Летательные аппараты > Модели планеров > Модель спортивного планера
Модель спортивного планера |
Модель спортивного планера (рис. 17). Материалом для ее изготовления служит плотная бумага, а инструментом — только простые ножницы.
Перед тем как приступить к работе над моделью, внимательнее ознакомимся с одним из свойств бумаги — ее способностью сгибаться. Возможно, каждый из нас замечал, что плотная бумага иногда хорошо сгибается, иногда плохо, образуя складки. Это зависит от того, совпадает линия сгиба с направлением волокон или нет. Чтобы определить расположение волокон, проделайте такой опыт. Сложите отрезок бумаги вдоль, потом поперек. Один из сгибов получится ровный, без узлов, по нему бумага легко складывается. Этот сгиб — вдоль волокон. Другой сгиб образует по линии складки, бугры, неровности. Этот сгиб — поперек волокон. Складывая так бумагу, ломаете ее волокна. Из бумаги вырезают шесть частей спортивного планера: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль, груз и лонжерон. Следует обратить внимание, что на рисунке даны только половины шаблонов этих частей. Все они, за исключением груза и лонжерона, вырезаются из сложенных вдвое листов бумаги. Порядок изготовления модели показан на рис. 17. Для крыла полоску бумаги длиной не менее 33 см складывают, загнув один край на 3—4 см. На заготовку наносят продольные и поперечные линии. Сторона квадрата составляет 2 см. Затем перерисовывают форму крыла в плане и вырезают. ![]() Рис. 17. Модель спортивного планера: а —общий вид: 6 — шаблоны деталей; в — порядок изготовления крыла; г — порядок сборки модели 1 — фюзеляж. 2 — груз; 3 — крыло; 4 — киль; 5 — руль поворота; 6 — руль высоты: 7 — стабилизатор 8 — элероны; 9 — заготовка крыла; 10 — развертка крыла; 11 — прокладка; 12 — шпилька (8 шт ) Полоски бумаги для фюзеляжа, прокладки и киля складывают вдоль, а для стабилизатора — поперек. В верхней складке фюзеляжа делают два выреза. В них вставляют крыло и стабилизатор. Прокладку вырезают на глаз, она должна быть прямой и не шире, чем показано на рисунке. Груз выполняют из бумаги любой плотности. Сборку модели ведут в следующем порядке. Между половинами крыла и стабилизатора помещают прокладку складкой вверх. Ножницами прокалывают отверстия в двух местах фюзеляжа, основания крыла и прокладки. В каждый прокол вставляют шпильку, туго затягивают, а лишние концы срезают. Прежде чем закрепить стабилизатор, устанавливают киль. Место крепления прококалывают и вставляют две шпильки. Не отгибая крыло и стабилизатор, устанавливают груз. Крыло отгибают вровень с верхним краем фюзеляжа и так, чтобы совпали точно оба его края. Стабилизатор отгибают так же, как и крыло, но линия его сгиба должна идти не по верхней кромке фюзеляжа, а чуть наклонно — задняя кромка стабилизатора должна быть на 1 мм выше передней. Крыло, пока в него не вставлен лонжерон, может легко отклоняться вверх или вниз и еще не способно поддерживать модель в полете. Заготовку лонжерона перегибают мелкими складками шесть—восемь раз, остаток бумаги срезают, концы заостряют и проглаживают ножницами. Для установки лонжерона делают надрезы по верхнему слою крыла у переднего края. В одну прорезь сначала вставляют весь лонжерон, затем острым концом ножниц передвигают его в .прорезь второй половины и устанавливают точно посередине. Остается вставить по одной шпильке в каждую половину крыла сзади лонжерона. Готовую модель регулируют, чтобы она летела по прямой с небольшим снижением. Проверяют центровку модели — положение центра тяжести (ЦТ) относительно крыла. Различают переднюю, заднюю и нормальную центровку. При передней центровке ЦТ модели расположен впереди крыла — носовая часть тяжелая. Такая модель будет летать носом вниз — пикировать. Чтобы изменить центровку, срезают часть груза. При задней центровке ЦТ находится сзади крыла — легка носовая часть. Модель будет кабрировать (лететь волнообразно) . Этот недостаток устраняют, добавив груз в носовую часть. Нормальная центровка, это такая, когда ЦТ модели расположен на расстоянии 1/3 ширины крыла ближе к передней кромке. До запуска необходимо проверить поперечный угол крыла и симметричность установки крыла и стабилизатора. При запуске модель держат за фюзеляж на высоте плеча. Пускают ее сильным и плавным движением прямо перед собой, горизонтально. Правильно сделанная модель должна пролететь 20—25 м. Не всегда с первого запуска удается достичь прямого, устойчивого полета. Модель круто разворачивается, резко спускается, переворачивается в воздухе. Все это может быть следствием как грубой неточности изготовления, так и неправильного запуска. Регулируют модель спортивного планера так же, как и учебную летающую модель. Только успешно проведя регулировку, можно участвовать в соревнованиях на дальность полета, точность посадки и выполнение петли Нестерова. |