» Модель вертолета «Белка» Модель вертолета «Белка» (рис. 52) летает так же, как и настоящий вертолет, который имеет два соосных несущих винта. Нижние лопасти закрепляют на раме, служащей одновременно фюзеляжем. Раму изготовляют из двух липовых пластин размером 220 Х 10 Х 1 мм, верхней и нижней бобышек. Лопасти выполняют из плотной чертежной бумаги. Две из них вклеивают в ступицу верхнего ротора, а две других посредст ...
» Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту при ветре Для обеспечения полета строго по установленной схеме захода на посадку необходимо учитывать влияние ветра. Рассмотрим порядок расчета элементов захода на посадку на примере. Пример. ПМПУ=90°; δ = 60°; U=12 м/сек; Нв.г = 400 м; УНГ = 2°40'; круг правый; L = 6950 л; t2 = 20 сек; S3 = 5830л; t3 = 72 сек; КУР3=130°; КУР4 = 77°; Sг.п = 1950 м; Sт.в.г = 8600 м; самолет Ан-24. Рассчитать элеме ...
» Навигационные элементы ортодромической линии пути
Полет по ортодромической линии пути можно выполнить при наличии на самолете специального навигационного оборудования, измеряющего ортодромический курс, отсчет которого ведется относительно условного направления или опорного меридиана. В зависимости от навигационно-пилотажного комплекса самолета применяются различные способы отсчета ортодромических путевых углов и курсов самолета, выбор которы ...
» Географические координаты
Географические координаты — это угловые величины, которые определяют положение данной точки на земной поверхности. Географическими координатами являются широта и долгота места (рис. 1.3).
» План и карта Правильно изобразить поверхность Земли можно только на глобусе, который представляет собой земной шар в уменьшенном виде. Но глобусы, несмотря на указанное преимущество, неудобны для практического использования в авиации. На небольших глобусах нельзя поместить все сведения, необходимые для самолетовождения. Большие глобусы неудобны в обращении. Поэтому подробное изображение земной поверхности ...
» Разграфка и номенклатура (обозначение) карт Каждая карта издается на отдельных листах, имеющих определенные размеры по долготе и широте и представляющих части общей карты целого государства, материка, всего мира. Система деления общей карты на отдельные листы называется ее разграфкой, а система обозначения листов — номенклатурой. Каждому листу карты в зависимости от масштаба по определенному правилу присваивается свое буквенное и ...
» Использование курсовых приборов самолета Ан-24 Самолет Ан-24 оборудован гироскопическим индукционным компасом ГИК-1 и гирополукомпасом ГПК-52, которые позволяют выполнять полет по заданному маршруту как по локсодромии, так и по ортодромии. При подготовке к полету штурман обязан решить, какой вид полета будет применяться, и в зависимости от этого подготовить и нанести на карту необходимые данные. Полеты по локсодромии рекомендуется осуществл ...
» Перевод морских и английских миль в километры и обратно Перевод морских (ММ) и английских (AM) миль в километры и обратно производится по формулам: Sкм= S (ММ)·1,852; Sкм = S(AM)·1,6; S (ММ) = Sкм :1,852; S(AM) = Sкм:1,6. Чтобы перевести морские или английские мили в километры, на НЛ-10М необходимо деление 100 или 1000 шкалы 14 установить на число морских или английских миль по шкале 15 и соответственно против индекса ММ или AM .отсчитать по ...
» Схематическая модель планера разработана алма-атинскими авиамоделистами Схематическая модель планера (рис. 23) разработана алма-атинскими авиамоделистами. Хорошие летные качества этой «схематички» заставили конструкторов малой авиации оборудовать миниатюрный паритель фитильным приспособлением для принудительной посадки. Постройку такой «схематички» начинают с крыла. Прежде всего заготовки кромок изготавливают с помощью специально изготовленного приспособлени ...
» Заход на посадку по кратчайшему пути Заход на посадку по кратчайшему пути предусматривает подход к заданным точкам прямоугольного маршрута. В основу построения такого захода принят прямоугольный маршрут. Однако выполняется он не полностью, а от траверза ДПРМ или от одного из разворотов. Снижение с маршрута и заход на посадку выполняются при тех же условиях и с теми же ограничениями, что и заход с прямой.
