Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_227.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Метательные модели плане­ров
Летательные аппараты > Модели планеров > Метательные модели плане­ров

Метательные модели плане­ров


За последние несколько лет во многих странах (особенно в ЧССР) широкое распростра­нение получили метательные модели. Небольшие, размахом около полуметра и массой 25 — 30 г, они производят впечатление игрушек. Но их летные ка­чества лучше, чем у бумажных предшественников. Запускае­мые вверх резким броском руки, они способны на стремительный старт. Для них не предел 10 — 15.м высоты, набираемые при взлете. Метательные модели планеров отличаются и хоро­шими планирующими свойства­ми — хорошо парят в восходя­щих потоках.
К моделям метательных пла­неров предъявляется одно тре­бование — обеспечить набор высоты только по инерции, от броска рукой. Основной материал для изготовления этих планеров — пенопласт различ­ных марок и сортов. Белый плотный (полистироловый) пе­нопласт даже без внешней отделки-обтяжки может дать ин­тересные результаты при изго­товлении несущих плоскостей. Более пористые сорта, с обтяж­кой поверхности бумагой, дают выигрыш по весу. Главное же при работе над моделью — вни­мательно отнестись к конструи­рованию каждого узла простого аппарата и быть предельно ак­куратным при работе над ними. Предлагаемые конструкции метательных планеров — пере­ходные. Они рассчитаны как на юных, так и на взрослых спорт­сменов. Да-да, не удивляйтесь: этот интереснейший класс на­шел признание среди широчай­шего круга чехословацких мо­делистов. Эти планеры неодно­кратно показывали хорошие ре­зультаты    на   соревнованиях.


Метательная модель планера для тихой погоды
 
Рис. 19. Метательная модель планера для тихой погоды:
1 — груз;  2— носок  фюзеляжа;  3—накладка;  4— фюзеляж;  5—руль  поворота;  6—руль  высоты; 7—киль; 8 — стабилизатор; 9—крыло; 10—усиление крыла; 11—линия максимальной толщины крыла

