Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_254.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Кордовые модели самолетов > Кордовая модель самолета «Универсал»
Кордовая модель самолета «Универсал» |
Универсальную кордовую модель самолета (рис. 42) разработали юные техники Тимирязевского района Москвы. Их модель воздушного боя после небольших дополнений становится пилотажной. В ней удачно сочетаются и маневренность и устойчивость, что позволяет вести воздушный бой и выполнять фигуры пилотажного комплекса. В то же время эту модель не отнесешь к категории сложных, она вполне доступна для изготовления в кружке пионерского лагеря.
Крыло модели выполняют по классической нервюрно-лон-жеронной схеме (рис. 43). Для увеличения маневренности, особенно на малых скоростях полета, профиль выбран обычным, симметричным. Материалом для нервюр стал тунг, идущий на ящики из-под фруктов. Пластины строгают до толщины 2 мм, а затем после сборки с помощью винтов в пачки обрабатывают по профилю и облегчают. В заключение их покрывают эмалитом, что хорошо предохраняет довольно хрупкую древесину тунга от растрескивания. На нервюры может пойти и двухмиллиметровая фанера. Ее применение лишь немного увеличит массу модели, зато она станет прочнее. ![]() Рис. 42. Кордовая модель самолета «Универсал»: а—модель в сборе; б— силуэт модели в пилотажиом варианте; в — качалка управления; г — кабанчик; д — топливный бачок; 1-моторама; 2— двигатель КМд-2,5; 3—обшивка лобика; 4 — обшивка крыла; 5 — загрузка внешнего крыла (свинец массой 25 г); 6— внешняя законцовка; 7 — задняя кромка; 8. 10 — нервюры; 9— контур зализа; 11—лонжерон; 12—трос управлений; 13— внутренняя законцовка; 14— передняя кромка; 15—полунервюра; 16—стабилизатор; 17 — руль высоты; 18. 21 — силовые лонжероны; 19, 23, 25—шпангоуты; 20'—законцовка балки; 22 — тяга; 24—раскос; 26 — посадочный гребень моторамы; 27 — связки лонжеронов с законцовками; 28 — стенка лонжеронов ![]() Рис. 43. Основные узлы кордовой модели «Универсал»:
а — сборка моторамы; б — конструкция центральной части крыла; в — сборка стабилизатора и руля высоты; г — горизонтальное хвостовое оперенне из пенопласта; д — конструкция съемного шасси; е— конструкция фонаря ![]() Рис. 44. Однолопастный воздушный винт: 1—лопасть; 2— втулка; 3 — противовес; 4— шпилька; 5 — линия обработки; 6 — контур лопасти для пилотажной модели; 7 — контур для модели воздушного боя Из тунга вырезают н полунервюры, поддерживающие мягкую обшивку на самом искривленном участке профиля. Носовую часть двух центральных нервюр не облегчают — они несут бобышку крепления моторамы, а центральные полунервюры делают из фанеры. Сборка крыла не представляет трудностей. Ее, как и сборку всей модели, ведут на эпоксидном клее, который компенсирует неточность изготовления отдельных деталей. Но это крайность. Нужно стремиться, чтобы каркас крыла держался даже без клея, тогда конструкция получится легкой и прочной. Топливный бачок паяют н проверяют на герметичность перед началом монтажа элементов набора. Дело в том, что его «намертво» заклеивают в центроплан. Все трубки бачка выводят через отверстия в фанерной обшивке лобика. Закончив сборку крыла, можно приступать к зашивке межлонжеронного пространства, установке груза и качалки. После того как обшивка лобика будет подогнана по месту к набору и трубкам бачка, ее клеят. Пока клей затвердевает, собирают мотораму. Винты крепления двигателя заклеивают в ней после сборки в отверстиях с нарезанной резьбой. На выступающие концы винтов монтируют двигатель и крепят его гайками с разрезными шайбами, а головки закрывают тонкой фанерой. Такая система самая надежная: топливо никогда не просочится в древесину моторамы, она не будет сминаться. Выводя трубки дренажа бака, их загибают навстречу потоку и обрезают на одинаковом