» Расчет времени и места встречи самолета с темнотой или рассветом и определение продолжительности ноч ...
Когда полет начался днем, а заканчивается ночью или наоборот, необходимо знать, в какое время произойдет встреча самолета с темнотой или рассветом и какова продолжительность ночного полета. Время и место встречи самолета с темнотой или рассветом можно рассчитать с помощью НЛ-10М или по графику. Рассмотрим порядок такого расчета с помощью НЛ-10М.
» Расчет времени начала снижения при заходе на посадку с прямой для самолета Ан-24 При заходе на посадку с прямой штурман обязан рассчитать момент начала снижения и удаление ТНС от аэродрома посадки. Снижение с высоты эшелона до высоты горизонтального полета при достаточном запасе топлива и большом расстоянии до аэродрома рекомендуется выполнять на режиме скоростного снижения на наибольшей допустимой скорости 460 км/ч по прибору и вертикальной скорости 5 м/сек. По достижении в ...
» Контроль пути по дальности с помощью боковых радиостанций Контроль пути по дальности заключается в определении пройденного от КО или оставшегося до заданного пункта расстояния. С помощью боковых радиостанций эта задача решается следующими способами: 1) пеленгованием боковой радиостанции и прокладкой ИПС на карте; 2) выходом на предвычисленный КУР или МПР; 3) выходом на траверз боковой радиостанции.
» Определение и устранение девиации гироиндукционного компаса ГИК-1 При устранении девиации гироиндукционного компаса ГИК-1 необходимо: 1. Установить регулировочные винты коррекционного механизма в их среднее положение. При выпуске компаса с завода регулировочные винты лекального устройства устанавливаются в среднее положение, при котором коррекционный механизм обеспечивает устранение остаточной девиации в пределах ±6°. В процессе предыдущего устранения девиации ...
» Построение кривой потребных тяг (кривая Пено) для горизонтального полета автожира Имея поляру автожира, мы можем приступить к вычислению и построению кривой потребных тяг для горизонтального полета у земли. Ввиду того, что автожир может совершать горизонтальный полет при больших углах атаки (благодаря тому, что у него нет срыва струй, как у самолета), тяга его винта будет давать вертикальную слагающую и уравнения установившегося равномерного горизонтального полета для автожира ...
» Поляра ротора Для аэродинамического расчета удобно иметь характеристики ротора, отнесенные к поступательной скорости V, т.е. коэффициенты подъемной силы и лобового сопротивления ротора. Определение коэффициентов подъемной силы и лобового сопротивления, а также качества ротора при определенном угле атаки ротора, а стало быть и получение поляры, можно вести двумя следующими способами. Способ непосредственного под ...
» Длина дуги меридиана, экватора и параллели Зная радиус Земли, можно рассчитать длину большого круга (меридиана и экватора): S = 2πR= 2·3,14·6371≈40000 км. Определив длину большого круга, можно рассчитать, чему равна длина дуги меридиана (экватора) в 1° или в 1ґ: 1 ° дуги меридиана (экватора) = = =111 км. 1ґ дуги меридиана (экватора) = = 1,852 км = 1852 м.
» Планирование занятий авиакружка Единой программы для авиакружка пионерского лагеря не существует. Да в этом и нет необходимости. Ведь объекты практической работы, ее последовательность определяются конкретными условиями — обеспечением материалами и инструментом, квалификацией руководителя и даже той местностью, где расположен пионерлагерь. Если кругом лес и нет возможности запускать свободнолетающие модели, то сл ...
» Полет от радиостанции Полет от радиостанции в заданном направлении может быть выполнен в том случае, если она расположена на ЛЗП в ИПМ, ППМ или контрольном ориентире. В этом случае полет осуществляется одним из следующих способов: с выходом на ЛЗП; с выходом в КПМ (ППМ). Пеленги, определяемые при полете от радиостанции, можно использовать для контроля пути по направлению.