Модель планера для ветра

 
Рис. 20. Модель планера для ветра:
1 — груз; 2 — накладка; 3 — фюзеляж; 4 — киль; 5 — руль поворота;  6 — руль высоты; 7 — ставилзатор; 8 — усиление под палец; 9 — крыло; 10 — линия наибольшей толщины крыла
Последовательность изготовления такова. Вырезают крыло лобзиком или ножом из пластины пенопласта толщиной 7 -8 мм и обрабатывают по контуру. Выравненную по нижней поверхности заготовку несущей плоскости закрепляют на ров­ной доске. С помощью шкурки сгоняют ровный «клин», то есть уменьшают ее толщину при-мерно от середины до задней кромки. После завершения этой операции крыло профилируют по передней части. Концы кон-солей крыла («ушей» концевых частей) сошкуривают до мини-мальной толщины. Для увели­чения прочности вдоль крыла в месте наибольшей толщины
Первая, более легкая, модель (рис. 19) предназначена для по­летов в тихую погоду, вторая (рис. 20)—применяется при ветре или значительной турбу-ленции воздуха.
Работу над микропарителями начинают с подбора материала и инструмента. Понадобятся пе­нопласт для крыльев, хвостово­го оперения, клей ПВА, сосно­вые или липовые рейки для фю­зеляжей, лобзик и острый нож.
Для обработки несущих плос­костей применяют только наж­дачную бумагу трех зернистостей — средней, мелкой и тон­кой. Листы шкурки наклеивают на ровные фанерные пластины размером 50X200 мм.
приклеивают бумажную полос­ку шириной 5 мм — лонжерон, вдавливая ее в пенопласт.
Более легкий вариант (см. рис. 19) планера имеет стаби­лизатор с несущим плосковы­пуклым профилем. Технология его обработки подобна изготов­лению крыла. Второй вариант (см. рис. 20) снабжен гори­зонтальным оперением, имею­щим профиль «ровной доски» с закругленными краями.
Для образования двойного угла поперечного V крыло раз­резают на четыре части лоб­зиком, после чего стыковые по­верхности скашивают шкуркой так, чтобы стыки сложенных под требуемыми углами деталей были практически без зазоров. Неточная подгонка деталей мо­жет привести к деформациям всего крыла.
Процесс сборки моделей пер­вого и второго вариантов оди­наков. Вначале на полностью укомплектованном фюзеляже монтируют крыло. В течение всего времени высыхания клея контролируют точность взаим­ного положения деталей. Затем устанавливают с заданным на­клоном стабилизатор и киль, в котором надрезом бритвы выделяют руль поворота. Ниж­нюю поверхность корня правой консоли усиливают фанерной накладкой-опорой под указа­тельный палец. Здесь наиболее подходящим клеем будет ПВА. Он же поможет выполнить за­лиз небольшого радиуса на наиболее напряженном соеди­нении правой консоли с фюзе­ляжем. Переднюю кромку на-Кладки обрабатывают «на ус». Надо отметить, что приведен­ные   чертежи   моделей   рассчитаны на моделиста «прав­шу». Если же моделист лучше владеет левой рукой, планеры должны представлять зеркаль­ное отражение тех, что опи­саны здесь.
Внешняя отделка — оклеи­вание несущих поверхностей папиросной или микалентной бумагой. Для этой работы луч­ше применить казеиновый клей. После высыхания клея поверх­ности зачищают шкуркой и, если позволяет масса, красят нитрокрасками ярких контраст­ных цветов. Полетная масса планеров — соответственно 25 и 35 г. Вираж на взлете — правый, на планировании — левый.
Изготовление планеров за­канчивают приклейкой «пятач­ков» из крупной шкурки на обе стороны фюзеляжа. Точ­ное их расположение нужно определить самому — это зави­сит от анатомии кисти руки. При захвате фюзеляжа боль­шим и средним пальцами по­следний сгиб указательного должен точно приходиться на вырез правой консоли, вся кисть максимально открыта, указа­тельный палец отклонен назад. Только такой захват модели может обеспечить хороший бро­сок при старте.
Оба планера рассчитаны на парение с левым виражом ди­аметром около 20 м. Второй ва­риант модели можно отладить для полета и по большому кру­гу. В условиях термического восходящего потока она авто­матически уменьшит радиус виража. Требуемых характе­ристик добиваются за счет небольших (до 2—3 мм) отги­бов руля поворота влево.
Если планеры после броска стремительно  уходят  к   зем­ле, это означает, что недоста­точно точно выдержано задан­ное положение  центра тяже­сти   (последний  смещен  впе­ред) или угол установки кры­ла    относительно   стабилиза­тора меньше нуля. Неточность сборки  компенсируют,  выпол­няя легкий надрез вдоль зад­ней  кромки  стабилизатора  с последующим   небольшим   от­гибом образовавшегося «руля» вверх. Таким же образом избав­ляются от сваливания модели после броска в острую нисхо­дящую спираль. В любом слу­чае угол отгиба «руля» дол­жен быть минимальным. Боль­шие потребные углы свидетель­ствуют только о неправильной сборке или поводках  модели. После   облета «рули» фикси­руются в найденных положе­ниях клеем.
Даже отлаженный планер может после набора высоты нечетко переходить в планиро­вание. Тогда уменьшают пло­щадь левого полукрыла. Неко­торые модели требуют заужива­ния до 5 мм по контуру «уха», однако за один раз срезают не более 1 мм. Таким образом последовательно добиваются плавного перехода к парению без кабрирования и потери вы­соты. Естественно, после обрез­ки «ухо» зашкуривают по кром­кам.
На результат полета не мень­ше влияет правильное выполне­ние броска (рис. 21). Лучше всего предварить его неболь­шим разбегом, в конце которого планер с максимальной ско­ростью запускается вперед-вверх. Длительный разбег бессмыслен. Не дает хороших результатов и запуск с места. По­лезно перед каждым броском размять руку несколькими ими­тационными    движениями (вспомните, как готовятся к выступлению легкоатлеты). Необ­ходима и домашняя трениров­ка. В полевых условиях модель можно заменить теннисным мячиком.
Достижению высоких резуль­татов поможет хорошее знание метеорологических условий и признаков различных терми­ческих потоков. Надо отметить, что достигнуть максимального времени простым планировани­ем даже с максимальной высо­той запуска — чрезвычайно сложно, практически невозмож­но. Достичь «максимума» помо­жет термик. Предложенные мо­дели неплохо реагируют на вос­ходящие потоки.
 
Запуск метательной модели планера
 
Рис. 21. Запуск метательной модели планера