www.livit.ru
Контакты     |     RSS 2.0
Летательные аппараты » Самолетовождение » Полеты в особых условиях » Использование КС-6 в полете
 
Теория и расчет автожира
Обзор развития автожира
Теория ротора
Аэродинамический расчет
автожира
Устойчивость и балансировка
автожира
 
Строим сами летающие модели
Воздушные змеи
Воздушные шары
Модели планеров
Самолеты с резиновым мотором
Кордовые модели самолетов
Самолеты с электродвигателем
Модели вертолетов
Модели ракет
Организация работы кружка
Советы авиамоделисту
 
Самолетовождение
Сокращенные обозначения
и условные знаки,
принятые в самолетовождении
Основы авиационной картографии
Навигационные элементы полета
и их расчет
Безопасность самолетовождения.
Штурманская подготовка
и правила выполнения полета
Самолетовождение
с использованием угломерных
радиотехнических систем
Самолетовождение
с использованием
радиолокационных
и навигационных систем
Полеты в особых условиях
 
Партнеры
 
Наш опрос
Построили ли Вы что нибудь сами?

Модель самолета
Модель вертолета
Воздушный шар
Модель ракеты
Воздушного змея
Самолет
Вертолет
Автожир

 
Строительное оборудование
Тепловые Пушки от сайта бесплатных объявлений
 
Архив новостей
Февраль 2016 (294)
 
Статьи
» Движение лопастей
Каждая лопасть ротора при полете автожира имеет три вида движения: поступательное движение вместе со всей машиной со скоростью V, вращательное вокруг оси ротора при установившейся авторотации с постоянной угловой скоростью Ω, периодическое маховое движение относительно горизонтального шарнира ГШ.

» Пилотажный змей «Акробат»
Пилотажный змей «Акробат» (рис. 10) сконструировал моск­вич А. Милорадов. Основа змея — дельтавидное крыло. От классического крыла Рогалло «Акробат» отличается удлинен­ной центральной рейкой. Это сделано для повышения про­дольной устойчивости. Угол между боковыми рейками-лон­жеронами составляет 156° и является оптимальным. Попе­речную устойчивость обеспечи­вают приподнятые относитель­но цент ...

» Модель спортивного планера
Модель спортивного планера (рис. 17). Материалом для ее изготовления служит плотная бумага, а инструментом — то­лько простые ножницы. Перед тем как приступить к работе над моделью, вниматель­нее ознакомимся с одним из свойств бумаги — ее способ­ностью сгибаться. Возможно, каждый из нас замечал, что плотная бумага иногда хорошо сгибается, иногда плохо, об­разуя складки. Это зависит от т ...

» Особенности самолетовождения на малых высотах
Условия самолетовождения на малых высотах. Полетами на малых высотах называются полеты, выполняемые на высотах до 600 м над рельефом местности. Такие полеты могут быть пред­намеренными (при выполнении различных видов работ авиацией специального применения), учебными (согласно программам лет­ной подготовки) и вынужденными (по различным причинам).

» Выход на линию заданного пути
Выход на ЛЗП — важный этап работы экипажа. Он заключа­ется в определении такого курса следования, при выдерживании которого фактический путевой угол был бы равен заданному пу­тевому углу или отличался от него не более чем на 2°. В зависимости от навигационной обстановки курс следования может определяться одним из следующих способов: 1)   по прогностическому или шаропилотному ветру; 2)   по в ...

» Уравнение нулевого крутящего момента
Средний крутящий момент ротора равен:  

» Управляемость автожира и ротор
Рассмотрим, каким образом воздействия руля глубины и элеронов передаются на ротор и переводят его плоскость вращения в нужный режим или, вернее, как при подвесных лопастях (шарнирное крепление) плоскость вращения ротора следует за фюзеляжем при наклонах последнего. Возьмем для рассмотрения 4-лопастный ротор. Предположим, что автожир нужно перевести с угла i на больший угол атаки i', для чего руле ...

» Требования безопасности самолетовождения
Обеспечение безопасности полета является одной из главных задач самолетовождения. Она решается как экипажем, так и службой движения, которые обязаны добиваться безопасно­сти полета каждого самолета даже в тех случаях, когда приня­тые для этого меры повлекут за собой нарушение регулярности или снижение экономических показателей полета.

