Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_265.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Модели ракет > Ракета— летательный аппарат тяжелее воздуха
Ракета— летательный аппарат тяжелее воздуха |
Ракета— летательный аппарат тяжелее воздуха, подъемная сила которого возникает по принципу реактивного движения. Этот принцип заключается в отталкивании ракеты от массы струи газов, образованных при сгорании топлива и истекающих из двигателя. Своим рождением первые ракеты обязаны изобретению пороха. Но в те далекие времена ракеты служили лишь для фейерверков. Потом они нашли применение и в военном деле. Это были стрелы с бумажными гильзами, заправленные порохом. Основы полета ракет были научно обоснованы только после 1687 года, когда И. Ньютон сформулировал третий закон механики. Тогда и стал понятен принцип реактивного движения. В России боевые ракеты стали применяться в начале XVII века, а в 1680 году открыто первое "ракетное заведение", выпускавшее сигнальные ракеты. Большой вклад в развитие ракетной техники внесли А. Д. Засядько (1778—1837) и К. И. Константинов (1817—1871). С появлением в середине XIX века нарезного оружия боевые ракеты надолго теряют свое значение. Намного позже появились проекты летательных аппаратов с использованием ракеты в качестве двигателя. Одним из первых идею применения ракетного двигателя для космических полетов высказал революционер-народник Н. И. Кибальчич (1853—1881). В 1881 году он разработал «Проект воздухоплавательного прибора», в основе которого был заложен принцип ракеты. На рубеже XIX и XX веков русские ученые создали теорию реактивного движения. Весомый вклад в ее разработку внесли Н. Е. Жуковский (1847—1921) и И. В. Мещерский (1859—1935). Неоценим вклад в развитие теории ракет и ракетного движения К. Э. Циолковского (1857—1935). Он впервые в 1883 году высказал мысль о возможности использования реактивного движения для создания космических летательных аппаратов. А вышедшая в 1903 году его книга «Исследование мировых пространств реактивными приборами» определила пути развития ракетостроения и космонавтики. Основоположниками развития ракетной техники по праву считаются Ф. А. Цандер (1887—1933) и Ю. В. Кондратюк (1897—1942). В годы Советской власти в области ракетной техники трудились многие ученые, работы которых открыли широкие возможности для исследований по созданию управляемых ракет. Большую роль в развитии советского ракетостроения имели работы Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Ленинграде и Группы изучения реактивного движения (ГИРД) в Москве. Около двух лет просуществовал ГИРД, но именно здесь были созданы первые советские жидкостные ракеты. «09» — первая советская жидкостная ракета конструкции Героя Социалистического Труда профессора М. К. Тихо-нравова (1900—1974) стартовала 17 августа 1933 года. Работой по ее созданию руководил С П. Королев (1906—1966), будущий академик, главный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда. Стартовая масса ракеты «09» была 19 кг, длина 2,4 м, масса Топлива 5 кг. Двигатель ракеты ОР-2 Конструкции Ф. А. Цандера работал на жидком кислороде и твердом (желеобразном) бензине и развивал тягу в 50 кгс (0,5 кН). При первом полете «09» достигла высоты около 400 м. Многие интересные работы в области ракетной техники не позволила завершить Великая Отечественная война. Однако впоследствии они дали возможность создать мощные ракеты для космических исследований. Эпоха первых замечательных достижений в истории освоения космоса связана с именем С. П. Королева. Под его руководством были созданы геофизические и баллистические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года запуском в СССР первого искусственного спутника Земли был сделан первый и, пожалуй, самый трудный шаг человека на пути к звездам. Серия дальнейших полетов кораблей-спутников позволила приобрести достаточный опыт для осуществления полета человека в космос и его возвращения на Землю. И этот день настал: 12 апреля 1961 года гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил исторический полет вокруг земного шара. «Восток» был выведен на орбиту мощной ракетой-носителем. Дальнейшее совершенствование ракетно-космической техники позволило побывать в космосе многим космонавтам, послать автоматические станции к Луне, Марсу и Венере, выйти в открытый космос, слетать на Луну. Освоение космоса требует создания новых, более мощных ракет. Сегодняшние ракеты различают по многим признакам: по числу ступеней — одноступенчатые и многоступенчатые; по способу соединения ступеней — схема с последовательным (поперечным делением), параллельным (пакетным) и комбинированным соединением; по принципу полета — аэродинамические, баллистические и космические, по наличию несущих плоскостей — крылатые и бескрылые; по способу управления — управляемые и неуправляемые; по назначению — метеорологические, геофизические, сигнальные, боевые и др. |