса Блок рамки устанавливается на самолет так, чтобы направление курсовой черты, отмеченное рисками на основании рамки, совпало с направлением продольной оси самолета. Если блок рамки установлен неточно, то при КУР — 0° величина ОРК не будет равна нулю. Установочной ошибкой рамки радиокомпаса называется угол, на который отклоняется стрелка указателя от нулевого деления шкалы при КУР = 0°. Э ...
» Схематическая модель самолета Схематическая модель самолета (рис. 29) немного сложнее описанных ранее. Прежде чем приступить к постройке Модели, необходимо сделать ее рабочий чертеж (в натуральную величину). Порядок Работы может быть такой. Фюзеляж делают из прямослойной сосновой или липовой рейки длиной 800 мм, сечением 12Х 10 мм, к хвостовой части сечение можно уменьшить до 8X6 мм.
» Точность посадки Цель этих соревнований — посадить модель в заранее обозначенное место. На расстоянии 5—6 м от стартовой линии размечают «аэродром». Это может быть круг диаметром около 1 м или лист газеты. Каждый участник после тренировочных запусков совершает зачетный полет Если после первого тура у нескольких участников модели приземлились точно на «аэродром», для определения победителя линию старта ...
» Модель конструкции авиамоделистов из г. Барановичи Модель конструкции авиамоделистов из г. Барановичи (рис. 41). Интересную модель из пенопласта разработали белорусские строители малой авиации. Облегчение крыла за счет сквозных отверстий позволило создать достаточно технологичную и легкую «бойцовку».
» Фюзеляжная модель самолета с резиновым двигателем
Фюзеляжная модель самолета с резиновым двигателем (рис. 30) разработана в авиакружке, которым длительное время руководил автор. Она Посильна тем моделистам, кто имеет опыт авиационного моделирования.
» Основные радионавигационные элементы Основными радионавигационными элементами при использовании радиокомпаса являются: курсовой угол радиостанции (КУР); отсчет радиокомпаса (ОРК); радиодевиация (Δр); пеленг радиостанции (ПР); пеленг самолета (ПС).
» Кордовая модель самолета «Универсал» Универсальную кордовую модель самолета (рис. 42) разработали юные техники Тимирязевского района Москвы. Их модель воздушного боя после небольших дополнений становится пилотажной. В ней удачно сочетаются и маневренность и устойчивость, что позволяет вести воздушный бой и выполнять фигуры пилотажного комплекса. В то же время эту модель не отнесешь к категории сложных, она вполне доступна для изго ...
» Расчет времени и места встречи самолета с темнотой или рассветом и определение продолжительности ноч ...
Когда полет начался днем, а заканчивается ночью или наоборот, необходимо знать, в какое время произойдет встреча самолета с темнотой или рассветом и какова продолжительность ночного полета. Время и место встречи самолета с темнотой или рассветом можно рассчитать с помощью НЛ-10М или по графику. Рассмотрим порядок такого расчета с помощью НЛ-10М.
» Кордовая модель воздушного боя А. Сырятова Модель воздушного боя, Разработанная А. Сырятовым (рис. 40), наглядное подтверждение тому, что пенопласт с Успехом может заменить такой традиционный материал, как бальза.Несмотря на внешнюю простоту — прямоугольное в пла-не крыло, вынесенный на короткой балке руль высоты, модели ижевского спортсмена присущи хорошие пилотажные Качества. Построить ее сможет почти каждый авиамоделист &m ...
» Самолетовождение с использованием навигационной системы «Трасса» - Назначение системы и задачи, ре ... Навигационная система «Трасса» предназначена для непрерывного автоматического измерения путевой скорости и угла сноса, а также для указания места самолета в условной прямоугольной системе координат (дальность и линейное боковое уклонение). Система «Трасса» является автономной и может применяться на самых дальних трассах. Ее основной частью является измеритель путевой скорости и угла сноса, исп ...
» Определение значений тригонометрических функций углов Значения синуса и косинуса данного угла α на НЛ-10М определяются по шкалам 3 и 5, значения тангенса и котангенса — по шкалам 4 и 5. Чтобы определить синус и косинус данного угла, необходимо 90° шкалы 3 или треугольный индекс шкалы 4 установить на деление 100 шкалы 5 и с помощью риски визирки отсчитать против значения данного угла α шкалы 3 по шкале 5 искомое значение синуса (в ...
» Моменты на головке ротора
На головке ротора при установившемся режиме полета помимо сил T, H и S будут моменты относительно осей zz u хх (оси проходят через центр втулки), так как при наличии расстояния е (фиг. 84) равнодействующая аэродинамических сил ротора не проходит через центр втулки.
