» Определение путевой скорости самолета При полете самолета от радиолокатора и на радиолокатор путевая скорость определяется в следующем порядке: 1. Запросить у диспетчера место самолета и заметить время. 2. Через 7—10 мин полета снова запросить место самолета и заметить время. 3. Определить пройденный самолетом путь как разность между полученными дальностями: Sпр =Д2—Д1 или Sпр=Д1—Д2 4. По пройденному расстояни ...
» Навигационные задачи на маневрирование - Определение времени последнего срока вылета Дневные срочные вылеты с аэродромов, не оборудованных для ночных полетов, разрешается начинать за 30 мин до восхода Солнца и заканчивать полет за 30 мин до наступления темноты в равнинной и холмистой местности и не позднее захода Солнца в горной местности. В районах севернее широты 60° полеты разрешается заканчивать за 30 мин до наступления темноты.
» Ориентирование карты по странам света Ориентировать карту по странам света — это значит расположить ее так, чтобы северные направления истинных меридианов карты были направлены на север. В практике самолетовождения ориентирование карты по странам света осуществляют по компасу или земным ориентирам.
» Поляра ротора Для аэродинамического расчета удобно иметь характеристики ротора, отнесенные к поступательной скорости V, т.е. коэффициенты подъемной силы и лобового сопротивления ротора. Определение коэффициентов подъемной силы и лобового сопротивления, а также качества ротора при определенном угле атаки ротора, а стало быть и получение поляры, можно вести двумя следующими способами. Способ непосредственного под ...
» Расчет времени и места начала снижения Выход на аэродром посадки выполняется на указанной диспетчером высоте круга или на заданном эшелоне. Время начала снижения рассчитывается с учетом заданной высоты выхода на аэродром.
Рис. 5.6. Расчет времени набора высоты
» Модель электролета наборной конструкции Для тех, кто не имеет возможности построить модель из пенопласта, предлагаем изготовить электролет наборной конструкции (рис. 46). Основной материал для крыла — бамбук. Из него делают кромки, нервюры и законцовки: для кромок — сечением 2x1,5 мм, для других частей—1x1 мм. Лонжерон выстрагивают из сосновой рейки сечением 1,5Х1,5 мм. Все соединения выполняют с помощью ниток ...
» Расчет показания широкой стрелки КУС для заданной истинной скорости Приборная скорость для широкой стрелки КУС рассчитывается по формуле V пр = V и-(± Δ V м)-(-Δ V сж)-(± Δ V а)-(± Δ V). Пример Н760пр= 6600 м; Vи = 500 км/ч; температура воздуха на высоте полета tн= —40°; ΔV= +5 км/ч; ΔVа= —18 км/ч; Δ Vсж= —5 км/ч. Определить приборную скорость для широкой стрелки КУС.
» Наука о точном, надежном и безопасном вождении воздушных судов Самолетовождение — это наука о точном, надежном и безопасном вождении воздушных судов из одной точки земной поверхности в другую. Под самолетовождением понимается также комплекс действий экипажа самолета и работников службы движения, направленных на обеспечение безопасности, наибольшей точности выполнения полетов по установленным трассам (маршрутам) и прибытия в пункт назначения в заданное ...
» Назначение и устройство девиационного пеленгатора
Девиационный пеленгатор предназначен для определения магнитных пеленгов ориентиров, фактического МК самолета и установки последнего на заданный МК. Устройство пеленгатора показано на рис. 3. 15. Визирная рамка 3 состоит из глазного (с прорезью) и предметного (с нитью) диоптров. Она может вращаться вокруг вертикальной оси относительно азимутального лимба 1 или быть застопоренной. С помощью ин ...
» Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора применяется в следующих случаях: 1) при потере ориентировки экипажем самолета; 2) при отказе радиокомпаса и невозможности использовать другие средства самолетовождения; 3) при полете в пункт, в котором не имеется радионавигационной точки.
» Географические координаты
Географические координаты — это угловые величины, которые определяют положение данной точки на земной поверхности. Географическими координатами являются широта и долгота места (рис. 1.3).
» Использование РПСН-2 в режимах «Обзор» и «Дальний обзор» Эти режимы предназначены для обзора земной поверхности, периодического определения места самолета, определения начала снижения с эшелона и для выполнения маневра захода на посадку.
