Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_247.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Кордовые модели самолетов > Пилотажная модель «Акробат»
Пилотажная модель «Акробат» |
Пилотажная модель «Акробат» (рис. 35), разработанная московскими авиамоделистами, обладает хорошей управ^ ляемостью и высокой устойчивостью при выполнении фи» гур пилотажного комплекса. Крыло с большим удлинением заметно уменьшает потери скорости на отдельных участках фигур высшего пилотажа.
Фюзеляж — непривычной для современных «пилотажек» конструкции — с чрезвычайно короткой носовой частью. Его основой служат две плоские липовые боковины, пристыковываемые при сборке к смонтированным на крыле брускам моторамы. Носовую часть фюзеляжа дооформляют верхней и нижней половинами «капота», выдолбленными из липы и приклеенными к мотораме, боковинам и шпангоутам. Затем устанавливают рейки хвостовой балки, брусок крепления шасси, хвостовые реечные шпангоуты и зашивку под стабилизатор. Вклеивать «полик» кабины удобнее после отладки системы управления. Установка же нижней обшивки фюзеляжа не влияет на очередность операций. ![]() ![]() Рис. 35. Пилотажная модель «Акробат»:
а — чертеж; б — элементы конструкции; 1 —кок винта; 2—моторама; 3— капот; 4—передний шпангоут; 5—шпангоуты; 6—фонарь; 7—верхний стрингер; 8—фальшкиль; 9— хвостовая бобышка; 10— обшивка хвостовой балки; 11 — нижний стрингер; 12— бобышка крепления стойки; 13 — обтекатель; 14— стойка шасси; 15—колесо; 16—обтекатель шасси; 17 — законцовка; 18 — направляющая троса управления; 19 — передняя кромка; 20— трос управления; 21 — нервюра; 22 — отверстие для стойки шасси; 23 — качалка управления; 24 — центральная нервюра; 25 — топливный бак; 26 — кронштейн качалки; 27 ~ кронштейн привода закрылков; 28 — закрылок; 29 — стабилизатор; 30 — руль высоты; 31—обшивка центроплана; 32 — тяга привода закрылков; 33 — кабанчик закрылков; 34 — тяга руля высоты; 35 — кронштейн руля высоты Крыло по конструктивной схеме напоминает плоскости моделей воздушного боя. Переднюю кромку-лонжерон
вырезают из сосны. В корне сечение заготовки составляет 18X25 мм, к концу консоли ее уменьшают соответственно хорде в два раза. Масса такой кромки после доводки профиля довольно значительна— около 150 г. Однако если учесть, что фюзеляж очень .легок, а хвостовое оперение «легче пуха», то почему бы не вложить излишки массы в технологичную, прочную, расположенную близко от центра тяжести кромку-лонжерон. Такой элемент даже полезен — он способствует увеличению момента инерции по крену. Необычный, слишком тонкий профиль на первый взгляд вызывает определенные сомнения. Однако, как показали первые же испытания, переход на упрощенную профилировку не дает каких-либо заметных ухудшений летных свойств, а тонкий" профиль обеспечил возможность создания гибкого крыла, дополнительно улучшающего характеристики модели при резких эволюциях. Впрочем, гибким крыло является .только в верхнем и нижнем направлениях, так как на крутку консоли оказались на удивление жесткими. Задняя кромка сделана облегченной, в виде буквы Т. Это позволяет без прогибов выдержать натяжение обшивки между редко поставленными нервюрами. Каркас крыла замыкают прочными сосновыми законцовками, связанными с передней кромкой фанерными врезными косынками, с задней — кромкой, подкрепленной легкими косынками. Небольшой изгиб кромки лонжерона образован при сборке за счет стягивания хвостовиков законцовок задней кромкой. Такой прием обеспечивает компенсацию незначительных неточностей установки деталей по углу атаки. Нервюры, вырезанные с минимальными припусками, вклеивают в собранный силовой контур после отверждения соединяющего его клея. Стыки деталей усилены треугольными рейками. Сборку центроплана крыла ведут в следующем порядке: усиление задней кромки, топливный бак с узлом качалки управления и тягой закрылков, центральная нервюра из двух половин (верхней и нижней) и полунервюра, обшивка центроплана. После окончания сборки каркаса вклеивают узлы вывода тросов управления. В правой консоли заделывается груз массой 15 г, после чего особенно тщательно устанавливают бруски моторамы и в них заклеивают винты МЗ для крепления двигателя. Закрылки имеют предельно облегченную конструкцию. Благодаря значительному сужению и соответственно большой ширине и толщине в корне они получаются достаточно жесткими на кручение. Для окантовки закрылков применяют тонкие липовые рейки. Задача окантовки — предохранить пенопласт от воздействия температуры при обтяжке лавсановой пленкой и как бы раздвинуть по передней кромке 'закрылка обшивку. От завала на сторону последнюю предохраняют легкие полунервюры, не касающиеся обшивки.
Горизонтальное оперение по конструкции полностью повторяет закрылки. Обшивку центральной части стабилизатора приклеивают на полунервюры, концы стабилизатора несут небольшие килевые шайбы. Заметим, что основная их функция — не улучшение внешнего вида пилотажной, а повышение эффективности оперения, так как устраняются концевые перетекания при значительных углах отклонения руля. Шасси изготовляют по велосипедной схеме. Конструкция стойки ясна из рисунка, перо вилки несет небольшое колесо. Хвостовая часть обтекателя с «пяткой» надежно удерживает хвост модели от опускания на взлете и посаДке, а крен предотвращают легкие костыли на концах консолей. Система управления — обычного типа. Надо упомянуть лишь разные длины поводков при нейтральном положении рулей. Эта разница равна 100 мм и служит для предохранения карабинов корд от сцепливания. Обшивка всей модели — из металлизированной лавсановой пленки на клее БФ-2. Исключение составляет только фюзеляж. Для повышения жест-кости на кручение его обшивают кабельной бумагой средней толщины. Фальшкиль монтируют после пробных запусков; он служит своеобразным грузом, позволяющим точно подобрать положение Центра тяжести. Центр тяжести указан на чертеже. Возможно, потребуется несколько изменить его Положение, чтобы добиться Максимальной устойчивости и Управляемости. Однако надо отметить, что и приведенное значение обеспечивает отличное сочетание этих характеристик при довольно переднем значении центра тяжести — около 24 % по САХ (критическая центровка подобной по-лупланерной схемы соответствует примерно 35 %). Мотоустановка — серийный микродвигатель КМД-2,5 с деревянным воздушным винтом 230Х130 мм и с баком объемом около 80—100 см3, работающим под давлением. Эта система питания надежна, тем более что добиться от «дизеля» хотя бы мало-мальски удовлетворительной перегазовки на фигурах невозможно. Зато режим на всех фигурах при подаче топлива из бака под давлением надежнее, он не меняется по мере выработки топлива, да и на четких углах при выполнении фигур снижение оборотов не так заметно. Основные данные «Акробата» таковы: размах 1500 мм, площадь крыла 28 дм2, площадь стабилизатора 5 дм2, полетная масса 720 г. |