» Работа с картой
Определение координат пункта по карте. В практике самолето­вождения приходится производить некоторые расчеты по географи­ческим координатам пунктов или устанавливать эти координаты на различных навигационных приборах. Для определения координат пункта по карте необходимо: 1)  провести через заданный пункт отрезки прямых, параллель­ных ближайшей параллели и ближайшему меридиану; 2)  в точках пересеч ...

» Вертолет (геликоптер)
Вертолет (геликоптер) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и тяга создаются несу­щим винтом (ротором). Во вращение ротор приводится силовой установкой. Вертолет способен подниматься без раз­бега, зависать в воздухе, ле­теть в любом направлении и , производить посадку на любую площадку. Известны интереснейшие работы М. В. Ломоносова по созданию летательных аппа­рат ...

» Перевод скорости, выраженной в метрах в секунду, в скорость, выраженную в километрах в час, и обратн ...
Такая операция осуществляется по формулам: V км/ч = V м/сек ·3,6; V м/сек = V км/ч:3,6. Для вычислений по этим формулам на НЛ-10М используются шкалы 1 и 2. Чтобы перевести скорость, выраженную в метрах в секунду, в скорость, выраженную в километрах в час, необходимо прямоуголь­ный индекс 10 шкалы 2 установить на деление шкалы 1, соответ­ствующее скорости в метрах в секунду, и против круглого индек ...

» Защита для жиклера
Устанавливая ми­кродвигатели с передним рас­пределением на модели воз­душного боя или учебные, всегда идут на определенный риск. Дело в том, что при неудачных посадках у мото­ров, как правило, ломается игла жиклера или, что еще хуже, повреждается сам жик­лер. Выход из этого положения весьма прост: достаточно вы­пилить из дюралюминиевого профиля уголок размером 25Х25 мм — элементарный пре­дох ...

» Парусная тележка
Парусная тележка (рис. 8) состоит из основания, ударника, замка и паруса. Основание— сосновая рейка длиной 150 мм и сечением 10X8 мм  На одном ее конце нитками с клеем при­вязывают скользящую петлю из скрепки и замок — П-образную пластину из алюминия шири­ной 8 мм. На другом конце рей­ки закрепляют вторую петлю. Один конец ударника, изготов­ленного из стальной проволоки диаметром 1,5 м ...

» Модель планера
Модель планера — конструк­ция,    которая    воспроизводит лишь схему основных частей планера, не копирующая его внешне. Знакомство с моделями пла­неров лучше начать с самой простой модели, изготовленной из бумаги. В практике авиамоделизма ее называют учеб­ной (рис. 16).

» Уравнение махового движения лопасти
Уравнение махового движения напишем, исходя из условия равенства нулю суммы моментов всех сил лопасти относительно горизонтального шарнира, а именно (фиг. 59)

» Условия ведения визуальной ориентировки
На ведение визуальной ориентировки оказывают влияние: 1. Характер пролетаемой   местности.    Это условие имеет первостепенное значение  при определении  возможности  и удобства ведения визуальной ориентировки. В районах, насыщен­ных крупными и характерными ориентирами, вести визуальную ориентировку легче, чем в районах с однообразными ориентирами. При полете над безориентирной местностью или над ...

» Единицы измерения расстояний
В самолетовождении основными единицами измерения расстоя­ний являются километр и метр. В некоторых случаях в качестве единицы измерения расстояния применяется морская миля (ММ). В США и Англии для измерения расстояний, кроме морской мили, применяется английская статутная миля (AM) и фут. Морская ми­ля представляет собой длину дуги меридиана в 1'.

» Полет от наземного радиопеленгатора
Полет от наземного радиопеленгатора может быть осуществ­лен в том случае, когда он расположен в исходном пункте маршру­та (ИПМ), поворотном пункте маршрута (ППМ) или в любой другой точке на ЛЗП.При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашивается в телефонном режиме пеленг от радиопеленгатора на самолет (пря­мой пеленг — ПП) словами «Дайте прямой пеленг». Пр ...

» Сокращенные обозначения и условные знаки, принятые в самолетовождении
Точки и линииМС — место   самолета ИПМ — исходный   пункт   маршрута ППМ — поворотный   пункт   маршрута КО — контрольный   ориентир КЭ — контрольный   этап ЛЗП — линия   заданного   пути ЛФП — линия фактического пути АЛП — астрономическая   линия   положения РНТ — радионавигационная   точка ОПРС — отдельная   приводная   радиостанция РСБ ...