» Умножение данного числа на тригонометрические функции углов Умножение данного числа на синус и косинус угла на НЛ-10М производится по шкалам 3 и 5, а умножение на тангенс и котангенс угла — по шкалам 4 и 5. Для умножения числа на синус и косинус угла а необходимо 90° шкалы 3 или треугольный индекс шкалы 4 установить на заданное число и против угла α шкалы 3 отсчитать на шкале 5 искомое произведение числа на синус угла α, a против угла 90 ...
» Основные системы и агрегаты самолета Все современные самолеты сходны по устройству, имеют одни и те же основные системы и агрегаты. Крыло — главная часть самолета — создает подъемную силу, удерживающую его в воздухе. У разных самолетов крылья отличаются размерами, формой и числом. Самолет с одним крылом называют монопланом, а имеющий два крыла (одно над другим) — бипланом. Конструкция крыла зависит от типа с ...
» Вертолет (геликоптер) Вертолет (геликоптер) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и тяга создаются несущим винтом (ротором). Во вращение ротор приводится силовой установкой. Вертолет способен подниматься без разбега, зависать в воздухе, лететь в любом направлении и , производить посадку на любую площадку. Известны интереснейшие работы М. В. Ломоносова по созданию летательных аппарат ...
» Игры и соревнования с моделями планеров Соревнования — это итог работы каждого авиамоделиста. В них проверяется не только качество моделей, но и умение их конструкторов использовать полученные знания. В практике авиационного моделизма широко известны не только соревнования, но и игры, особенно с бумажными моделями. Перед началом стартов все участвующие в них планеры необходимо надписать — сделать опознавательные знаки. ...
» Полет от радиостанции Полет от радиостанции в заданном направлении может быть выполнен в том случае, если она расположена на ЛЗП в ИПМ, ППМ или контрольном ориентире. В этом случае полет осуществляется одним из следующих способов: с выходом на ЛЗП; с выходом в КПМ (ППМ). Пеленги, определяемые при полете от радиостанции, можно использовать для контроля пути по направлению.
» Контроль пути по направлению при полете по ортодромии При полете по ортодромии для контроля пути по направлению используются ортодромические радиопеленги, которые могут быть отсчитаны по УШ или получены путем расчетов. При полете по ортодромии от радиостанции контроль пути по направлению ведется сравнением ОМПС с ОЗМПУ (рис. 23.10).
» Планирование занятий авиакружка Единой программы для авиакружка пионерского лагеря не существует. Да в этом и нет необходимости. Ведь объекты практической работы, ее последовательность определяются конкретными условиями — обеспечением материалами и инструментом, квалификацией руководителя и даже той местностью, где расположен пионерлагерь. Если кругом лес и нет возможности запускать свободнолетающие модели, то сл ...
» Ортодромия и локсодромия
Путь самолета между двумя заданными точками на карте может быть проложен по ортодромии или локсодромии. Выбор способа прокладки пути зависит от оснащенности самолета навигационным оборудованием. Каждая из указанных линий пути имеет определенные свойства. Ортодромией называется дуга большого круга, являющаяся кратчайшим расстоянием между двумя точками А и В на поверхности земного шара (рис. ...
» Использование РПСН-2 в режиме «Препятствие» Режим «Препятствие» является основным режимом работы станции и предназначен для обнаружения наземных и воздушных препятствий и зон грозовой деятельности. Обнаружение и обход гроз. Грозовые зоны хорошо отражают радиоволны и наблюдаются на экране в виде ярко засвеченных пятен. Для их расшифровки и выявления в них участков наиболее опасных для полета в РПСН-2 имеется система контурной индикации, ко ...
» Магнитные поля, действующие на картушку компаса, установленного на самолете На картушку магнитного компаса, установленного на самолете, действуют следующие поля: 1) магнитное поле Земли (оно стремится направить стрелку магнитного компаса по магнитному меридиану); 2) постоянное магнитное поле самолета; 3) переменное магнитное поле самолета; 4) электромагнитное поле, создаваемое работающим электро- и радиооборудованием самолета.