» Первые воздушные змеи Воздушный змей сегодня нередко воспринимается только как игрушка для детского развлечения. Но мало кто знает, что он имеет давнюю и интересную историю. Первые воздушные змеи появились около четырех тысяч лет назад. Родина их — Китай. Самой распространенной была форма змея-дракона, что, возможно, и определило название «воздушный змей». Современные воздушные змеи совершенно не напоминаю ...
» Модель конструкции авиамоделистов из г. Барановичи Модель конструкции авиамоделистов из г. Барановичи (рис. 41). Интересную модель из пенопласта разработали белорусские строители малой авиации. Облегчение крыла за счет сквозных отверстий позволило создать достаточно технологичную и легкую «бойцовку».
» Вывод корд из крыла Оплетка для троса (рис. 64). Много хлопот доставляет неопытным моделистам-кордови-кам проблема вывода тросов управления из крыла. Случайный их перегиб — и заедание в системе управления почти всегда грозит аварией для летательного аппарата. Один из самых просты и эффективных способов, позволяющих избежать, подобных неприятностей,— использование спиральных пружин, вклеенных в закон ...
» Методы использования НИ-50БМ в полете Навигационный индикатор может быть использован в полете следующими методами: 1. Методом контроля пройденного расстояния. 2. Методом контроля оставшегося расстояния (методом прихода стрелок к нулю). 3. Методом условных координат.
» Скорость воздуха относительно лопасти ротора Рассмотрим скорость воздуха относительно элемента лопасти dr, отстоящего от оси ротора на расстоянии r; лопасть имеет угловое положение ψ и угол взмаха β. Взятый элемент кроме скоростей, имеет еще угловую скорость вращения Ω вокруг оси ротора и угловую скорость махового движения . Относительную скорость воздуха у элемента разложим на две составляющих: на радиальную, направленную по ...
» Масштаб карты Масштабом карты называется отношение длины линии, взятой на карте, к действительной длине той же линии на местности. Он показывает степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им линий на местности. Масштаб бывает численный и линейный.
» Проверка правильности остаточной радиодевиации в полете В полетах штурман должен использовать каждую возможность для проверки правильности остаточной радиодевиации. Наиболее простой и удобный способ проверки — это сравнение фактического и полученного по радиокомпасу пеленгов радиостанции. Для этого необходимо:
» Точность посадки Цель этих соревнований — посадить модель в заранее обозначенное место. На расстоянии 5—6 м от стартовой линии размечают «аэродром». Это может быть круг диаметром около 1 м или лист газеты. Каждый участник после тренировочных запусков совершает зачетный полет Если после первого тура у нескольких участников модели приземлились точно на «аэродром», для определения победителя линию старта ...
» Особенности самолетовождения в условиях грозовой деятельности Условия самолетовождения в зоне грозовой деятельности. Грозы являются опасными явлениями погоды для авиации. Опасность полетов в условиях грозовой деятельности связана с сильной турбулентностью воздуха и возможностью попадания молнии в самолет, что может вызвать его повреждение, поражение экипажа и вывод из строя оборудования. Наиболее опасными являются фронтальные грозы, которые ох ...
» Определение остаточной радиодевиации и составление графика радиодевиации Остаточная радиодевиация определяется с целью обнаружения ошибок и неточностей, допущенных в процессе выявления и компенсации радиодевиации. Для определения остаточной радиодевиации самолет последовательно устанавливается на 24 ОРК, на каждом ОРК определяется КУР и вычисляется радиодевиация, которая записывается в протокол. Радиодевиация считается скомпенсированной, если на КУР = 0° она равна н ...
» Авторотация несущего винта-ротора Выше было сказано, что несущий винт-ротор при движении автожира свободно вращается - авторотирует. Состояние устойчивой авторотации несущего винта является абсолютно необходимым условием при всех возможных летных режимах автожира, потому что необходимая подъемная сила развивается только на авторотирующем винте. Кроме того, лопасти ротора, при наличии шарнирного крепления к втулке, могли при отсутс ...