» Расчет времени и места начала снижения
Выход на аэродром посадки выполняется на указанной дис­петчером высоте круга или на заданном эшелоне. Время начала снижения рассчитывается с учетом заданной высоты выхода на аэродром. Рис. 5.6. Расчет времени набора высоты  

» Порядок работы штурмана при выполнении полета по воздушной трассе
Непосредственно перед запуском двигателей, когда все члены экипажа займут свои рабочие места в кабине самолета, проводит­ся контрольная проверка готовности оборудования и самолета к полету в соответствии с контрольной картой обязательных прове­рок.

» Подготовка к выполнению и выполнение девиационных работ
При подготовке к выполнению девиационных работ необходимо: 1)   проверить состояние девиационного пеленгатора и исправ­ность его магнитной системы; 2)   выбрать площадку для девиационных работ, удаленную не менее чем на 150—200 м от стоянок самолетов, строений и линий высоковольтных передач; площадка должна быть ровной и иметь хороший обзор; 3)  измерить из центра площадки при помощи    деви ...

» Скорость полета - Воздушная и путевая скорости
Знание скорости полета необходимо как для пилотирования самолета, так и для целей самолетовождения. Полет самолета на скорости ниже минимальной приводит к потере устойчивости и уп­равляемости. Увеличение скорости сверх допустимой связано с опасностью разрушения самолета. Для целей самолетовождения знание скорости полета необходимо для выполнения различных навигационных расчетов.

» Расчет истинной воздушной скорости по узкой стрелке КУС
Узкая стрелка КУС связана с дополнительным механизмом, состоящим из блока анероидных коробок, который автоматически вводит методическую поправку на изменение плотности воздуха с высотой полета, если температура воздуха изменяется с высо­той в соответствии со стандартной атмосферой. Поэтому при тем­пературе на высоте полета, не соответствующей расчетной, узкая стрелка будет указывать истинную скоро ...

» Схематическая модель пла­нера разработана ал­ма-атинскими авиамоделиста­ми
Схематическая модель пла­нера (рис. 23) разработана ал­ма-атинскими авиамоделиста­ми. Хорошие летные качества этой «схематички» заставили конструкторов малой авиации оборудовать миниатюрный па­ритель фитильным приспособ­лением для принудительной по­садки. Постройку такой «схематич­ки» начинают с крыла. Прежде всего заготовки кромок изго­тавливают с помощью спе­циально изготовленного при­способлени ...

» Выбор режима полета на самолетах с ГТД и расчет рубежа возврата - Особенности самолетовождения высот ...
Современные самолеты с ГТД, применяемые в ГА, рассчитаны на экономичную эксплуатацию на больших высотах и больших скоростях полета. Самолетовождение высотно-скоростных самоле­тов имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать как; при подготовке к полету, так и в процессе самого полета. Самолетовождение на больших высотах (от 6000 м и выше) имеет следующие особенности:

» Девиация компаса и вариация
Компасным меридианом называется линия, вдоль кото­рой устанавливается магнитная стрелка компаса, находящегося на самолете (рис. 3. 3). Компасный и магнитный меридианы не совпа­дают. Девиацией компаса Δк называется угол, заключенный между северными направлениями магнитного и компасного мери­дианов. Она отсчитывается от магнитного меридиана к компасному к востоку (вправо) со знаком плюс, к зап ...

» Сущность кодовых выражений ЩГЕ и ЩТФ
Кодовые выражения ЩГЕ и ЩТФ используются при запросе места самолета у радиопеленгаторного узла или радиопеленгатора, работающего совместно с наземным радиолокатором. ЩГЕ (в телеграфном режиме) .означает: «Сообщите истинный пеленг самолета (ИПС) и расстояние (S) от радиопеленгатора до самолета». Для получения МС штурман прокладывает на борто­вой карте от радиопеленгатора ИПС, а на линии пеленга &md ...

