Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_236.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Летатель­ный аппарат тяжелее воздуха
Летательные аппараты > Модели самолетов с резиновым мотором > Летатель­ный аппарат тяжелее воздуха

Летатель­ный аппарат тяжелее воздуха


Самолет — самый распро­страненный сегодня летатель­ный аппарат тяжелее воздуха. Первые работы по созданию аэропланов, как тогда называ­ли самолеты, относятся к XIX веку. Огромная заслуга в создании первого в мире самолета принадлежит рус­скому исследователю и изобре­тателю, морскому офицеру Александру Федоровичу Мо­жайскому. В 1854 году он задумал построить воздухопла­вательный аппарат, который управлялся бы так же, как и судно в море, и использо­вать для него двигатель и винт, применявшиеся на пароходах. Уверенность Можайского в воз­можности полета подкрепля­лась исследовательской рабо­той. Он изучал полет птиц глазами инженера: измерял размах крыльев, определял их массу, вогнутость профиля и наклон их к линии полета. На основании своих наблюде­ний Можайский сделал важ­ное заключение о том, что «чем   выше  скорость  движения, тем большую тяжесть может нести та же поверхность крыла».
Помогли Можайскому в соз­дании самолета и опыты с воздушными змеями. Сн по­строил большой воздушный змей и совершал на нем поле­ты. Буксировала этот змей тройка лошадей. Полеты на змее подсказали изобретате­лю, какой величины и формы должно быть крыло задуман­ного им самолета. После этого он строил летающие модели, винты которых приводились во вращение часовыми пружи­нами. Такие модели успешно летали и с грузом.
Более двадцати лет про­водил свои исследования А. Ф. Можайский, которые позволили ему совершить на­учный подвиг — разработать проект и построить в 1885 году летательный аппарат. Нет документальных данных о лет­ных испытаниях первого само­лета, но пробежки по аэродрому он совершал. В одной из   них   произошла   поломка крыла  и дальнейшая работа осталась незавершенной.
В это же время в других странах предпринимались по­пытки создания крылатых ле­тательных аппаратов. Особен­но преуспели в этом амери­канские изобретатели и пило-ты братья Уилбер и Орвилл Райт. Они много занимались конструированием летающих моделей планеров, совершали на них полеты.      
К концу 1903 года братья Райт закончили постройку аэроплана с бензиновым мото­ром. И 17 декабря их самолет впервые в мире поднялся в воз­дух, пролетев всего 32 м за 12 с. Этот день вошел в исто­рию авиации как дата первого управляемого полета летатель­ного аппарата тяжелее возду­ха, приводимого в движение двигателем — «моторного аэро­плана».
Братья Райт на своем само­лете (биплане) сделали очень важное нововведение — приме­нили систему искривления крыльев (гоширование), что позволило обеспечить попе­речную устойчивость аппара­та, не имевшего стабилиза­тора Руль высоты находился впереди, а руль направления — сзади. Два толкающих винта (пропеллера) были установ­лены за коробкой крыльев и связаны цепной передачей с мотором, размещенным посе­редине нижнего крыла. Из-за отсутствия шасси взлетно-по­садочным, вернее посадочным, приспособлением служили лы-жи. Взлетал самолет Райтов при помощи катапульты.
После первых полетов аэро-планов   самолетостроение   получило развитие во многих странах. Во Франции 22 сен­тября 1906 года Сантос-Дю-мон пролетел на своем аппа­рате 220 м. Строили и испы­тывали свои аэропланы Вуа-зен, Фарман, Блерио и дру­гие авиаторы. Особенностями французских аппаратов были установка винта непосредст­венно на валу двигателя, не­подвижный стабилизатор и на­личие шасси. В 1909 году Луи Блерио на самолете перелетел пролив Ла-Манш.
Первый полет аэроплана рус­ской конструкции зафикси­рован комиссией Всероссий­ского аэроклуба 5 июня 1910 го­да. Это был самолет, создан­ный Я. М. Гакелем, с разма­хом крыльев 11,5 м, двига­телем мощностью 35—40 л. с. и массой без пилота и горю­чего 560 кг.