» Одноступенчатая модель ракеты Одноступенчатая модель ракеты (рис. 58). Корпус клеят из двух слоев чертежной бумаги на оправке диаметром 20 мм. Размер бумажной заготовки 300X275 мм. Оправкой может служить круглый стержень из металла или другого материала нужного диаметра. Дав просохнуть бумаге, шов зачищают шлифовальной шкуркой и покрывают жидким нитролаком.
» Использование навигационного индикатора НИ-50БМ - Назначение НИ-50БМ и задачи, решаемые с его помощь ... Одной из важнейших задач, выполняемых экипажем самолета в полете, является сохранение ориентировки. Ее решение достигается периодическим определением места самолета визуальной ориентировкой и с помощью различных радиотехнических средств. При полетах на больших высотах и в сложных метеоусловиях визуальную ориентировку не всегда можно применить, а определение места самолета с помощью радиотехнич ...
» Несложный пилотажный змей Совсем недавно, в конце 70-х годов, древние летательные аппараты получили дальнейшее развитие — появились пилотажные змеи. Первые, не всегда удачные экспериментальные полеты помогли разработать оптимальные размеры и форму, изучить технику управления таким змеем. Как и во всех моделях среди акробатических змеев есть как простые, так и сложные конструкции. Для начала рекомендуем построи ...
Арктикой называется северная географическая зона земного шара, расположенная за Северным полярным кругом (от северной широты 66°33') до Северного географического полюса. Антарктикой называется южнополярный бассейн, лежащий от южной широты 66°33' до Южного географического полюса. Антарктика — это обширная зона, примыкающая к Южному полюсу и включающая в себя Антарктиду и южные части Тихого, Индийского и Атлантического океанов с расположенными здесь островами. Антарктида — это шестой континент нашей планеты, самый изолированный материк Земного шара. Он отделен от других материков большими водными пространствами. Условия самолетовождения в Арктике и Антарктике характеризуются следующими особенностями: 1. Однообразием местности с малым количеством ориентиров, позволяющих вести визуальную и радиолокационную ориентировку. Материковая часть Арктики представляет собой тундру. Зимой местность сплошь покрыта снегом и с воздуха видна, как необъятная снежная пустыня с очень малым количеством ориентиров. Населенные пункты встречаются редко. Имеется несколько крупных рек, расположенных, в меридиональном направлении. Побережье Арктики изрезано большими и малыми заливами, губами и бухтами, которые образуют множество полуостровов, что при полетах вдоль побережья позволяет вести ориентировку. Характерными ориентирами являются острова северных морей. Летом они наблюдаются хорошо, но зимой сливаются с заснеженной ледяной поверхностью моря. Большую часть года северные моря покрыты льдом, который перемещается под влиянием морских течений и ветров. Побережье Арктики изобилует озерами. Берега их низкие и зимой сливаются с тундрой. Летом появляется много дополнительных водоемов. Антарктида бедна ориентирами. Она почти целиком покрыта мощным ледяным покровом, достигающим толщины более 1 км. Антарктические льды широким поясом (до 1500 км) блокируют материк. Вокруг ледяного пояса встречается много плавучих ледяных гор — айсбергов. Надежными естественными ориентирами в Антарктиде являются отдельные горные вершины, высота которых достигает от 2000 до 6000 м, потухшие и несколько действующих вулканов, а также очертания материка. 2. Неустойчивостью метеорологической обстановки и преобладанием низких средних температур. Для Арктики характерна неустойчивая метеорологическая обстановка. Наличие больших водных бассейнов, частью открытых и частью закрытых льдом, близость теплого течения Гольфстрим и холодного северного течения создают специфические метеорологические условия погоды. Неустойчивость метеорологической обстановки выражается в резком изменении направления и скорости ветра (от штиля до шторма), в частом изменении высоты и характера облачности, в неожиданном натекании тумана с моря на побережье. Сильные ветры осенью и зимой (до 40 м/сек) часто приносят снежную пургу и поземку. Облачность в Арктике является обычным явлением. Число ясных дней в году колеблется от 20 до 46. Среднемесячная температура девяти зимних месяцев— ниже нуля. Лучшим временем для полетов в Арктике является период с начала марта до середины мая. В это время заканчивается полярная ночь и наступает улучшение погоды. Климат в Антарктике более суров, чем в Арктике. На материковой части наблюдаются сильные ветры (до 60 м/сек) и низкие температуры (летом минус 35—38°, а зимой до минус 87°). Лучшим временем для полетов в Антарктике является период полярного дня, который тянется с сентября по март. Сложность метеорологической обстановки и суровость климата делают полеты в Арктике и Антарктике весьма трудными. 