» Определение радиодевиации Радиодевиация определяется на 24 ОРК через 15°. На каждом ОРК с помощью девиационного пеленгатора измеряется КУР и вычисляется радиодевиация по формуле Δр = КУР-ОРК. Радиодевиация может определяться по невидимой или видимой радиостанции.
» Простейший вертолет — «муха» В практике авиамоделизма наибольшее распространение получили вертолеты одновинтовой схемы. Простейшая модель вертолетов лишь по принципу полета напоминает прототип, будет вернее ее назвать «летающим винтом». А среди авиамоделистов за таким винтом укрепилось название «муха». Простейший вертолет — «муха» (рис. 51) состоит из двух деталей — воздушного винта и стержня.
» Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту в штиль Указанные в сборниках схемы захода на посадку рассчитаны по истинной воздушной скорости для штиля и условий международной стандартной атмосферы. Для аэродромов гражданской авиации приняты два варианта схем: первый вариант для самолетов, имеющих приборную скорость полета по кругу более 300 км/ч и вертикальную скорость снижения 10 м/сек второй вариант для самолетов, имеющих приборную скорость пол ...
» Ракета— летательный аппарат тяжелее воздуха Ракета— летательный аппарат тяжелее воздуха, подъемная сила которого возникает по принципу реактивного движения. Этот принцип заключается в отталкивании ракеты от массы струи газов, образованных при сгорании топлива и истекающих из двигателя. Своим рождением первые ракеты обязаны изобретению пороха. Но в те далекие времена ракеты служили лишь для фейерверков. Потом они нашли применение ...
» Азимутальные проекции Азимутальные проекции получаются путем переноса по определенному закону земной поверхности на плоскость, касательную к земному шару. Название азимутальных проекции получили благодаря основному их свойству сохранять без искажений азимуты линий, выходящих из точки касания картинной плоскости. Так называется плоскость, на которую проектируется земная поверхность. Точка, из которой ведется проек ...
» Самолетовождение с использованием наземных радиопеленгаторов - Задачи самолетовождения, решаемые с ... Наземный радиопеленгатор — это специальное приемное радиотехническое устройство, позволяющее определять направление на самолет, на котором работает передающая радиостанция. Данные пеленгации наземного радиопеленгатора могут быть использованы только при наличии двусторонней связи экипажа самолета с землей.
» Игры и соревнования Одно из доступных и простых — соревнование иа время полета моделей с парашютом. Если позволяют условия, можно проводить несколько запусков-туров, если нет — ограничиться одним. Продолжительность фиксируемого полета — время с момента взлета модели до момента посадки или до того момента, когда она скроется из поля зрения. Участник, модель которого покажет нан-большее время пол ...
» Основные сведения о НИ-50БМ В комплект навигационного индикатора входят следующие основные приборы (рис. 19.1): датчик воздушной скорости (ДВС), автомат курса, задатчик ветра и счетчик координат. Все они, кроме датчика воздушной скорости, устанавливаются на приборной доске штурмана и используются для управления индикатором. Навигационный индикатор является полуавтоматом. Одна часть исходных данных вводится в прибор автомат ...
Полет от наземного радиопеленгатора может быть осуществлен в том случае, когда он расположен в исходном пункте маршрута (ИПМ), поворотном пункте маршрута (ППМ) или в любой другой точке на ЛЗП. При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашивается в телефонном режиме пеленг от радиопеленгатора на самолет (прямой пеленг — ПП) словами «Дайте прямой пеленг». При использовании KB радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются пеленги в телеграфном режиме кодовым выражением ЩДР, которое означает: «Сообщите магнитный пеленг от вас» (рис. 15.1).
