Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_240.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Схематическая модель са­молета
Летательные аппараты > Модели самолетов с резиновым мотором > Схематическая модель са­молета

Схематическая модель са­молета


Схематическая модель са­молета (рис. 29) немного слож­нее описанных ранее. Прежде чем приступить к постройке Модели, необходимо сделать ее рабочий чертеж (в нату­ральную величину). Порядок Работы может быть такой.
Фюзеляж делают из прямо­слойной сосновой или липо­вой рейки длиной 800 мм, сечением 12Х 10 мм, к хвосто­вой части сечение можно уменьшить до 8X6 мм.
Сечение передней и задней кромок стабилизатора 4Х ХЗ мм; закругления выги­бают из бамбуковой рейки сечением 3X2 мм и соеди­няют с кромками «на ус» клеем. Места соединения об­матывают нитками. Жесткость увеличивают тремя нервюрами сечением 2X2 мм. По черте­жу отмечают середину стаби­лизатора и закрепляют его на хвостовой части фюзеляжа, предварительно вырезав в нем небольшие углубления под кромки стабилизатора.
Киль из бамбуковой рейки изгибают и вставляют в от­верстие фюзеляжа, просвер­ленное немного ближе перед­ней кромки стабилизатора.
Схематическая модель са­молета

Рис. 29. Схематическая модель самолета: а -  рабочий чертеж; б — порядок изготовления
 