» Стремление к полету Стремление к полету всегда влекло человека. Еще в древности люди мечтали летать подобно птицам. А они ведь не всегда при полете машут крыльями: кто из нас не наблюдал и другой вид их полета — планирование. Раскинув крылья, птицы могут без затрат мускульной энергии подниматься вверх, опускаться вниз. Поняв, что для подражания машущему полету птиц человеку недостаточно его мускульной сил ...
» Пилотажный змей «Акробат» Пилотажный змей «Акробат» (рис. 10) сконструировал москвич А. Милорадов. Основа змея — дельтавидное крыло. От классического крыла Рогалло «Акробат» отличается удлиненной центральной рейкой. Это сделано для повышения продольной устойчивости. Угол между боковыми рейками-лонжеронами составляет 156° и является оптимальным. Поперечную устойчивость обеспечивают приподнятые относительно цент ...
» Особенности самолетовождения в Арктике и Антарктике Арктикой называется северная географическая зона земного шара, расположенная за Северным полярным кругом (от северной широты 66°33') до Северного географического полюса. Антарктикой называется южнополярный бассейн, лежащий от южной широты 66°33' до Южного географического полюса. Антарктика — это обширная зона, примыкающая к Южному полюсу и включающая в себя Антарктиду и южные части Тихо ...
» Модель воздушного боя «Юниор» Кордовая модель воздушного боя «Юниор» (рис. 38) разработана под двигатель с рабочим объемом 1,5 см3. Выполнена она по схеме «летающее крыло». Основной силовой элемент модели — кромка-лонжерон. Его выполняют следующим образом: из липы или сосны выстругивают рейку сечением 20x3 мм и длиной 750 мм, к боковым сторонам которой приклеивают еще три рейки сечением 10х 3 мм: с передней &mdas ...
» Курсовая система КС-6, ее назначение и комплект Курсовая система КС-6 представляет собой централизованное устройство, объединяющее магнитные, гироскопические и астрономические средства измерения курса, предназначенное для определения и выдерживания магнитного, истинного и ортодромического курсов самолета, углов разворота, а также для выдачи сигналов курса в автопилот, навигационный индикатор НИ-50БМ и другие потребители. Совместно с курсовой ...
» Модель самолета из пенопласта Модель самолета из пенопласта (рис. 28) разработана авиамоделистами СЮТ г. Электростали. За основу взят чертеж модели самолета «Вилга-2» и полумакет чехословацких моделистов, изготовленный из бальзы. Строительный материал для этого микросамолета — пенопласт (упаковочный или ПС-4-40).
» Компенсация радиодевиации Радиодевиация компенсируется в следующем порядке: 1. Выключить радиокомпас и отсоединить компенсатор от блока рамки. 2. Снять скобу с указателя радиодевиаций.
» Условия ведения визуальной ориентировки На ведение визуальной ориентировки оказывают влияние: 1. Характер пролетаемой местности. Это условие имеет первостепенное значение при определении возможности и удобства ведения визуальной ориентировки. В районах, насыщенных крупными и характерными ориентирами, вести визуальную ориентировку легче, чем в районах с однообразными ориентирами. При полете над безориентирной местностью или над ...
» Основные правила самолетовождения - Порядок выполнения маршрутного полета Полеты самолетов гражданской авиации из одного пункта в другой выполняются по воздушным трассам, местным воздушным линиям, а вне трасс и воздушных линий — только по установленным маршрутам. В основе успешного выполнения полетов лежит строгое соблюдение установленных правил самолетовождения. Они обязывают экипаж самолета при выполнении любых полетов: 1) сохранять ориентировку в течение вс ...