» Сущность визуальной ориентировки Одним из основных правил самолетовождения является непрерывное сохранение ориентировки в течение всего полета. Сохранять ориентировку — это значит в любое время полета знать место самолета. Местом самолета называется проекция положения самолета в данный момент времени на земную поверхность. Ориентировка может осуществляться визуально и при помощи технических средств самолетовождения.
» Расчет истинной и приборной воздушной скорости в уме В полете не всегда имеется возможность рассчитать воздушную скорость с помощью навигационной линейки. Поэтому необходимо уметь приближенно рассчитать скорость в уме. Кроме того, такой расчет позволяет контролировать правильность инструментальных, вычислений и тем самым предотвращать в них грубые ошибки. Для приближенного расчета воздушной скорости в уме нужно запомнить методические поправки к ...
» Радионавигационные элементы - Общая характеристика и виды радиотехнических систем Радиотехнические средства среди других средств самолетовождения занимают одно из важнейших мест и находят самое широкое применение. В комплексе с другими средствами они при умелом использовании обеспечивают надежное и точное самолетовождение. Радиотехнические средства самолетовождения по месту расположения делятся на наземные и самолетные. К наземным радиотехническим средствам относятся: прив ...
» Методика проведения занятий В пионерском лагере из-за непродолжительной работы кружка важное значение приобретает организация и содержание каждого занятия. Вопросы методики проведения занятий, их организационная четкость во многом определяются опытом руководителя. Большую часть руководителей кружков в пионерских лагерях составляют энтузиасты технического творчества, слабым местом которых является недостаточное знани ...
» Метательные модели планеров За последние несколько лет во многих странах (особенно в ЧССР) широкое распространение получили метательные модели. Небольшие, размахом около полуметра и массой 25 — 30 г, они производят впечатление игрушек. Но их летные качества лучше, чем у бумажных предшественников. Запускаемые вверх резким броском руки, они способны на стремительный старт. Для них не предел 10 — 15.м высоты, наб ...
» Магнитные поля, действующие на картушку компаса, установленного на самолете На картушку магнитного компаса, установленного на самолете, действуют следующие поля: 1) магнитное поле Земли (оно стремится направить стрелку магнитного компаса по магнитному меридиану); 2) постоянное магнитное поле самолета; 3) переменное магнитное поле самолета; 4) электромагнитное поле, создаваемое работающим электро- и радиооборудованием самолета.
» Модель планера «Малыш» Модель планера «Малыш» (рис. 25) оправдывает свое название — ее длина всего 500 мм, а размах крыла около 600 мм. В отличие от предыдущей «схематички» у этого планера крыло сделано объемным. Постройку модели лучше начать с фюзеляжа. Из фанеры или липовой пластины толщиной 4—5 мм выпиливают пилон. В носовой его части делают вырез для загрузки балласта при регулировке, который потом ...
» Первые воздушные змеи Воздушный змей сегодня нередко воспринимается только как игрушка для детского развлечения. Но мало кто знает, что он имеет давнюю и интересную историю. Первые воздушные змеи появились около четырех тысяч лет назад. Родина их — Китай. Самой распространенной была форма змея-дракона, что, возможно, и определило название «воздушный змей». Современные воздушные змеи совершенно не напоминаю ...
» Предполетная проверка НИ-50БМ Для проверки НИ-50БМ перед полетом необходимо: 1. Включить электропитание прибора по переменному и постоянному току. 2. Включить и подготовить к работе ГИК. Показания ГИК после согласования и показания автомата курса навигационного индикатора не должны отличаться более чем на ±2°. 3. Установить на автомате курса и задатчике ветра МУК=МК самолета. 4. Ввести в задатчик ветра направлен ...