3. Большой величиной магнитного склонения и резким его изменением на небольших расстояниях, наличием магнитных аномалий и магнитных бурь. В районе Арктики и Антарктики магнитное склонение достигает больших значений и довольно резко изменяется на сравнительно небольших расстояниях как по причине близости полюсов, так и вследствие наличия магнитных аномалий. В полярных районах магнитное склонение также изменяется в период магнитных бурь, связанных с солнечной активностью (до 10—20°, а иногда до 50—60°). В Арктике и Антарктике наблюдаются полярные сияния, которые значительно затрудняют применение астрономической ориентировки вследствие того, что небесные светила теряются в светлых переливах сияния и их трудно различить. 4. Неустойчивостью показаний магнитных и гиромагнитных компасов вследствие малой величины горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Районы Арктики и Антарктики отличаются от других районов распределением элементов земного магнетизма. Горизонтальная составляющая магнитного поля Земли по мере приближения к району магнитного полюса сильно уменьшается и с широты 78° становится настолько мала, что магнитные компасы ведут себя очень неустойчиво и пользоваться ими почти невозможно. Компасы типа ДГМК могут быть использованы до широты 80—82°. Для полетов в районах полюсов используются ГПК, курсовые системы и астрономические компасы. 5. Неустойчивостью распространения радиоволн, особенно коротких, и наличием помех радиотехническим средствам. Во время магнитных бурь распространение радиоволн становится неустойчивым, что ухудшает радиосвязь и ограничивает применение радиотехнических средств. При полете в среде, насыщенной ледяными иглами или снежной пылью, возникают помехи радиотехническим средствам, которые образуются местными разрядами между разноименно заряженными частицами. УКВ не подвергаются влиянию ионосферных и атмосферных помех, но дальность их распространения равна дальности прямой геометрической видимости. 6. Малым количеством наземных радиотехнических средств навигации. 7. Особенностью естественного освещения. Арктический и Антарктический районы начинаются от полярных кругов, которые являются границами полярной ночи и дня. Для районов Арктики и Антарктики характерны длительные периоды полярного дня, сумерек и полярной ночи. Поэтому при подготовке к полету необходимо определять условия естественного освещения на разных участках маршрута. 8. Особенностями географического положения, вызывающего большие углы схождения меридианов и быстрое изменение долготы при полете самолета. В связи с большими углами схождения меридианов затрудняется выполнение полета по маршруту с помощью магнитного компаса. Линия фактического пути при полете по магнитному компасу имеет большую кривизну, что приводит, с одной стороны, к значительному удлинению пути, а с другой — к ухудшению работы некоторых навигационных приборов, Большая кривизна локсодромии требует непрерывного доворота самолета в горизонтальной плоскости. Эти довороты вызывают ускорения, которые влияют на точность работы некоторых навигационных приборов. Поэтому при полетах в высоких широтах курс самолета лучше измерять относительно не истинных или магнитных меридианов, а относительно условных меридианов. Особенности штурманской подготовки к полету в Арктике и Антарктике. При подготовке к полету в Арктике и Антарктике, помимо общей подготовки, экипаж обязан: 1. Изучить все материалы аэрографических и климатических описаний района полетов, а при полете над морем — специальные лоции моря. 2. Изучить особые указания и инструкции, регламентирующие полеты над морем. 3. Проконсультироваться по вопросам самолетовождения с другими экипажами, имеющими опыт полетов в данном районе. 4. Подготовить необходимый набор полетных, бортовых, морских и магнитных карт и различные справочные материалы. 5. Изучить вид звездного неба для времени полета. 6. Подготовить необходимые пособия для астрономических вычислений. 7. Разработать штурманский план полета с использованием ортодромических методов и средств астрономической ориентировки. 8. Проверить правильность установки бортового визира, астрокомпаса, поправку к авиасекстанту и работу осреднителя. Для полета в полярных районах применяются карты следующих масштабов и проекций: 1. Для побережья Арктики — карта в международной проекции масштабов 1:1 000 000 и 1:2 000 000. 2. Для центрального района Арктики — карта центральной полярной проекции масштаба. 1:2 000000 и карта полярной стереографической проекции масштабов 1:2000000, 1:3000000 и 1:4 000 000. Для упрощения измерений путевых углов, прокладки пеленгов, использования астрокомпасов и для удобства самолетовождения при полетах севернее широты 75° применяют систему условных меридианов, которая была предложена заслуженным штурманом СССР В. И. Аккуратовым.