Арктикой называется северная географическая зона земного шара, расположенная за Северным полярным кругом (от северной широты 66°33') до Северного географического полюса. Антарктикой называется южнополярный бассейн, лежащий от южной широты 66°33' до Южного географического полюса. Антарктика — это обширная зона, примыкающая к Южному полюсу и включающая в себя Антарктиду и южные части Тихого, Индийского и Атлантического океанов с расположенными здесь островами. Антарктида — это шестой континент нашей планеты, самый изолированный материк Земного шара. Он отделен от других материков большими водными пространствами. Условия самолетовождения в Арктике и Антарктике характеризуются следующими особенностями: 1. Однообразием местности с малым количеством ориентиров, позволяющих вести визуальную и радиолокационную ориентировку. Материковая часть Арктики представляет собой тундру. Зимой местность сплошь покрыта снегом и с воздуха видна, как необъятная снежная пустыня с очень малым количеством ориентиров. Населенные пункты встречаются редко. Имеется несколько крупных рек, расположенных, в меридиональном направлении. Побережье Арктики изрезано большими и малыми заливами, губами и бухтами, которые образуют множество полуостровов, что при полетах вдоль побережья позволяет вести ориентировку. Характерными ориентирами являются острова северных морей. Летом они наблюдаются хорошо, но зимой сливаются с заснеженной ледяной поверхностью моря. Большую часть года северные моря покрыты льдом, который перемещается под влиянием морских течений и ветров. Побережье Арктики изобилует озерами. Берега их низкие и зимой сливаются с тундрой. Летом появляется много дополнительных водоемов. Антарктида бедна ориентирами. Она почти целиком покрыта мощным ледяным покровом, достигающим толщины более 1 км. Антарктические льды широким поясом (до 1500 км) блокируют материк. Вокруг ледяного пояса встречается много плавучих ледяных гор — айсбергов. Надежными естественными ориентирами в Антарктиде являются отдельные горные вершины, высота которых достигает от 2000 до 6000 м, потухшие и несколько действующих вулканов, а также очертания материка. 2. Неустойчивостью метеорологической обстановки и преобладанием низких средних температур. Для Арктики характерна неустойчивая метеорологическая обстановка. Наличие больших водных бассейнов, частью открытых и частью закрытых льдом, близость теплого течения Гольфстрим и холодного северного течения создают специфические метеорологические условия погоды. Неустойчивость метеорологической обстановки выражается в резком изменении направления и скорости ветра (от штиля до шторма), в частом изменении высоты и характера облачности, в неожиданном натекании тумана с моря на побережье. Сильные ветры осенью и зимой (до 40 м/сек) часто приносят снежную пургу и поземку. Облачность в Арктике является обычным явлением. Число ясных дней в году колеблется от 20 до 46. Среднемесячная температура девяти зимних месяцев— ниже нуля. Лучшим временем для полетов в Арктике является период с начала марта до середины мая. В это время заканчивается полярная ночь и наступает улучшение погоды. Климат в Антарктике более суров, чем в Арктике. На материковой части наблюдаются сильные ветры (до 60 м/сек) и низкие температуры (летом минус 35—38°, а зимой до минус 87°). Лучшим временем для полетов в Антарктике является период полярного дня, который тянется с сентября по март. Сложность метеорологической обстановки и суровость климата делают полеты в Арктике и Антарктике весьма трудными. 3. Большой величиной магнитного склонения и резким его изменением на небольших расстояниях, наличием магнитных аномалий и магнитных бурь. В районе Арктики и Антарктики магнитное склонение достигает больших значений и довольно резко изменяется на сравнительно небольших расстояниях как по причине близости полюсов, так и вследствие наличия магнитных аномалий. В полярных районах магнитное склонение также изменяется в период магнитных бурь, связанных с солнечной активностью (до 10—20°, а иногда до 50—60°). В Арктике и Антарктике наблюдаются полярные сияния, которые значительно затрудняют применение астрономической ориентировки вследствие того, что небесные светила теряются в светлых переливах сияния и их трудно различить. 