Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_236.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Модели самолетов с резиновым мотором > Летательный аппарат тяжелее воздуха
Летательный аппарат тяжелее воздуха |
Самолет — самый распространенный сегодня летательный аппарат тяжелее воздуха. Первые работы по созданию аэропланов, как тогда называли самолеты, относятся к XIX веку. Огромная заслуга в создании первого в мире самолета принадлежит русскому исследователю и изобретателю, морскому офицеру Александру Федоровичу Можайскому. В 1854 году он задумал построить воздухоплавательный аппарат, который управлялся бы так же, как и судно в море, и использовать для него двигатель и винт, применявшиеся на пароходах. Уверенность Можайского в возможности полета подкреплялась исследовательской работой. Он изучал полет птиц глазами инженера: измерял размах крыльев, определял их массу, вогнутость профиля и наклон их к линии полета. На основании своих наблюдений Можайский сделал важное заключение о том, что «чем выше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же поверхность крыла». Помогли Можайскому в создании самолета и опыты с воздушными змеями. Сн построил большой воздушный змей и совершал на нем полеты. Буксировала этот змей тройка лошадей. Полеты на змее подсказали изобретателю, какой величины и формы должно быть крыло задуманного им самолета. После этого он строил летающие модели, винты которых приводились во вращение часовыми пружинами. Такие модели успешно летали и с грузом. Более двадцати лет проводил свои исследования А. Ф. Можайский, которые позволили ему совершить научный подвиг — разработать проект и построить в 1885 году летательный аппарат. Нет документальных данных о летных испытаниях первого самолета, но пробежки по аэродрому он совершал. В одной из них произошла поломка крыла и дальнейшая работа осталась незавершенной. В это же время в других странах предпринимались попытки создания крылатых летательных аппаратов. Особенно преуспели в этом американские изобретатели и пило-ты братья Уилбер и Орвилл Райт. Они много занимались конструированием летающих моделей планеров, совершали на них полеты. К концу 1903 года братья Райт закончили постройку аэроплана с бензиновым мотором. И 17 декабря их самолет впервые в мире поднялся в воздух, пролетев всего 32 м за 12 с. Этот день вошел в историю авиации как дата первого управляемого полета летательного аппарата тяжелее воздуха, приводимого в движение двигателем — «моторного аэроплана». Братья Райт на своем самолете (биплане) сделали очень важное нововведение — применили систему искривления крыльев (гоширование), что позволило обеспечить поперечную устойчивость аппарата, не имевшего стабилизатора Руль высоты находился впереди, а руль направления — сзади. Два толкающих винта (пропеллера) были установлены за коробкой крыльев и связаны цепной передачей с мотором, размещенным посередине нижнего крыла. Из-за отсутствия шасси взлетно-посадочным, вернее посадочным, приспособлением служили лы-жи. Взлетал самолет Райтов при помощи катапульты. После первых полетов аэро-планов самолетостроение получило развитие во многих странах. Во Франции 22 сентября 1906 года Сантос-Дю-мон пролетел на своем аппарате 220 м. Строили и испытывали свои аэропланы Вуа-зен, Фарман, Блерио и другие авиаторы. Особенностями французских аппаратов были установка винта непосредственно на валу двигателя, неподвижный стабилизатор и наличие шасси. В 1909 году Луи Блерио на самолете перелетел пролив Ла-Манш. Первый полет аэроплана русской конструкции зафиксирован комиссией Всероссийского аэроклуба 5 июня 1910 года. Это был самолет, созданный Я. М. Гакелем, с размахом крыльев 11,5 м, двигателем мощностью 35—40 л. с. и массой без пилота и горючего 560 кг. Через год тот же Я- М. Га-кель построил самолет, имеющий скорость свыше 90 км/ч и дальность полета без посадки около 100 км. А 6 июля 1913 года в воздух поднялся первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь» конструктора И. И. Сикорского. Вскоре им же была закончена постройка четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец». Славную страницу в летопись мировой авиации вписал русский военный летчик П. Н. Нестеров. 27 августа 1913 года он впервые выполнил на самолете мертвую петлю (круг в вертикальной плоскости) и заложил практические основы высшего пилотажа. После Великой Октябрьской революции развитию авиации в нашей стране уделялось большое внимание. 10 ноября 1917 года по инициативе В. И. Ленина было создано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, организованы первые авиационные отряды, активно участвовавшие в боях с белогвардейцами и интервентами. После окончания гражданской войны партия и правительство прилагали все для создания собственной авиационной промышленности. В 1918 году был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) — центр научной и конструкторской авиационной мысли страны. В 1920 году в нашей стране открылась первая пассажирская линия на трассе Москва — Нижний Новгород. В 1924 году был построен первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева. Под руководством трижды Героя Социалистического Труда академика А. Н. Туполева создано более 100 различных самолетов, в их числе первый реактивный для пассажирских рейсов — Ту-104 и первый сверхзвуковой того же назначения — Ту-144. В 1934 году семи летчикам: М. В. Водопьянову, И. В. Доронину, Н. П. Каманину, А. В. Ляпидевскому, С. А. Леваневскому, В. С. Молокову и М. Т. Слепневу, отличившимся при спасении челюскинцев, впервые в нашей стране былр присвоена звание Героя Советского Союза. 18—20 июля 1937 года на самолете АНТ-25 экипаж в составе В. П.. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова совершил впервые в истории авиации перелет через Северный полюс в Америку, пробыв в воздухе 63 ч и покрыв расстояние свыше 8 тыс. км. Неоценима роль нашей авиации в Великой Отечественной войне. Свыше 100 тыс. самолетов дала фронту авиационная промышленность. Советские летчики разбили хваленую немецкую авиацию. Свыше 2000 летчиков было удостоено звания Героя Советского Союза,, 65 летчиков награждены звездами Героев дважды, а двое — А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб стали трижды Героями Советского Союза. Широко известны имена авиационных конструкторов П. Н. Поликарпова (самолет По-2); С. В. Ильюшина (штурмовик Ил-2, пассажирские лайнеры Ил-18, Ил-62 и созданный в КБ имени Ильюшина аэробус Ил-86), С. А. Лавочкина (Ла-5, Ла-7, Ла-15), А. С. Яковлева (Як-1, Як-3, Як-9, Як-15, Як-42 и др.), О. К. Антонова (Ан-2, Ан-12, Ан-22, Ан-124), А. И. Микояна (создателя МиГов), О. О, Сухого (конструктора истребителей). Сейчас наша страна связана воздушными трассами более чем со 100 странами мира - Авиация широко используется в народном хозяйстве. Сегодняшние самолеты разнятся не только формой, массой, размерами, но и назна- чекием. Существуют самолеты гражданские и военные. Самолеты гражданской авиации бывают пассажирские, грузовые, специального назначения, са-нитарные и спортивные. К воен-ным относятся истребители, перехватчики, ракетоносцы, бомбардировщики и другого назначения. |