» Корректировка показаний КС-6 для отсчета курса по магнитному меридиану аэродрома посадки В тех случаях, когда полет выполняется с ортодромическим курсом на аэродром, где горизонтальная составляющая геомагнитного поля мала, необходимо до начала снижения с эшелона установить на УШ курс полета самолета относительно магнитного меридиана аэродрома посадки. Для этой цели в режиме «ГПК» устанавливают УШ на отсчет:ОМКа = МКГ + (± Δм.м.с) + (λа—λм.с) sin φcp ...
» Выход на исходный пункт маршрута В гражданской авиации при полетах по трассам в качестве ИПМ берется аэродром вылета. В отдельных случаях при внетрассовых полетах ИПМ может быть ориентир, расположенный на некотором расстоянии от аэродрома вылета. Полет по заданному маршруту начинается от ИПМ. Поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить точный выход на него. Маневр выхода на ИПМ намечается с таким расчетом, чтобы самолет прошел ...
» Сущность устранения (компенсации) полукруговой девиации Очевидно, что для устранения полукруговой девиации необходимо при помощи постоянных магнитов создать силу, равную по величине и противоположную по направлению силе, вызывающей девиацию. Полукруговая девиация вызывается силами СλН и ВλН и устраняется на четырех курсах: 0, 90, 180, 270° при помощи постоянных магнитов девиационного прибора.
» Перевод футов в метры и обратно Футы переводятся в метры, а метры в футы по формулам: Hм = Hфуты:3,28; Hфуты = Нм·3,28. Чтобы перевести футы в метры, на НЛ-10М необходимо индекс ФУТЫ шкалы 14 установить по шкале 15 на данное число футов, а против деления 100 или 1000 шкалы 14 отсчитать по шкале 15 число метров рис. (4.10).
» Пенопласт в авиамоделизме В конструкции многих моделей, предлагаемых в этой книге, применяют пенопласт. Поэтому логичным будет предложить некоторые практические советы по работе с ним. Пенопласт — вспененный полистирол нли полихлорвинил, обладает низкой плотностью и большими возможностями. Для изготовления авиамоделей применяют в основном пенопласт марки ПС (полистирольный), ПХВ (полихлорвиниловый) и упаковоч ...
» Расчет истинной воздушной скорости по узкой стрелке КУС Узкая стрелка КУС связана с дополнительным механизмом, состоящим из блока анероидных коробок, который автоматически вводит методическую поправку на изменение плотности воздуха с высотой полета, если температура воздуха изменяется с высотой в соответствии со стандартной атмосферой. Поэтому при температуре на высоте полета, не соответствующей расчетной, узкая стрелка будет указывать истинную скоро ...
» Поляра автожира Для выполнения аэродинамического расчета автожира необходимо вычислить поляру всего автожира. Почти все существующие автожиры помимо основной несущей поверхности - ротора - имеют еще небольшое неподвижное крыло, расположенное под ротором. Поэтому прежде всего в нашу задачу должно войти определение поляры комбинированной несущей поверхности, состоящей из ротора и крыла; очевидно, что, имея такую по ...
» Использование КС-6 в полете Курсовая система позволяет выполнять полеты с локсодромическими и ортодромическими путевыми углами. Полеты по локсодромии рекомендуются в умеренном и тропическом поясах при условии, что участки маршрута имеют протяженность не более 5° по долготе. В этом случае средний ЗМПУ участка должен отличаться от значений ЗМПУ на концах участка не более чем на 2°. Если эта разность более 2°, участок должен ...
» Полеты по ортодромии - Необходимость полета по ортодромии В гражданской авиации имеются самолеты, обладающие большой дальностью полета. На таких Самолетах совершаются регулярные полеты по трансконтинентальным и межконтинентальным авиалиниям. Эти самолеты имеют специальное оборудование, позволяющее выполнять полеты по ортодромии. Необходимость перехода к полетам по ортодромии вызвана требованием повышения точности самолетовождения.