Через год тот же Я- М. Га-кель построил самолет, имею­щий скорость свыше 90 км/ч и дальность полета без посад­ки около 100 км.
А 6 июля 1913 года в воз­дух поднялся первый в ми­ре четырехмоторный самолет «Русский витязь» конструкто­ра И. И. Сикорского. Вско­ре им же была закончена постройка четырехмоторного бомбардировщика «Илья Му­ромец».
Славную страницу в ле­топись мировой авиации впи­сал русский военный летчик П. Н. Нестеров. 27 августа 1913 года он впервые выпол­нил на самолете мертвую пет­лю (круг в вертикальной плос­кости) и заложил практиче­ские основы высшего пило­тажа.
После Великой Октябрьской революции развитию авиа­ции в нашей стране уделя­лось большое внимание. 10 ноября 1917 года по инициа­тиве В. И. Ленина было соз­дано Бюро комиссаров авиа­ции и воздухоплавания, ор­ганизованы первые авиаци­онные отряды, активно участ­вовавшие в боях с бело­гвардейцами и интервен­тами.
После окончания граждан­ской войны партия и пра­вительство прилагали все для создания собственной авиационной промышленности. В 1918 году был создан Центральный аэрогидродина­мический институт (ЦАГИ) — центр научной и конструк­торской авиационной мысли страны. В 1920 году в на­шей стране открылась пер­вая пассажирская линия на трассе Москва — Нижний Нов­город.
В 1924 году был построен первый советский цельноме­таллический самолет АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева. Под руководством трижды Ге­роя Социалистического Труда академика А. Н. Туполева создано более 100 различных самолетов, в их числе первый реактивный для пассажирских рейсов — Ту-104 и первый сверхзвуковой того же назна­чения — Ту-144.
В 1934 году семи летчи­кам: М. В. Водопьянову, И. В. Доронину, Н. П. Кама­нину, А. В. Ляпидевскому, С. А. Леваневскому, В. С. Мо­локову и М. Т. Слепневу, отличившимся при спасении челюскинцев, впервые в нашей стране былр присвоена звание Героя Советского Союза.
18—20 июля 1937 года на самолете АНТ-25 экипаж в со­ставе В. П.. Чкалова, Г. Ф. Бай­дукова и А. В. Белякова со­вершил впервые в истории авиации перелет через Север­ный полюс в Америку, пробыв в воздухе 63 ч и покрыв рас­стояние свыше 8 тыс. км.
Неоценима роль нашей авиации в Великой Отечест­венной войне. Свыше 100 тыс. самолетов дала фронту авиа­ционная промышленность. Со­ветские летчики разбили хва­леную немецкую авиацию. Свы­ше 2000 летчиков было удо­стоено звания Героя Советско­го Союза,, 65 летчиков награж­дены звездами Героев дважды, а двое — А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб стали триж­ды Героями Советского Союза.
Широко известны имена авиационных конструкторов П. Н. Поликарпова (само­лет По-2); С. В. Ильюшина (штурмовик Ил-2, пассажир­ские лайнеры Ил-18, Ил-62 и созданный в КБ имени Илью­шина аэробус Ил-86), С. А. Ла­вочкина (Ла-5, Ла-7, Ла-15), А. С. Яковлева (Як-1, Як-3, Як-9, Як-15, Як-42 и др.), О. К. Антонова (Ан-2, Ан-12, Ан-22, Ан-124), А. И. Микоя­на (создателя МиГов), О. О, Сухого (конструктора истребителей).
Сейчас наша страна связа­на воздушными трассами бо­лее чем со 100 странами мира - Авиация широко используется в народном хозяйстве.
Сегодняшние самолеты раз­нятся не только формой, мас­сой, размерами, но и  назна-
чекием. Существуют самолеты гражданские и военные. Само­леты гражданской авиации бы­вают пассажирские, грузовые, специального назначения, са-нитарные и спортивные. К воен-ным относятся истребители, перехватчики, ракетоносцы, бомбардировщики и другого назначения.