расстоянии от передней кромки крыла. Только тогда мотор будет работать в одном режиме при любом положении модели в воздухе и при маневрах. Этого же можно добиться, использовав наддув бака давлением, отбираемым из картера двигателя. В последнем случае одна дренажная трубка после заправки топлива заглушается. На одной из таких моделей стабилизатор был наборным. Он может показаться сложным, но на самом деле это один из простых вариантов, если воспользоваться следующей технологией. Прежде всего контур оперения переносят с чертежа на фанеру, затем вырезают и облегчают. На этот плоский «стапель» накладывают набор из нескольких реек и пластин лампы... и стабилизатор с рулем высоты готов. Изготовление кажущегося более простым пенопластового варианта занимает намного больше времени, он менее прочен, но зато значительно легче. Стабилизатор устанавливают на балке-фюзеляже. Она собрана из реек и имеет небольшую массу, что значительно повышает маневренность. Жесткость балки на кручение обеспечивает необычно положенная обшивка. Собрав и пристыковав к крылу всю хвостовую часть, проводят тяги к рулю высоты. Тонкая проволока тяги проходит через небольшие отверстия в шпангоутах, поэтому даже при заклиненном руле и одном натянутом тросе управления она не деформируется. Да и усилия на ней незначительные — роговая аэродинамическая компенсация почти полностью уничтожает шарнирные моменты, «рога» частично обеспечивают и весовую балансировку непривычно большого руля высоты. Проверив легкость хода и одинаковость углов отклонений руля, модель обтягивают. На крыло с фюзеляжем идет четыре раскроенных куска лавсановой пленки, привариваемой к каркасу с помощью утюга на клее БФ-2, «Уникум» или Н-88. По всем кромкам делают подворот пленки на 5— 10 мм: образуется «замок» и обшивка не отлетит от каркаса при самых жестких ударах, предохраняя и сам каркас. Пленку накладывают на кромки и нервюры с носиками. Но к двум центральным нервюрам крыла и шпангоутам фюзеляжа ее не приваривают, так что после проглаживания горячим утюгом лавсан натягивается и образует эффективный зализ, страхующий фюзеляж от круток в полете. Мотораму покрывают эмали-том или другим нитролаком. Красить саму модель или не красить, зависит от желания конструктора. Центровка полностью укомплектованной модели должна находиться в 60—65 мм за передней кромкой крыла. При большой площади оперения это обеспечит устойчивый горизонтальный полет и отличную управляемость. Тем, кто не имеет достаточного опыта в пилотировании «бойцовки», можно сдвинуть центр тяжести на 15—20 мм вперед, загрузив носовую часть модели. Модель оснащают двигателем КМД с серийным капроновым винтом 248X130 мм, обрезанным до диаметра 220 мм. Но ее поведение в воздухе заметно улучшается при установке на мотор одно-лопастного винта собственного изготовления. Приводим чертежи пропеллера для микродвигателя КМД-2,5 (рис. 44). Вырезают лопасть из плотной древесины типа бука или граба, комель подгоняют под выточенный из стали и отфрезерованный противовес. После лакировки на лопасти с помощью смолы закрепляют втулку и противовес. Когда клей затвердеет, через стальную щеку и комель сверлят сквозные отверстия и в них на смоле плотно вставляют шпильки из проволоки ОВС. Готовый винт тщательнейшим образом балансируют, стачивая противовес, поэтому лучше заготовить его с небольшими припусками. На рис. 44 он показан «чистовым». Для модели в пилотажном варианте устанавливают шасси, укрепляя стойки в бобышки на крыле, и хвостовой костыль. Облагородит модель, придаст ей самолетный вид простейший фонарь и кок винта. Для ответственных стартов монтируют глушитель выхлопа. Все эти усовершенствования немного сместят центр тяжести миниатюрного самолета вперед, что улучшит его поведение в любой точке полусферы при выполнении фигур пилотажного комплекса. |