Система «Трасса» может быть использована в следующих режимах: «ДИСС», «Память» и автономный режим работы навигационного вычислителя («АНУ»). Использование системы «Трасса» в режиме «ДИСС». В этом случае штурман обязан: а) Перед вылетом: 1. Установить на щитке управления левый переключатель в положение «Выключено», а правый — в положение «Суша» (при полете над водной поверхностью — в положение «Море»). 2. Переключатель «ДИСС — АНУ» поставить в положение «ДИСС». 3. Установить переключатель «Счетчик» в положение «Выключено». 4. Установить стрелки счетчика координат в нулевое положение. 5. Установить на задатчике угла карты значение ОЗМПУ первого участка маршрута. 6. Включить АЗС с надписью «АНУ, Трасса». 7. Перед взлетом включить систему, для чего левый переключатель на щитке управления перевести в положение «Вкл.», при этом загорается зеленая сигнальная лампочка. б) После взлета: 1.He ранее чем через 2 мин после включения системы и на высоте полета не менее 200—300 м включить высокое напряжение, для чего левый переключатель перевести в положение «Высок.», при этом на щитке управления загорается красная сигнальная лампочка. 2. Через 3 мин после включения высокого напряжения система начинает работать и выдавать на указатель текущее значение путевой скорости и угла сноса. 3. При проходе ИПМ включить счетчик координат, для чего переключатель «Счетчик» поставить в положение «Включено». 4. Для полета по ЛЗП взять курс следования, который в сумме с углом сноса, снятым с указателя, был бы равным ОЗМПУ, т.е. ОМК+(±УС)=ОЗМПУ. 5. Рассчитать время прибытия на КО (ППМ) по путевой скорости, отсчитанной на указателе. 6. Когда необходимо определить место самолета, произвести отсчет показаний счетчика координат, а затем отложить по ЛЗП пройденное расстояние, отсчитанное по стрелке «С», и от полученной точки отложить ЛБУ, отсчитанное по стрелке «В». Для повышения точности выдачи системой координат места самолета необходимо точно устанавливать начальные координаты, периодически производить корректировку показаний счетчика координат и своевременно переходить на систему отсчета координат следующего участка маршрута. За начальные координаты места самолета могут быть взяты координаты аэродрома вылета или координаты любой точки на маршруте, точный пролет которой легко определить с помощью бортового радиолокатора, радиокомпаса, РСБН-2 или визуально. Начальные координаты места самолета определяются по полетной карте, подготовленной для использования системы «Трасса», и устанавливаются на счетчике координат. Включать счетчик следует точно в момент пролета намеченной точки. Система «Трасса» ведет счисление пути с учетом курса, угла сноса, путевой скорости и путевого угла. Так как все эти элементы измеряются с определенной точностью, навигационный вычислитель вырабатывает координаты места самолета с некоторыми погрешностями, которые по мере удаления самолета от места установки начальных координат возрастают. Для повышения точности счисления пути системой «Трасса» необходимо периодически осуществлять в полете корректировку показаний счетчика координат путем перевода его стрелок на фактические координаты места самолета, определенного штурманом с помощью самолетного радиолокатора, системы РСБН-2 или визуально. После сброса накопившихся погрешностей система в течение некоторого времени будет более точно выдавать координаты места самолета. Наиболее удобно корректировку показаний счетчика проводить в момент пролета траверза радиолокационного ориентира или траверза радиомаяка системы РСБН-2 (рис. 20.4). В этом случае координата Сф самолета будет равна координате радиолокационного ориентира С, т. е. Сф = С, а координата Вф — разности координаты радиолокационного ориентира и горизонтальной дальности от самолета до радиолокационного ориентира, т. е. Вф=В—ГД, если радиолокационный ориентир расположен справа от ЛЗП, или Вф=ГД—В, если этот ориентир слева от ЛЗП. Обнаружив, что самолет уклонился, необходимо выйти на ЛЗП. Для этого самолет разворачивают в сторону ЛЗП и продолжают полет до прихода стрелки «В» на нуль, после чего самолет устанавливают на курс следования, равный ОМК= ОЗМПУ— (±УС).