» Определение места самолета
Место самолета в полете определяется в целях контроля пути, определения навигационных элементов и восстановления поте­рянной ориентировки. С помощью радиокомпаса место самолета может быть определено по одной и двум радиостанциям. Определение места самолета по одной радиостанции двух­кратным пеленгованием и прокладкой пеленгов на карте. Для применения данного способа необходимо использовать боковые ...

» Состав оборудования системы «Трасса» и принцип работы навигационного вычислителя
В состав оборудования системы «Трасса» входят следующие основные устройства и приборы (рис. 20.1): 1.  Доплеровский   измеритель  путевой   скорости   и   угла сноса (ДИСС). 2.  Автоматическое  навигационное  устройство   (АНУ);   его на­зывают также навигационным вычислителем. 3.  Датчик курса. 4.  Датчик воздушной скорости. 5.  Задатчик угла карты. 6.  Указатель угла сноса и путевой скорости. 7. ...

 
Наши друзья
Сделай сам своими руками tehnojuk.ru. Техножук от ветродвигателя до рентгеновского аппарата.
 
 Использование КС-6 в полете
Самолетовождение » Полеты в особых условиях  |   Просмотров: 9523  
 
Курсовая система позволяет выполнять полеты с локсодроми­ческими и ортодромическими путевыми углами. Полеты по локсо­дромии рекомендуются в умеренном и тропическом поясах при ус­ловии, что участки маршрута имеют протяженность не более 5° по долготе. В этом случае средний ЗМПУ участка должен отличаться от значений ЗМПУ на концах участка не более чем на 2°. Если эта разность более 2°, участок должен быть разделен и средние ЗМПУ определены для каждой части. Полеты по ортодромии должны при­меняться в районе полюсов, а также в умеренном и тропическом поясах, когда участки маршрута перекрывают более 5° по долготе.
Использование режима «ГПК». Этот режим используется при полетах с ортодромическими путевыми углами — истинным (ОЗИПУ) или магнитным (ОЗМПУ). В большинстве случаев по­лет по ортодромическим участкам удобнее производить с ОЗМПУ, т. е. когда отсчет ортодромического курса производится от магнит­ного опорного меридиана.
 В этом случае необходимо:
1.  Перед вылетом проверить работоспособность   КС и устано­вить на пульте управления среднюю широту первого участка, а на УШ и КМ-4— магнитное склонение, равное нулю.
2.  На старте перед взлетом произвести согласование КС в ре­жиме «МК» и проверить соответствие показаний МК на УШ, УК-1 и УГА-1У взлетно-посадочному магнитному путевому углу, после чего   переключить   КС в   режим   «ГПК».
3.  После перевода КС в режим «ГГЖ» выдерживание заданно­го направления полета осуществлять относительно опорного маг­нитного меридиана  аэродрома вылета до выхода на следующий опорный  меридиан.
4.  После взлета выполнить маневр отхода от аэродрома и дать командиру корабля ОМК для следования по ЛЗП: ОМК = ОЗМПУ— (±УС).
5.  Периодически измерять угол сноса и уточнять курс следо­вания.
6.  Регулярно производить установку на пульте управления сред­ней  широты   участка   маршрута.
7.  Периодически,  между опорными  меридианами,    проводить проверку и корректировку показаний КС. Проверка выполняется с целью выявления ухода оси гироскопа гироагрегата.
Для проверки правильности показаний курсовой системы, работающей в режиме «ГПК», необходимо: отсчитать МК по стрелке «Г» указателя УГА-1У и перевести отсчитанный МК в ОМК по формуле
ОМК =МК +(±Δм.м.с) + (λо.м — λм.с)sinφср — (±Δм.о.м).
Для упрощения перевода МК в ОК необходимо к МК прибавить суммарную поправку, которая равна алгебраической сумме попра­вок, указанных у того меридиана, где находится самолет, минус поправка, указанная в знаменателе у опорного меридиана. Сум­марная поправка определяется по формуле Δ = σ + (±Δм.м.с) — (±Δм.о.м). Затем рассчитанный таким образом ОМК сравнить с ОМК по УШ. При расхождении курсов более чем на 2° произвести корректировку показаний КС.
Корректировка показаний КС — это работа по устранению ухода оси гироскопа за время полета самолета для обеспечения дальнейшего продолжения полета с ортодромическим курсом отно­сительно начального опорного меридиана. Корректировку произво­дят доведением отсчета ОМК на УШ до необходимого значения поворотом задатчика курса или введением поправки по шкале склонений УШ. Этот метод применяется при точном знании МС или когда невозможно использовать ДАК-ДБ-5 для определения ОК.
При полетах в высоких широтах контроль за правильностью показаний и их корректировка практически возможны только с помощью ДАК-ДБ-5.
В этом случае астрокомпас включают перед вы­летом. На вычислителе должны быть при этом установлены коор­динаты аэродрома вылета. В полете стрелка «А» указателя УГА-1У будет показывать ОИК относительно опорного истинного меридиа­на аэродрома вылета. Для проверки правильности показаний кур­совой системы ОИК по астрокомпасу переводят в ОМК и сравни­вают его с показанием УШ. В этом случае пользуются формулой: ОМК=ОИК— (± Δм.о.м).
