Летательные аппараты > Полеты в особых условиях > Способы определения ортодромических путевых углов

Способы определения ортодромических путевых углов


В практике ортодромические путевые углы по участкам марш­рута (см. рис. 23.4) могут определяться одним из следующих спо­собов:
1.  Учетом  угла   разворота.
Для применения этого способа вначале определяют ортодромический путевой угол первого этапа маршрута, равный азимуту ча­стной ортодромии, измеренный в точке вылета самолета. Последу­ющие путевые углы определяются по предыдущему с учетом угла разворота: ОЗИПУ2 = ОЗИПУ1±УР1; ОЗИПУ3 = ОЗИПУ2±УР2 и т. д. При правом развороте УР прибавляется, при левом — вы­читается.
2.  Учетом   угла   пересечения.
Когда число поворотных пунктов маршрута более трех, чтобы избежать накопления ошибок, путевые углы рассчитывают по ази­муту главной ортодромии и углу пересечения: ОЗИПУ2 = А ± УП2; ОЗИПУ3 = А ± УП3 и т. д. При правом развороте УП прибавляется, при левом — вычитается.
3.  Учетом поправки на угол схождения меридианов. Очередной ОЗИПУ может быть определен по ЗИПУ, если учесть угол схождения опорного меридиана и меридиана места измерения ЗИПУ.
Расчет   ведется  по   формуле
ОЗИПУ = ЗИПУ + (± σ);
σ = (λо.м — λм.с)sinφср,
где λо.м — долгота опорного меридиана; λм.с — долгота места измерения ЗИПУ; φср — средняя широта листа карты.
 
Навигационные элементы ортодромической линии
 
Пример. λо.м =30°;  λм.с = 36°; ЗШУ=38°; φср=б5°. Определить ОЗИПУ. Решение. 1. Определяем поправку на угол схождения меридианов:
σ = (λо.м — λм.с) · sinφср= (30° — 36°)·0,8 = — 5°.
2. ОЗИПУ=ЗИПУ+ (±σ) =38°+(—5°) =33°.
Ортодромические истинный и магнитный путевые углы связа­ны между собой соотношением
ОЗМПУ = ОЗИПУ— (±Δм.о.м),
где Δм.о.м— магнитное склонение в точке линии пути на опорном меридиане.
Для полета в обратном направлении ортодромические путевые углы измеряются от опорных меридианов, конечных при полете в первоначальном направлении, т. е. они отличаются от путевых уг­лов первоначального направления полета на величину, не равную 180°.