При полете на больших скоростях выход на новое направление производится с учетом радиуса разворота. Вследствие этого разворот начинают до выхода на ППМ на расстоянии, равном линейному упреждению разворота (рис. 20.5). Переход на систему отсчета координат очередного участка маршрута обычно осуществляется в точке начала разворота. Для точного выхода на новую ЛЗП и перехода на систему отсчета координат следующего участка маршрута необходимо: 1. До подлета к ППМ рассчи тать ЛУР и координаты точки начала разворота по отношению нового участка маршрута. Расчет этих элементов производится по формулам: ЛУР = RtgУР/2; С = ЛУРсоsУР; В = ЛУР sin УР. В практике координаты точки начала разворота рассчитывают на НЛ-10М. Для этого треугольный индекс шкалы 4 подводят против линейного упреждения разворота, взятого по шкале 5. Затем против угла разворота, взятого по шкале 3, отсчитывают по шкале 5 значение координаты В, а против разности 90° — УР — значение координаты С. Координаты точки перехода можно измерить непосредственно по карте в период подготовки к полету. 2. Удерживая стрелку «В» счетчика координат на нуле, наблюдать за стрелкой «С». Когда она покажет пройденное расстояние, равное разности длины участка и ЛУР, начать разворот для выхода на новый участок маршрута. 3. В момент начала разворота быстро и точно установить на задатчике угла карты ОЗМПУ следующего участка маршрута, а на счетчике координат — рассчитанные координаты точки начала разворота. 4. Выполнить разворот с заданным креном, наблюдая за показанием стрелки «В». 5. Если после окончания разворота стрелка «В» не будет на нуле, то доворотом самолета в сторону ЛЗП добиться ее прихода на нуль, после чего продолжать полет с расчетным курсом следования, равным ОМК=ОЗМПУ—(±УС). Такая методика перехода на новую систему отсчета координат позволяет использовать показания счетчика координат для выхода на новую ЛЗП и для точного последующего счисления пути после разворота.
Использование системы «Трасса» в режиме «Память». Режим «Память» может быть включен преднамеренно путем установки левого переключателя в положение «Пам» либо автоматически в случае прекращения поступления отраженных сигналов при кренах самолета более 10° или в случае полета на большой высоте над спокойной водной поверхностью. Переход системы на работу в режим «Память» сигнализируется загоранием табло с надписью «Память», расположенного на указателе угла сноса и путевой скорости. В режиме «Память» система ведет счисление пути с учетом курса, истинной воздушной скорости запомненных составляющих вектора ветра. В этом случае счисление пути будет выполняться с допустимыми погрешностями в течение 15—20 мин, так как фактические данные о ветре изменяются и не будут равны тем, которые запомнил навигационный вычислитель. Хотя точность счисления пути в режиме «Память» несколько ниже, этот режим обеспечивает непрерывность счисления пути при временном прекращении поступления отраженных сигналов, чем повышается надежность работы системы. Использование системы «Трасса» в автономном режиме работы навигационного вычислителя («АНУ»). Автономный режим работы системы является резервным и применяется только при длительном отключении ДИСС. При включении системы в этот режим в схему навигационного вычислителя подключается задатчик ветра и дальнейшая работа вычислителя становится аналогичной работе навигационного индикатора НИ-50БМ. Для использования системы «Трасса» в автономном режиме работы необходимо: 1. Установить переключатель «ДИСС — АНУ» в положение «АНУ». 2. На задатчике ветра установить угол карты, равный ОЗМПУ, направление навигационного ветра и его скорость. 3. На задатчике угла карты установить ОЗМПУ данного участка маршрута. Точность счисления пути в автономном режиме работы зависит от точности и частоты определения ветра. Поэтому для уменьшения ошибок счисления пути ветер следует определять и устанавливать на задатчике ветра через каждые 15—20 мин полета.