Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_378.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Летательные аппараты > Навигационные элементы полета и их расчет > Решение навигационного треугольника скоростей
Решение навигационного треугольника скоростей |
|||||||||||||||||||||||||||
Решить навигационный треугольник скоростей — это значит по его известным элементам найти неизвестные. Решение навигационного треугольника скоростей можно осуществить:
1) графически (на бумаге); 2) с помощью навигационной линейки, навигационного расчетчика или ветрочета; 3) приближенно подсчетом в уме. ![]() ![]() Так как sinφ= sin (180°—φ), а внешний угол треугольника равен сумме внутренних углов, не смежных с ним, т. е. угол 180°—φ=УВ+УС, приведенные выше отношения записываются в таком виде: ![]() 1) при углах ветра 0—180° углы сноса положительные; 2) при углах ветра 180—360° углы сноса отрицательные; 3) при углах ветра больше 180° на НЛ-10М устанавливают его дополнение до 360°, т. е. разность 360°—УВ; 4) при угле ветра, равном нулю, W=V+U, а при угле ветра, равном 180°, W=V—U; для других значений углов ветра путевая скорость отсчитывается по НЛ-10М против суммы УВ+УС, при нахождении которой к УВ прибавляется всегда абсолютная величина УС независимо от его знака; 5) для углов ветра в пределах 5—175° используется шкала синусов, а в пределах 0,5—5 и 175—179,5° — шкала тангенсов. Отсчет угла сноса для расчета курса следования производится с точностью до 1°, а для точного определения путевой скорости при углах ветра, близких к 0 и 180°, — с точностью до десятых долей градуса; ![]() При помощи навигационной линейки определяются угол сноса и путевая скорость, а затем рассчитываются курс следования и время полета на заданном участке трассы. Курсом следования называется курс, рассчитанный с учетом угла сноса для следования по линии заданного пути. Для каждого участка трассы полета курс следования, угол сносами путевая скорость перед полетом определяются по прогностическому, а в полете по измеренному ветру. Пример. Vи=460 км/ч; ЗМПУ=105°; δ = 330°; U=80 км/ч; S = 120 км. Определить УС, W, МКсл и t. Решение. 1. Находим угол ветра: УВ = δ ± 180° — ЗМПУ = 330°—180° — 105° = 45°. 2. Определяем угол сноса и путевую скорость (см. ключ для НЛ-10М на рис. 7.10): УСЗ=+7°; W=512 км/ч. 3. Рассчитываем магнитный курс следования: МКсл = ЗМПУ — (± УС) = 105° — (+ 7°) = 98°. 4. Определяем с помощью НЛ-10М время полета: t=14 мин. Если известны угол сноса, путевая и воздушная скорости, магнитный курс самолета, то с помощью НЛ-10М можно определить ветер. Для решения этой задачи рассмотрим навигационный треугольник скоростей (рис. 7.11). ![]() Из конца вектора воздушной скорости опустим на линию пути перпендикуляр. Величина путевой скорости может быть представлена в виде суммы двух отрезков: ОВ и ВС, т. е. W=OB+ВС, откуда отрезок ВС= W—ОВ. Из прямоугольного треугольника ОАВ следует, что отрезок ОВ = VсоsУС. Так как косинусы малых углов примерно равны 1, то отрезок ОВ можно принять равным V(OB ≈ V). Подставляя это значение ОВ в выражение для отрезка ВС, получаем: ВС= W—V=ΔU. Из прямоугольных треугольников АВО и ABC имеем: АВ = VtgУС=ΔUtg или VtgУC= ΔUtgα. Запишем это равенство в виде следующей пропорции, имея в виду ее основное свойство: tgУC/ΔU= tgα/V. Решая эту пропорцию на НЛ-10М по шкалам 4 и 5, можно определить угол а (рис. 7.12), заключенный между линией фактического пути и метеорологическим направлением