При проведении корректировки следует иметь в виду, что отли­чие фактического ОК от ОК, отсчитанного на УШ, не должно пре­вышать 4—5° за 1 ч полета. Если эта величина больше указанной, курсовая система подлежит регулировке.
8.  После пролета каждого ППМ берется новый ОМК.
9.  При  пролете очередного опорного меридиана  переключить гироагрегаты, для  чего переключатель поставить   в    положение «Зап.».
На предшествующем участке переключатель гироагрегатов на­ходился в положении «Осн.», следовательно, запасный гироагрегат работал с магнитной коррекцией, отсчитывая осредненное стабилизированное текущее значение курса. После перевода пере­ключателя в положение «Зап.» показания магнитного курса запас­ного гироагрегата переходят на УШ и повторители. Эти показания и являются ОМК. После переключения гироагрегатов, не переходя на режим «МК», нажимают кнопку для быстрого согласования с магнитным меридианом основного гироагрегата, который будет в резерве. При пролете следующего опорного меридиана гироагрега­ты переключают в обратном порядке.
Рассмотренная методика использования КС в режиме «ГПК» является наиболее удобной, простой и ограничивает всякие пе­реключения на пульте управления КС. Это должно учитываться, так как КС имеет связь с автопилотом и при несоблюдении некото­рых особенностей работы с органами ее управления на автопилот могут поступать сигналы, которые могут изменить направление по­лета. Применение этой методики особенно целесообразно в поляр­ных районах, где горизонтальная составляющая геомагнитного по­ля доходит до 0,06 эрстеда или даже меньше. В этом случае ко­леблющееся текущее значение МК осредняется и стабилизируется гироагрегатом, находящимся в резерве, и после подключения его к УШ обеспечивает правильный отсчет ОМК.
Определение собственного ухода гироскопа и его учет. Курсо­вая система и ГПК-52 имеют механизмы азимутальной коррекции, с помощью которых компенсируется суточное вращение Земли и уход гироскопа в азимуте от несбалансированности. Добиться пол­ной компенсации ухода главной оси гироскопа невозможно. Курсо­вая система и ГПК-52 всегда имеют так называемый остаточный уход гироскопа в азимуте. Допустимая величина скорости собст­венного ухода гироскопа достигает 2 град/ч. В практике могут встречаться повышенные уходы (3—4 град/ч и более), что приво­дит к ошибкам в выдерживании заданного курса.
Явление остаточного ухода гироскопа требует периодической корректировки показаний курсовой системы и ГПК-52. Однако корректировка только устраняет накопившуюся ошибку за счет ухода гироскопа, но не позволяет учесть ее на оставшемся участ­ке маршрута.
Остаточный уход гироскопа можно учесть путем изменения скорости азимутальной коррекции регулировочным потенциомет­ром. Но этим методом в гражданской авиации пользоваться в по­лете не рекомендуется, так как регулировки, выполняемые раз­ными штурманами, могут снизить надежность курсовой системы и степень доверия к ее показаниям.
В полете собственный уход гироскопа можно уменьшить или полностью устранить с помощью широтного потенциометра уста­новкой некоторой условной широты. Для этого нужно знать угло­вую скорость ухода гироскопа. Практически ее определяют на основании двукратного сличения показаний КС (ГПК-52) с по­казаниями контрольного компаса, выдающего текущий магнитный, истинный или ортодромический курс.
Для определения и устранения собственного ухода гироскопа КС при полете с ОЗМПУ необходимо.
1.  В момент пролета точки коррекции отсчитать ОМК на УШ и  МК   по  стрелке   «Г»   указателя  УГА-1У.
2.  Определить фактический ортодромический курс по показа­нию стрелки «Г»:
ОМКф = МК + (± Δм.м.с) + (±α) — (± Δм.о.м).
3.  Сличить полученный ОМКф с ОМК, снятым с УШ, и    при  наличии расхождения, превышающего точность работы КС (±2°), произвести корректировку показаний   КС.
4.  Точно выдержать заданный курс по УШ до очередной точки коррекции (не менее 30 мин полета), снова отсчитать   ОМК   на УШ и МК по стрелке «Г». Определить фактический ОМК по пока­занию стрелки «Г» и сравнить его с показанием УШ. При наличии расхождений выполнить корректировку показаний КС.
5.  Определить угловую скорость ухода гироскопа, для чего ве­личину ухода гироскопа с момента предыдущей коррекции умно­жить на 60 и разделить на время полета в минутах между точ­ками коррекции. Расчет произво­дится по формуле: ωc = 60α/t, где ωс — угловая скорость ухода гиро­скопа, град/ч; α — величина угло­вого ухода гироскопа с момента предыдущей коррекции; t — вре­мя полета между   точками кор­рекции, мин.
6. Устранить уход гироскопа, сместив шкалу широт на пульте управления    относительно  ранее   установленной широты.  Если  курс  на
КС (ГПК-52) увеличивался (ωс 0), то увеличить.
Величина смещения шкалы зависит от угловой скорости ухода и широты места (табл. 23.1). Из таблицы видно, что в Северном по­лушарии возможности устранения положительной угловой скорости ухода гироскопа ограничены, особенно в средних и высоких широ­тах.
 