Сетка условных меридианов наносится на картах, используемых для полетов в полярных районах, при их издании. Одна группа условных меридианов наносится параллельно гринвичскому меридиану красным цветом, а вторая группа—параллельно меридиану 90° восточной долготы синим цветом (рис. 21.1). От условных меридианов отсчитываются путевые углы, курсы, пеленги и направление ветра. Применение сетки условных меридианов облегчает работу штурмана. Линия пути пересекает условные меридианы под одним и тем же углом, поэтому условные ИПУ по маршруту можно измерять транспортиром от любого условного меридиана. Для измеренного УИПУ рассчитывается условный ИК, который выдерживается на данном участке по ГПК или по астрокомпасу. Переход от направления относительно условного меридиана к направлению относительно географического меридиана места и наоборот выполняется по формулам:
; ИПУ = УИПУ90 — 90° ± ;
; УИПУ90 = ИПУ + 90° . Относительно условных меридианов в любой точке маршрута можно откладывать условные ИК для счисления пути и условные истинные пеленги самолета для определения своего местонахождения. Условный ИПС рассчитывается по формуле: УИПС = УИК+ +КУР±180°. При измерении направлений относительно условных меридианов отпадает необходимость в учете углов схождения меридианов, а также нет необходимости в знании долготы местонахождения самолета при использовании астрокомпаса. Прокладка маршрута для полетов в полярных районах производится по общим правилам с дополнительным нанесением сведений, необходимых для самолетовождения. Подготовка карты для самолетовождения выполняется по средним МПУ и по ОПУ. Путевые углы наносятся в начале каждого участка маршрута. При этом в числителе ставится МПУ, а в знаменателе ОПУ. Справа от записи путевых углов указывается расстояние. МПУ рассчитываются и наносятся на карту через каждые 5° их изменения, а при постоянном МПУ — через 200—400 км в зависимости от масштаба карты. У всех поворотных точек указывается значение широты, долготы и предвычисленных пеленгов. При больших расстояниях между поворотными точками предвычисленные пеленги отмечаются не реже чем через каждые 100 миль. При полете в районе полярных морей на борту самолета должен быть набор подготовленных морских карт. При подготовке на них наносятся: а) береговая черта — синим цветом; б) граница территориальных вод — красным цветом; в) высоты береговой черты и островов — в метрах; г) дополнительная координатная сетка (при необходимости); д) точки возможных встреч с морскими судами. Особенности выполнения полета в Арктике и Антарктике, Полеты над полярными районами Северного и Южного полушарий выполняются с учетом их физико-географических и навигационных условий. При выполнении полетов в указанных районах необходимо: 1. Для обеспечения необходимой точности и самоконтроля самолетовождение осуществлять путем комплексного использования всех технических средств, особенно астрономических. 2. Вследствие неустойчивой работы магнитных компасов курсы самолета выдерживать по ГПК, который устанавливается по астрокомпасу не реже чем через каждые 15 мин полета. 3. При использовании наземных радиотехнических средств в полярных морях отдавать предпочтение радиолокаторам, береговым длинноволновым радиопеленгаторам и веерным радиомаякам (ВРМ-5). 4. При полетах над морем выводить самолет на ЛЗП с рассчитанным курсом следования по известным данным о ветре, а если эти данные отсутствуют, то подбором курса по углу сноса. 5. Угол сноса и путевую скорость на средних и больших высотах определять бортовым визиром по дрейфующим льдам, гребням волн, ветровым полосам и барашкам. 6. Контроль пути при полете над морем вне видимости береговой черты осуществлять при помощи точной инструментальной прокладки, радиопеленгования и прокладки на карте астрономических линий положения самолета. В условиях видимости береговой черты контроль пути дублировать визуальной ориентировкой по береговым ориентирам, видимым с самолета. 7. При полетах на малых высотах в условиях отсутствия видимости небесных светил, ограниченной горизонтальной видимости и в облаках курс самолета выдерживать по гиромагнитному компасу или ГПК (сверяя его показания с показаниями магнитного компаса через каждые 10 мин полета) с последующей проверкой при помощи астрономических средств (при выводе самолета за облака) и внесением необходимых поправок. 8. При полетах в условиях обледенения и ограниченной видимости (в снегопаде, в облаках), когда радиосвязь может быть неустойчивой или вовсе отсутствовать, самолетовождение осуществлять при помощи курсовых систем в режиме «ГПК» с одновременным счислением пути методом штилевой прокладки. 9. При выполнении полетов в высокие широты Арктики и Антарктики командир корабля независимо от запроса диспетчера обязан каждые 30 мин сообщать координаты своего местонахождения.