Летательные аппараты > Воздушные змеи > Пилотажный змей «Акробат»

Пилотажный змей «Акробат»


Пилотажный змей «Акробат» (рис. 10) сконструировал моск­вич А. Милорадов. Основа змея — дельтавидное крыло. От классического крыла Рогалло «Акробат» отличается удлинен­ной центральной рейкой. Это сделано для повышения про­дольной устойчивости. Угол между боковыми рейками-лон­жеронами составляет 156° и является оптимальным. Попе­речную устойчивость обеспечи­вают приподнятые относитель­но центральной рейки концы боковых лонжеронов.
Своеобразным стабилизато­ром является хвост змея, дли­на которого составляет 6 м. Если ленту, предназначенную служить в качестве хвоста, сделать   короче,   аппарат   поте­ряет продольную устойчивость, длиннее — существенно   ухудшится управляемость.
 
Пилотажный змей «Акробат»
 
Рис. 10. Пилотажный змей «Акробат»:
1 —- носовая сппца; 2 — фиксатор; 3 — крючок фпксатора; 4 — трубка шарппра; 5 — ухо шарпнра; 6 — центральная пружппа; 7 —стакан; 8 —парус; 9 — боковая рейка-лонжерон; 10 — центральная Рейка-лонжерон; 11— баланспровочпыя груз; 12 — хвостовая свнца; 13 — карабпн; 14 — фигурный кронштейн; 15 — хвостовая лента
 
Управляется змей двумя ле-ерами длиной по 70 м. Использовать более длинные нет смысла, так как это повлечет запаз-дывание команд и неточность их передачи.
Работу над пилотажным зме-ем начинают с изготовления ме­таллических деталей.  Прежде всего сгибают пружинный шар-нир. Для него потребуется про­волока ОВС диаметром 3 мм. Из проволоки той же марки диаметром 2 мм делают две оси шарниров, а диаметром 1 мм — два крючка фиксатора, носовую и хвостовую спицы,  а также хвостовой карабин.
Для укрепления боковых ре­ек-лонжеронов потребуются че­тыре жестяные трубки с внут­ренним диаметром 3,5 мм; две из них запаивают с одной сторо­ны, а к двум другим припаи­вают крючки фиксаторов и уш­ки шарнира из жести толщи­ной 0,6 мм.
Рейки-лонжероны — из сухой мелкослойной ели. После пред­варительной обработки их тща-тельно вышкуривают и покры-вают эмалитом. Следует отметить, что лонжероны имеют ми­нимальные поперечные размеры и работают на пределе прочнос­ти, поэтому не следует умень­шать их сечения.
Сборку каркаса начинают с установки на центральном лон­жероне носовой спицы и пружины, а затем хвосто­вой спицы и карабина. Узлы крепления фиксируют нитка­ми с клеем. Тем же спосо­бом  закрепляют   на   боковых лонжеронах жестяные «стакан­чики».
Далее в прорези на корневых частях боковых реек-лонжеро­нов необходимо вставить оси и посадить на них шарниры, после чего лонжероны надевают на «усы» центральной пружины и притягивают, как показано на рисунках,    резиновой    нитью.
Оболочку крыла (парус) склеивают из лавсановой плен­ки с помощью липкой ленты-скойча. Такой парус обладает лишь одним недостатком — не­высоким, особенно в морозную погоду, полетным ресурсом — не более 50 ч.
В последних вариантах «Ак­робата» использовался парус из ткани типа «болонья», имеющей большую прочность и долговеч­ность. Но эта ткань гигроско­пична, и поэтому в дождливую погоду аппарат тяжелеет и ле­тает «неохотно». После полетов парус из болоньи обязательно просушивают. Для первых пи­лотажных змеев лучше восполь­зоваться тонким полиэтиленом.
Закрепив парус на каркасе, змей запускают как планер; правильно отрегулированный, он должен пролетать не мень­ше 20 м. Если «планер» пики­рует, на его хвостовой части закрепляют грузик — неболь­шую полоску свинца.
Для уздечки потребуется кап­роновая нить или леска дли­ной 4—5 м. Ее концы привязы­вают к боковым лонжеронам, а середину — к центральному. Змей приподнимают за два об­разовавшихся кольца и подве­шивают так, чтобы носовая спица касалась пола, а хвосто­вая была приподнята на 50— 80 мм. В точках подвески следует завязать по петле — к ним крепят леера управления.
Хвост — капроновая лента шириной 70 мм и длиной 6 м Для его фиксации к хвоствому карабину необходимо согнуть фигурный кронштейн из алюминиевой проволоки диаметром 2 мм. Прочные кронштейны делать нежелательно — при зацепах алюминиевый сгибается и змей теряет лишь хвост, но не ломается.
Леера изготовляют из капро­новой лески. Основное требова­ние к ним — прочность: каждый должен выдерживать на разрыв не менее 5 кгс. Леера крепят к уздечке карабинами, свобод­ные их концы соединяют пере­мычкой длиной 1,6 м, нк кото­рую насаживают ручки управ­ления — отрезки дюралюминие­вых труб диаметром 12—15 мм и длиной 70—80 мм.
При первых запусках не за­бывайте, что «Акробат» чутко реагирует буквально на каждое движение ручек.
Осваивать управление зме­ем и овладевать первыми фигу­рами пилотажа лучше всего при скорости ветра 5—10 м/с. Для этого леера растягивают на земле по ветру, подсоеди­няют их к уздечке, а затем к центральному лонжерону кре­пят хвост. Помощник припод­нимает аппарат до уровня плеч и удерживает его за централь­ную пружину. Пилот перебра­сывает перемычку за спину и взявшись за ручки управления натягивает нити и подает команду на старт. Помощник выпускает змей легким толч­ком вверх.
Подниматься в небо он дол­жен плавно, постепенно набирая скорость. На отклонения его от курса, даже самые незначи­тельные, необходимо реагиро­вать быстрыми, но нерезкими движениями ручек управления. После набора высоты устанав­ливают «Акробат» строго по ветру и обращают внимание на расположение ручек. Если они находятся не на одном уровне, то змей сажают и укорачива­ют один из лееров.
Управлять пилотажным зме­ем не слишком сложно. Если потянуть, например, за правый леер, «Акробат» начнет повора­чивать вправо, но стоит вновь выровнять ручки управления, как он полетит прямо в том направлении, которое ему за­дали.
Петли выполняют также натяжением одного из лееров. На­чав делать петлю, не выравни­вают ручки до тех пор, пока змей не выйдет из пикирования и не начнет подниматься. Сде­лав несколько петель в одну сторону, разворачивают его и делают столько же в другую сторону, чтобы тем самым раз­мотать леера.
Старайтесь, чтобы петли бы­ли «круглыми», и отработайте их выполнение до автоматиз­ма. Попробуйте в определен­ные фазы разворотов включать прямолинейный полет, это сде­лает петли «квадратными», «треугольными» или даже «шес­тигранными».