Подшипником служит ли­повый брусок размером 25Х Х20Х Ю мм. Его приклеивают к передней части фюзеляжа, снизу обматывают нитками. В подшипнике сверлят отвер­стие диаметром 1,5 мм, в ко­торое пропускают  вал  винта.
Для кромок крыла берут сосновые рейки сечением 5Х Х4 мм и изгибают их к сере­дине под углом 10°. Бамбу­ковые закругления крепят к кромкам так же, как на стаби­лизаторе. Нервюры изготов­ляют из сосновых реек сече­нием 3X2 мм, концы их заостряют «лопаткой» и встав­ляют с клеем в проколы кро­мок. Кабанчик для крепления крыла к фюзеляжу вырезают из липового бруска.  Следует помнить, что передняя кромка должна быть выше задней на 8—10 мм. Привязывают кабанчик   к   крылу   нитками.
Воздушный винт — самая сложная часть схематической модели самолета. Его изго­товляют из бруска липы, оль­хи или осины размером 300Х30X20 мм. На широкой грани бруска проводят две взаимно перпендикулярные осе­вые линии, в центре сверлят отверстие диаметром 1 мм. На­кладывают фанерный или цел­лулоидный шаблон вида свер­ху, совмещая осевые линии и очерчивая одну лопасть, затем поворачивают шаблон на 180° вокруг оси и наносят контуры другой лопасти. Ост­рым ножом срезают лишнюю часть бруска и обрабатывают напильником. На одну из бо­ковых граней накладывают шаблон вида сбоку, очерчи­вают его карандашом и сре­зают лишнее. В дальнейшем винт обрабатывают с верхнего правого края каждой лопасти.
Верхняя поверхность ло­пастей должна быть слегка выпуклой, а нижняя — плос­кой или немного вогнутой. Вогнутость достигают, соскаб­ливая древесину осколком стек­ла или полукруглым напиль­ником.
Зачищают лопасти наждач­ной бумагой, одновременно Центрируя винт. Для этого на­девают его на тонкую прово­локу и вращают. Если масса лопастей винта одинакова, он остановится в горизонтальном положении. Если нет, необхо­димо опускающуюся лопасть доработать напильником или зачистить наждачной бумагой и вновь проверить центровку винта,  добиваясь  равновесия.
Готовый винт покрывают двумя-тремя слоями нитрола­ка. В ступице винта закреп­ляют вал из стальной прово­локи диаметром 1,5 м, наде­вают на него две шайбы и вставляют в подшипник. Сво­бодный конец вала изгибают в виде крючка для крепления резинового двигателя. Другой крючок для двигателя крепят в хвостовой части фюзеляжа на расстоянии 600 мм от подшипника.
Обтягивают модель самоле­та так же, как и модель пла­нера, папиросной или мика-лентной бумагой. Обтяжку крыла производят только свер­ху в два приема: сперва одну половину, потом — другую.
Стабилизатор оклеивают только сверху, а киль — с обеих сторон. Бумагу, высту­пающую за кромки, счищают наждачной бумагой или ост­рым ножом.
Резиновый двигатель дли­ной 600 мм изготовляют из резины сечением 2Х 1 мм. Для этого с доску вбивают два гвоздя на расстоянии, равном длине резинового дви­гателя, резиновую нить массой 30 г обматывают вокруг гвоз­дей, а свободные концы связы­вают. В местах крепления двигатель перевязывают тон­кой резинкой.
Готовый резиновый двига­тель промывают в теплой мыль­ной воде, просушивают вда­ли от источников тепла, сма­зывают касторовым маслом и упаковывают на несколько дней в темную стеклянную банку.
Для определения максималь­ного числа витков двигате­лей один из них следует закрутить до разрыва. Зная возможности резиновых дви­гателей данной длины, можно провести их динамическую формовку. Наиболее простой способ формовки заключается в последовательном закручи­вании и раскручивании рези-номотора. Начинают закрутку с 20 % допустимого числа витков с последующим добав­лением 10—15 % от макси­мального числа витков. Закан­чивают формовку закруткой на 80—85 % максимального числа витков. После этого сно­ва промывают резиновый дви­гатель в теплой мыльной воде, просушивают, смазывают ка­сторовым маслом и упаковы­вают в полиэтиленовый пакет или стеклянную банку. Вы­держав одну-две недели, такой двигатель можно использовать на соревнованиях. Иногда ди­намическую формовку двига­телей удобно делать и при тренировочных запусках.
Регулировку модели прово­дят следующим образом. Сна­чала проверяют, нет ли пере­косов при видах сверху и спе­реди. Перемещением крыла вдоль рейки устанавливают центр тяжести модели с рези­новым двигателем на расстоя­нии 1/3 длины хорды крыла от передней кромки.
Добившись правильной цен­тровки, модель регулируют на планирование (без работы вин­та), так же как и схемати­ческую модель планера: дер. жа модель одной рукой за фюзеляж, немного наклонив носовую часть вниз, плавным движением толкают ее. Если модель задирает нос, крыло передвигают к стабилизатору. При крутом опускании (пики­ровании) модели крыло пере­мещают вперед. Хорошо отре­гулированная модель должна пролетать 8—12 м.
Более сложный этап — это регулировка моторного поле­та. Закрутив резиновый дви­гатель на 50—60 витков, мо­дель берут за фюзеляж правой рукой, а левой придерживают винт. Легким толчком пускают модель горизонтально. Повто­ряют несколько раз запуск модели, постепенно увеличи­вая  число  витков  двигателя.
Сложность регулирования модели самолета заключается в том, что при моторном полете (с работающим вин­том) возникают новые явле­ния, которые не наблюдались при планирующем полете. Вы­делим основные из них, опи­шем их признаки и при­чины.
Модель, планирующая по прямой, кружит в моторном полете, стремясь повернуть в левую сторону (вращение вин­та вправо по направлению полета). Это происходит из-за влияния силы реакции от вра­щения винта. Величина дан­ной силы связана жесткой зависимостью с частотой его вращения и диаметром винта. Авиамоделисты      исправляют этот дефект смещением вала винта вправо или отклонением киля в эту же сторону.
Модель может кружиться также из-за несимметрии масс, различной кривизны профиля нервюр у обеих половин кры­ла и по другим причинам.
При малой закрутке рези­нового двигателя модель летит хорошо, а при большой не набирает высоты. Причина — слабая рейка-фюзеляж, когда сильно закрученный двигатель сгибает рейку. В этом случае рекомендуется поставить свер­ху ее растяжки или заменить более прочной.
Как уже упоминалось ра­нее, иногда модель в мотор­ном полете трясет, и чем боль­ше закрутка резинового двига­теля, тем сильнее. В этом слу­чае сказывается дисбаланс ло­пастей воздушного винта или неверный изгиб крючка вала винта.
Если после запуска модель стремительно набирает высоту и пытается сделать петлю, необходимо сместить вал вин­та вниз. А если модель мед­ленно набирает высоту, пере­мещают вал винта вверх.
Регулировать моторный по­лет лучше смещением вала винта, а планирующий — пере­движением крыла вдоль фюзе­ляжа (изменением центровки), изменением угла атаки крыла и поворотом киля.