4. Неустойчивостью показаний магнитных и гиромагнитных компасов вследствие малой величины горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Районы Арктики и Антарктики отличаются от других районов распределением элементов земного магнетизма. Горизонтальная составляющая магнитного поля Земли по мере приближения к району магнитного полюса сильно уменьшается и с широты 78° становится настолько мала, что магнитные компасы ведут себя очень неустойчиво и пользоваться ими почти невозможно. Компасы типа ДГМК могут быть использованы до широты 80—82°. Для полетов в районах полюсов используются ГПК, курсовые системы и астрономические компасы. 5. Неустойчивостью распространения радиоволн, особенно коротких, и наличием помех радиотехническим средствам. Во время магнитных бурь распространение радиоволн становится неустойчивым, что ухудшает радиосвязь и ограничивает применение радиотехнических средств. При полете в среде, насыщенной ледяными иглами или снежной пылью, возникают помехи радиотехническим средствам, которые образуются местными разрядами между разноименно заряженными частицами. УКВ не подвергаются влиянию ионосферных и атмосферных помех, но дальность их распространения равна дальности прямой геометрической видимости. 6. Малым количеством наземных радиотехнических средств навигации. 7. Особенностью естественного освещения. Арктический и Антарктический районы начинаются от полярных кругов, которые являются границами полярной ночи и дня. Для районов Арктики и Антарктики характерны длительные периоды полярного дня, сумерек и полярной ночи. Поэтому при подготовке к полету необходимо определять условия естественного освещения на разных участках маршрута. 8. Особенностями географического положения, вызывающего большие углы схождения меридианов и быстрое изменение долготы при полете самолета. В связи с большими углами схождения меридианов затрудняется выполнение полета по маршруту с помощью магнитного компаса. Линия фактического пути при полете по магнитному компасу имеет большую кривизну, что приводит, с одной стороны, к значительному удлинению пути, а с другой — к ухудшению работы некоторых навигационных приборов, Большая кривизна локсодромии требует непрерывного доворота самолета в горизонтальной плоскости. Эти довороты вызывают ускорения, которые влияют на точность работы некоторых навигационных приборов. Поэтому при полетах в высоких широтах курс самолета лучше измерять относительно не истинных или магнитных меридианов, а относительно условных меридианов. Особенности штурманской подготовки к полету в Арктике и Антарктике. При подготовке к полету в Арктике и Антарктике, помимо общей подготовки, экипаж обязан: 1. Изучить все материалы аэрографических и климатических описаний района полетов, а при полете над морем — специальные лоции моря. 2. Изучить особые указания и инструкции, регламентирующие полеты над морем. 3. Проконсультироваться по вопросам самолетовождения с другими экипажами, имеющими опыт полетов в данном районе. 4. Подготовить необходимый набор полетных, бортовых, морских и магнитных карт и различные справочные материалы. 5. Изучить вид звездного неба для времени полета. 6. Подготовить необходимые пособия для астрономических вычислений. 7. Разработать штурманский план полета с использованием ортодромических методов и средств астрономической ориентировки. 8. Проверить правильность установки бортового визира, астрокомпаса, поправку к авиасекстанту и работу осреднителя. Для полета в полярных районах применяются карты следующих масштабов и проекций: 1. Для побережья Арктики — карта в международной проекции масштабов 1:1 000 000 и 1:2 000 000. 2. Для центрального района Арктики — карта центральной полярной проекции масштаба. 1:2 000000 и карта полярной стереографической проекции масштабов 1:2000000, 1:3000000 и 1:4 000 000. Для упрощения измерений путевых углов, прокладки пеленгов, использования астрокомпасов и для удобства самолетовождения при полетах севернее широты 75° применяют систему условных меридианов, которая была предложена заслуженным штурманом СССР В. И. Аккуратовым.