Рис. 15.2. Контроль пути по направлению при полете от радиопеленгатора
Прямым пеленгом (ЩДР) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через радиопеленгатор, и ортодромическим направлением на самолет. ПП измеряется от северного направления магнитного меридиана до направления на самолет по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Полет от радиопеленгатора может быть выполнен следующими способами: с выходом на ЛЗП; с выходом в КПМ (ППМ). Контроль пути по направлению при полете от радиопеленгатора осуществляется сравнением прямого пеленга (ЩДР) с ЗМПУ. В результате этого сравнения определяется боковое уклонение самолета от ЛЗП. Если полученный ПП=ЗМПУ или отличается от него на 1—2°, то самолет находится на ЛЗП, если ПП>ЗМПУ, то самолет находится правее ЛЗП, если ПП<ЗМПУ, то самолет находится левее ЛЗП (рис. 15.2). Величину БУ и УСф при полете от радиопеленгатора определяют по формулам: БУ = ПП—ЗМПУ; УСф = ПП—МКР. Пример. ЗМПУ=70°; МКР=80°; ПП = 75°. Определить БУ и УСф. Решение. 1. БУ=ПП—ЗМПУ = 75°—70°= + 5°. 2. УСф = ПП—МКр=75°— 80°= — 5°. Полет от радиопеленгатора с выходом на ЛЗП применяется при значительном уклонении самолета от ЛЗП, а также в тех случаях, когда необходимо строго следовать по ЛЗП, в такой последовательности (рис. 15.3):
Рис. 15.3. Полет от радиопеленгатора с выходом на ЛЗП
1. Пройти радиопеленгатор с МКр или МК = ЗМПУ. 2. Через 5—15 мин полета запросить прямой пеленг (ЩДР), сравнить его с ЗМПУ и определить сторону и величину бокового уклонения: БУ=ПП—ЗМПУ. 3. Вывести самолет на ЛЗП, для чего задаться углом выхода (Увых берется в пределах 20—90°), определить и установить самолет на МК выхода. МКвых=ЗМПУ±Увых 4. Следуя к ЛЗП, необходимо чаще запрашивать ПП и определить момент выхода на ЛЗП по ППвых=ЗМПУ. 5. После выхода на ЛЗП установить самолет на курс следования МКсл = МКР — (± БУ) или МКсл = ЗМПУ — (± УСф). 6. Дальнейший контроль пути по направлению осуществлять периодическим запросом и сравнением ПП с ЗМПУ (ППслед= ЗМПУ). Пример. ЗМПУ = 90°; МКР==85°; ПП=100°; Увых = 30°. Определить данные для выхода и следования по ЛЗП. Решение. 1. Определяем БУ, МКвых и ППвых БУ = ПП — ЗМПУ = 100° — 90° = + 10°. МКвых = ЗМПУ ± Увых = 90°— 30° = 60°. ППвых = ЗМПУ — 90°. 2. Рассчитываем МКсл и УСф. МКсл = МКр — (± БУ) — 85° — (+ 10°) = 75°. УСф = ПП — МКр = 100° — 85° = + 15°. МКсл = ЗМПУ — (± УСф) = 90° — (+ 15°) = 75°. 3. ППсл = ЗМПУ = 90°. Полет от радиопеленгатора с выходом в КПМ (ППМ) применяется, когда мало уклонение самолета от ЛЗП или оставшееся расстояние до КПМ (ППМ). Полет выполняется в такой последовательности (рис. 15.4):
Рис. 15.4. Полет от радиопеленгатора с выходом в КПМ (ППМ)
1. Пройти радиопеленгатор с МКр или МК = ЗМПУ.
2. Через 5—15 мин полета запросить «Прямой» пеленг (ЩДР); сравнить его с ЗМПУ и определить сторону и величину бокового уклонения: БУ = ПП — ЗМПУ; 3. Рассчитать дополнительную поправку и поправку в курс ДП = (Sпр/Soct)·БУ; ПК = БУ + ДП. 4. Установить самолет на МК следования в КПМ (ППМ): МКкпм=МКР — (±ПК). Пример. ЗМПУ= 120°; МКР=П8°; Sпр = 70 км; ПП=110°; Sост = 120 км. Определить данные для полета в КПМ (ППМ). Решение. 1. Определяем БУ и ДП: БУ == ПП — ЗМПУ = 110° — 120° = — 10° ДП = (Sпр/Soct)·БУ =70/120·10== —6°. 2. Рассчитываем ПК, МКкпм и УСф. ПК = БУ + ДП = (— 10°) + (—6°) = — 16°. МКкпм = МКр — (± ПК) = 118° — (— 16°) = 134°. УСф = ПП —МКр==110°—118°= —8°.