Использование КС-6 в полете

В Южном полушарии под влиянием суточного вращения Земли гироскоп уходит влево. Это улучшает возможности компенсации положительных уходов и ограничивает устранение отрицательных.
Пример. Долгота опорного меридиана λо.м =77°; долгота точки коррекции λм.с. = +71°; магнитное склонение в точке коррекции Δм.м.с = +8°; магнитное склонение в точке линии пути на опорном меридиане Δм.о.м =      + 11°; широта средняя φср=54°. С момента предыдущей коррекции прошло 45 мин. ОК = 303°; по стрелке «Г» МК=298°. Определить угловую скорость ухода ги­роскопа и устранить уход гироскопа широтным потенциометром.
Решение.   1. Определяем поправку на угол  схождения   меридианов:
σ= (λо.м — λм.с) sinφср  = (77° — 71°)·0,8 = + 5°.
2.   Рассчитываем фактический  ортодромический курс по  показанию   стрел­ки «Г»:
ОМКф = МК + (± Δм.м.с) + (±σ) — (± Δм.о.м) = 298° + (+ 8°) +  (+5°) — (+ 11°) = 300°.
3. Сравниваем  фактический  ортодромический курс с ортодромическим кур­сом, отсчитываемым по указателю штурмана:
σ = ОМКф — ОК = 300° — 303° = — 3°.
4.  Производим корректировку показаний КС.
5.  Определяем угловую скорость ухода гироскопа:
ωс = (α·60)/t = ((— 3·60)/45  = —180/45 = —4 град /ч.
6.  Находим для широты 54° величину смещения шкалы широт для  устра­нения ухода гироскопа: 6·4=24°.
7.   Устанавливаем на пульте  управления широту   на   24°   меньше  установ­ленной средней широты, т. е. 30°.
В случае значительных уходов гироскопа необходима регули­ровка КС в лабораторных условиях.
Использование режима «МК». В этом режиме на все указате­ли курсовой системы выдается магнитный курс. В связи с этим при использовании КС в режиме «МК» руководствуются общими правилами самолетовождения по магнитному компасу.

Распечатать ..

 
Другие новости по теме:

  • Зависимость между ортодромическим, истинным и магнитным курсами
  • Подготовка данных для применения КС-6
  • Режимы работы, органы управления, указатели КС-6 и их назначение
  • Использование курсовых приборов самолета Ан-24
  • Корректировка показаний КС-6 для отсчета курса по магнитному меридиану аэро ...


  • Rambler's Top100
    © 2009