ветра. Измеряется этот угол от 0 до 90°. Зная величину угла а и используя шкалы 3 и 5 НЛ-10М, по теореме синусов определим скорость ветра (рис. 7.13). ![]() Направление ветра рассчитывается по формулам: δ = ФМПУ-(±α) δ = ФМПУ ± 180°+ (± α). Первой формулой пользуются, когда путевая скорость меньше воздушной, т. е. при встречно-боковом ветре, а второй — при попутно-боковом ветре, когда путевая скорость больше воздушной. Угол α берется со знаком плюс при правом сносе самолета и со знаком минус при левом сносе. Для быстрого и правильного определения метеорологического направления ветра и его скорости необходимо запомнить следующие правила: 1. При попутном ветре (УС=0, α = 0°): δ = ФМПУ ± 180°; U = W — Vи. 2. При встречном ветре (УС=0°, α=0°): δ = ФМПУ; U = Vи — W. 3. При боковом ветре (W ≈ Vи, α=90°): δ= ФМПУ —(±90°). 4. При встречно-боковом ветре (W< Vи): δ = ФМПУ — (± α). 5. При попутно-боковом ветре (W> Vи): δ = ФМПУ ± 180°+ (± α). Пример. Vи = 450 км/ч; МК = 50°; УС = + 7°; W = 490 км/ч. Определить направление и скорость ветра. Решение. 1. Находим разность между путевой и истинной воздушной скоростью; ΔU = W — Vи =490 — 450 = + 40 км/ч. Ветер попутно-боковой 2. Определяем угол α на НЛ-10М (см. рис. 7.12): α =+ 54°. 3. Находим скорость ветра на НЛ-10М (см. рис. 7.13): U = 68 км/ч. 4. Опрепеляем ФМПУ и метеорологическое направление ветра ФМПУ = МК + (± УС) = 50° + (+ 7°) = 57°; δ = ФМПУ ± 180° + (±α) = 57° + 180° + (+ 54°) = 291°. Понятие об эквивалентном ветре. Для упрощения выполнения некоторых навигационных расчетов пользуются эквивалентным ветром. ![]() Эквивалентный ветер определяется по специальной таблице, которая помещается в руководстве по летной эксплуатации и пилотированию каждого типа самолета. Приближенно эквивалентный ветер можно определить по формуле Uэ ≈ UсоsУВ. Решение навигационного треугольника скоростей подсчетом в уме. Подсчетом в уме определяют угол сноса, путевую скорость и курс следования, а также направление и скорость ветра по известным значениям воздушной и путевой скоростей, магнитному курсу и углу сноса. Угол сноса и путевую скорость можно определить, пользуясь формулами: УС= ![]() Таблица 7. 1 Зависимость угла сноса и путевой скорости от угла ветра
Пример. Vи = 450 км/ч; ЗМПУ=;120°; δ = 30°; U=60 км/ч. Определить УС, МКсл и W. Решение. 1. Находим угол ветра: УВ = δ ± 180° — ЗМПУ = 30° + 180° — 120° = 90°. 2. Определяем угол сноса. Так как угол ветра равен 90°, то УС = УСмакс. УСмакс = ![]() 3. Определяем путевую скорость самолета. Поскольку ветер боковой W ≈ Vи =450км/ч. 4. Определяем курс следования: МКсл = ЗМПУ — (± УС) = 120° —(+ 8°) = 112°. Направление и скорость ветра в некоторых случаях можно определять подсчетом в уме. При попутном ветре, когда УС = 0°, а путевая скорость больше воздушной скорости, направление и скорость ветра определяются по приведенным выше формулам: δ = ФМПУ ± 180°; U = W —Vи При встречном ветре, когда УС = 0°, а путевая скорость меньше воздушной скорости, направление и скорость ветра определяются по формулам: δ = ФМПУ; U = Vи —W. При боковом ветре, когда угол сноса положительный (α = +90°) или отрицательный (α = —90°), а путевая скорость равна воздушной скорости, направление и скорость ветра определяются по формулам: δ = ФМПУ-(±90°); U = ![]() Пример. МК=202°; УС= —12°; Vи = 450 км/ч; W = 450 км/ч. Определить направление и скорость ветра. Решение. 1. ФМПУ=МК+(±УС) = 202°+(—12°) = 190°. 2. δ = ФМПУ — (± α) = 190° — (—90°) = 280° 3. ![]() |