Летательные аппараты > Полеты в особых условиях > Особенности самолетовождения при полетах в особых условиях - Особенности самолетовождения над горной местностью

Особенности самолетовождения при полетах в особых условиях - Особенности самолетовождения над горной местностью


К полетам в особых условиях относятся полеты над горной местностью, в зоне грозовой деятельности, над полярными райо­нами Северного и Южного полушарий, пустынной и малоориентирной местностями, большими водными пространствами, на ма­лых высотах и ночью.
Самолетовождение в особых условиях навигационной обста­новки выполняется по общим правилам с учетом некоторых осо­бенностей, знание которых является необходимым условием ус­пешного выполнения полетов.
Условия самолетовождения над горной местностью. Горной называется местность с пересеченным рельефом и относительны­ми превышениями более 500 м в радиусе 25 км, а также местность с превышением над уровнем моря 2000 м и более.
Самолетовождение над горной местностью характеризуется следующими условиями:
1. Трудностью ведения визуальной ориентировки. Это объяс­няется тем, что в горных районах мало ориентиров. Кроме того, ведение визуальной ориентировки при полете над горами услож­няется наличием непросматриваемых участков на обратных скло­нах гор и в ущельях.
Время на   опознавание ориентиров  в   горах   значительно  со­кращается, так как расположенные в ущельях и на обратных по отношению к полету склонах гор ориентиры становятся видимыми только при вертикальном  наблюдении. Мелкие населенные пунк­ты в горах сливаются с общим, фоном местности, так как строи­тельным материалом в небольших поселениях служат обычно гор­ные породы. Кроме того, дымка и туманы, которые часто стелят­ся в низинах,    ухудшают видимость    ориентиров.    Над горными хребтами  нередко  наблюдается облачность,  которая затрудняет, И подчас совершенно исключает визуальную ориентировку.
2. Неустойчивостью   метеорологических условий,   непостоянством скорости и направления ветра на больших участках  маршрута и сложностью обхода опасных метеоявлений. Для горных районов характерны быстрый процесс образования облаков, ча­стые грозы летом и сильные ливневые осадки. В зимнее время наблюдаются частые бураны и метели.
Обледенение самолета при полете над горной местностью на­блюдается чаще, чем над равнинной. Характерной особенностью погоды для горных районов является сильный ветер и его раз­личное направление в разных точках горной системы. Вследствие этого непостоянна путевая скорость самолета.
Вблизи склонов гор возможны сильные восходящие и нисхо­дящие потоки воздуха, скорость которых достигает 10—20 м/сек. Эти потоки вызывают сильную болтанку самолета и усложняют сохранение режима полета. Восходящие воздушные потоки обра­зуются с наветренной стороны гор и вызывают непроизвольное взмывание самолета при полетах перед горными хребтами на расстоянии, равном 10—15 высотам хребта. Вертикальные воз­душные потоки достигают примерно одной трети высоты хребта. С подветренной стороны гор образуются нисходящие воздушные потоки, которые вызывают потерю высоты.
3.   Уменьшением дальности действия некоторых радиотехниче­ских средств и наличием больших ошибок при пеленговании вслед­ствие влияния горного эффекта.  Дальность действия  приводных радиостанций, расположенных в горном районе, примерно в 2 ра­за меньше, чем в равнинном.
При полете над горами применение радиокомпаса затрудня­ется из-за воздействия горного эффекта, в результате которого возможны ошибки пеленгования радиостанций, достигающие 25— 45°. Явление горного эффекта наиболее сильно проявляется вбли­зи гор (10—40 км) на высотах до 500 м над рельефом. Величина ошибок значительно уменьшается при пеленговании радиостан­ций, работающих на более коротких волнах.
Дальность действия наземных радиолокаторов значительно со­кращается из-за экранирующего действия гор. Отметки от само­летов на экране радиолокаторов трудно различить, так как они сливаются с отражениями от гор.
4.  Ограниченностью аэродромной сети.
5.    Увеличением   длины   разбега   и   пробега  при  выполнении полетов на аэродромах, имеющих большое превышение над уров­нем моря.
6.   Недостаточной точностью топографических карт в  отдель­ных районах.
Особенности штурманской подготовки к полету над горной местностью. Условия полета над горами усложняют самолетовож­дение и предъявляют некоторые дополнительные требования к штурманской подготовке к полету. При подготовке к полету над горной местностью экипаж, кроме обычной подготовки, дополни­тельно обязан:
1. Изучить расположение отдельных вершин, направление хребтов,  ущелий, горных  долин  и  их взаимное  расположение  в полосе не менее чем по 50 км в обе стороны от маршрута полета и начертить их схему.
2.   При полете на поршневых самолетах вычертить на обрезе полетной карты  или на  отдельном  листе  бумаги  профиль мест­ности заданного маршрута по командным    высотам в полосе по 50 км в обе стороны от маршрута полета.
3.  Обозначить на карте горный район ограничительными пелен­гами, отметить наибольшие высоты местности и указать пеленги и расстояния на эти горные вершины от наземных радиолокаторов.
4.   Изучить климатические особенности данной воздушной ли­нии или горного участка маршрута. Особенно тщательно проана­лизировать  метеорологическую обстановку  по  маршруту полета, учитывая при этом наличие в горных районах сильных восходя­щих и нисходящих воздушных потоков.
5.    Изучить  порядок   выполнения  полетов   в   горном   районе, который указан в инструкции по производству полетов для дан­ной трассы.
6.  Нанести на карту установленные обходные маршруты    на случай встречи с опасными метеоявлениями.
7.  Для уменьшения влияния горного эффекта выбрать радио­станции,  работающие  в диапазоне более коротких  волн.  Преду­смотреть, чтобы выбранные радиостанции и самолет  находились по одну сторону хребта.
8.  Знать высоты аэродромов, расположенных в горах, особен­ности взлета и посадки на них, правила пользования барометри­ческими высотомерами при посадке на высокогорных аэродромах.
Особенности выполнения полета над горной местностью.    При выполнении полета над горной местностью необходимо:
1.  Использовать для визуальной ориентировки, кроме крупных населенных пунктов, рек и озер, горные долины, характерные вер­шины  гор, направление расположения  горных хребтов,  а также покров гор и их цвет.
2.  Полет на радиостанцию выполнять только активным спосо­бом.
3.   Определять более часто угол сноса, путевую скорость са­молета и ветер.
4.   Измерение радиопеленга с помощью радиокомпаса    произ­водить путем снятия серии отсчетов за период 5—10 сек с осред­нением полученных отсчетов.
5.   Подход самолета к горному аэродрому осуществлять через ДПРМ на высоте не ниже нижнего безопасного эшелона, а за­ход на посадку при любой метеообстановке производить только по установленной схеме.
6.   При посадке на горном  аэродроме, где  атмосферное дав­ление на уровне ВПП меньше предельного значения барометри­ческого давления,  нанесенного на  шкале высотомера, диспетчер сообщает экипажу самолета,  заходящего на  посадку, кроме  ат­мосферного давления  барометрическую высоту  ВПП.  Эта  высо­та определяется   диспетчером  по   барометрическому  высотомеру, шкала давлений которого установлена на отсчет 760 мм рт. ст. или при помощи таблицы Международной стандартной атмосфе­ры по фактическому давлению на ВПП. Полученную высоту эки­паж устанавливает на высотомерах при помощи подвижных ин­дексов, вращая кремальеру по часовой стрелке. В этом случае при посадке самолета бортовые высотомеры должны показать нуль высоты.