Сетка условных меридианов наносится на картах, используемых для полетов в полярных районах, при их издании. Одна группа условных меридианов наносится параллельно гринвичскому меридиану красным цветом, а вторая группа—параллельно меридиану 90° восточной долготы синим цветом (рис. 21.1). От условных меридианов отсчитываются путевые углы, курсы, пеленги и направление ветра. Применение сетки условных меридианов облегчает работу штурмана. Линия пути пересекает условные меридианы под одним и тем же углом, поэтому условные ИПУ по маршруту можно измерять транспортиром от любого условного меридиана. Для измеренного УИПУ рассчитывается условный ИК, который выдерживается на данном участке по ГПК или по астрокомпасу. Переход от направления относительно условного меридиана к направлению относительно географического меридиана места и наоборот выполняется по формулам:
; ИПУ = УИПУ90 — 90° ± ;
; УИПУ90 = ИПУ + 90° . Относительно условных меридианов в любой точке маршрута можно откладывать условные ИК для счисления пути и условные истинные пеленги самолета для определения своего местонахождения. Условный ИПС рассчитывается по формуле: УИПС = УИК+ +КУР±180°. При измерении направлений относительно условных меридианов отпадает необходимость в учете углов схождения меридианов, а также нет необходимости в знании долготы местонахождения самолета при использовании астрокомпаса. Прокладка маршрута для полетов в полярных районах производится по общим правилам с дополнительным нанесением сведений, необходимых для самолетовождения. Подготовка карты для самолетовождения выполняется по средним МПУ и по ОПУ. Путевые углы наносятся в начале каждого участка маршрута. При этом в числителе ставится МПУ, а в знаменателе ОПУ. Справа от записи путевых углов указывается расстояние. МПУ рассчитываются и наносятся на карту через каждые 5° их изменения, а при постоянном МПУ — через 200—400 км в зависимости от масштаба карты. У всех поворотных точек указывается значение широты, долготы и предвычисленных пеленгов. При больших расстояниях между поворотными точками предвычисленные пеленги отмечаются не реже чем через каждые 100 миль. При полете в районе полярных морей на борту самолета должен быть набор подготовленных морских карт. При подготовке на них наносятся: а) береговая черта — синим цветом; б) граница территориальных вод — красным цветом; в) высоты береговой черты и островов — в метрах; г) дополнительная координатная сетка (при необходимости); д) точки возможных встреч с морскими судами. Особенности выполнения полета в Арктике и Антарктике, Полеты над полярными районами Северного и Южного полушарий выполняются с учетом их физико-географических и навигационных условий. При выполнении полетов в указанных районах необходимо: 1. Для обеспечения необходимой точности и самоконтроля самолетовождение осуществлять путем комплексного использования всех технических средств, особенно астрономических. 2. Вследствие неустойчивой работы магнитных компасов курсы самолета выдерживать по ГПК, который устанавливается по астрокомпасу не реже чем через каждые 15 мин полета. 3. При использовании наземных радиотехнических средств в полярных морях отдавать предпочтение радиолокаторам, береговым длинноволновым радиопеленгаторам и веерным радиомаякам (ВРМ-5). 4. При полетах над морем выводить самолет на ЛЗП с рассчитанным курсом следования по известным данным о ветре, а если эти данные отсутствуют, то подбором курса по углу сноса. 5. Угол сноса и путевую скорость на средних и больших высотах определять бортовым визиром по дрейфующим льдам, гребням волн, ветровым полосам и барашкам. 6. Контроль пути при полете над морем вне видимости береговой черты осуществлять при помощи точной инструментальной прокладки, радиопеленгования и прокладки на карте астрономических линий положения самолета. В условиях видимости береговой черты контроль пути дублировать визуальной ориентировкой по береговым ориентирам, видимым с самолета. 7. При полетах на малых высотах в условиях отсутствия видимости небесных светил, ограниченной горизонтальной видимости и в облаках курс самолета выдерживать по гиромагнитному компасу или ГПК (сверяя его показания с показаниями магнитного компаса через каждые 10 мин полета) с последующей проверкой при помощи астрономических средств (при выводе самолета за облака) и внесением необходимых поправок. 8. При полетах в условиях обледенения и ограниченной видимости (в снегопаде, в облаках), когда радиосвязь может быть неустойчивой или вовсе отсутствовать, самолетовождение осуществлять при помощи курсовых систем в режиме «ГПК» с одновременным счислением пути методом штилевой прокладки. 9. При выполнении полетов в высокие широты Арктики и Антарктики командир корабля независимо от запроса диспетчера обязан каждые 30 мин сообщать координаты своего местонахождения.