Летательные аппараты > Самолетовождение > Сокращенные обозначения и условные знаки, принятые в самолетовождении

Сокращенные обозначения и условные знаки, принятые в самолетовождении


Точки и линии
МС — место   самолета
ИПМ — исходный   пункт   маршрута
ППМ — поворотный   пункт   маршрута
КО — контрольный   ориентир
КЭ — контрольный   этап
ЛЗП — линия   заданного   пути
ЛФП — линия фактического пути
АЛП — астрономическая   линия   положения
РНТ — радионавигационная   точка
ОПРС — отдельная   приводная   радиостанция
РСБН — радиотехническая   система   ближней   навигации

Направления, углы и координаты
С — север
Ю — юг
В — восток
3 — запад
Си — северное   направление   истинного   меридиана
См — северное   направление   магнитного   меридиана
Ск — северное   направление   компасного   меридиана
Си.о — северное направление истинного опорного меридиана
См.о — северное направление магнитного опорного меридиана
ЗИПУ — заданный   истинный   путевой   угол
ЗМПУ — заданный   магнитный   путевой   угол
ФИПУ — фактический   истинный   путевой   угол
ФМПУ — фактический   магнитный   путевой   угол
ОЗИПУ — ортодромический заданный  истинный путевой угол
ОЗМПУ — ортодромический  заданный  магнитный  путевой  угол
ИК — истинный   курс
МК — магнитный   курс
КК — компасный   курс
МКр — магнитный   курс   расчетный
МКср — магнитный   курс   средний
МКсл — магнитный   курс   следования
МКвых — магнитный   курс   выхода   на ЛЗП
ОИК — ортодромический   истинный   курс
ОМК — ортодромический   магнитный   курс
Δк — девиация   компаса
Δр — радиодевиация
Δм — магнитное   склонение
Δ — вариация
УС — угол   сноса
УСр — угол   сноса   расчетный
УСф — угол сноса фактический
БУ — боковое   уклонение   в   градусах
ДП — дополнительная   поправка   в   курс
ПК — поправка   в   курс
δ — направление  ветра   метеорологическое, отсчитанное от магнит­ного меридиана
НВ — направление ветра навигационное, отсчитанное от магнитного меридиана
УВ — угол   ветра
УВcр — угол   ветра   средний
ОРК — отсчет   радиокомпаса
КУР — курсовой   угол   радиостанции
КУРвых — курсовой   угол   радиостанции   выхода
КУРсл — курсовой   угол   радиостанции   следования
КУРпредв — курсовой угол радиостанции предвычисленныи
КУО — курсовой   угол   ориентира
МПО — магнитный   пеленг   ориентира
ИПР — истинный   пеленг   радиостанции
МПР — магнитный   пеленг   радиостанции
ИПС — истинный   пеленг   самолета
МПС — магнитный   пеленг   самолета
ОП(ЩДМ) — обратный   пеленг
ПП(ЩДР) — прямой   пеленг
ИП (ЩТЕ) — истинный   пеленг
А — азимут
МУК — магнитный  угол   карты
УР — угол   разворота
Увых — угол   выхода
ВУ — вертикальный   угол
β — угол   крена
σ — поправка   на   угол   схождения   меридианов
φ — широта   пункта
λ — долгота   пункта
Δλ — разность   долгот

Скорости, высоты и линейные величины
Vи — истинная   воздушная   скорость
Vпр — скорость   приборная
VпрКУС   — скорость   по   узкой стрелке   КУС
W — путевая   скорость .  
Vв — вертикальная   скорость
U — скорость   ветра
S — расстояние   между   двумя   точками
S тр — расстояние   траверза
S наб — расстояние   набора   высоты
S сн— расстояние   снижения
S р.в — расстояние   рубежа   возврата
ЛБУ — линейное   боковое   уклонение
ЛУР — линейное   упреждение   разворота
R — радиус   разворота
ГД — горизонтальная   дальность
НД — наклонная   дальность
Ни — истинная   высота
Нпр — приборная   высота
Нб — барометрическая   высота
Но — относительная   высота
Набс — абсолютная    высота
Н760 — условно   барометрическая   высота
Нподх — высота   подхода
Нотх — высота   отхода
Нсн — высота   снижения
Нэш — высота   эшелона
Н760без — безопасная высота по давлению 760 мм рт. ст.
Нприв. без — безопасная высота по приведенному минимальному давлению
Haэр, без — безопасная   высота   по   давлению   аэродрома
МБВ — минимальная   безопасная   высота
ВПР — высота   принятия   решения
Нр — абсолютная   высота   точки   рельефа
На эр — высота   аэродрома   относительно   уровня   моря
ΔНр — превышение  наивысшей  точки  относительно   аэродрома
ΔН — инструментальная   поправка   высотомера
ΔНt — методическая  температурная  поправка  высотомера
ΔНа — аэродинамическая   поправка   высотомера
ΔНб — поправка к высотомеру за барический рельеф
ΔV — инструментальная   поправка   указателя   воздушной  скорости
ΔVа — аэродинамическая поправка указателя воздушной скорости
ΔVсж — поправка  к  указателю скорости  на сжимаемость воздуха
ΔV t — методическая  температурная  поправка  указателя скорости

Время и метеорологические элементы
Т — момент   времени
t — отрезок   времени
Р0— атмосферное   давление   у   земли
Раэр — атмосферное   давление   на   аэродроме
Ри — атмосферное   давление   на   высоте
Рприв. мин — минимальное  атмосферное давление на данном участке трассы,
приведенное   к   уровню   моря
t 0 — температура   у   земли
t н — температура   на   высоте
t пр — показание   термометра   на   высоте   полета
t ср — температура   средняя
t град — вертикальный   температурный   градиент

Условные обозначения элементов схем захода на посадку

Точки
ТНС — точка    начала   снижения
ТКМ — точка   конца маневра при выходе на предпосадочную прямую
ТНР — точка    начала   разворота
ТВР — точка    выхода   из   разворота
ТГП — точка    начала   горизонтального   полета
ТВГ — точка    входа   в   глиссаду
БПРМ — место   установки ближней приводной  радиостанции  с маркером
ДПРМ — место   установки дальней приводной радиостанции с маркером

Расстояния
Sг.п— расстояние от точки начала горизонтального полета на высоте входа  в глиссаду до точки входа  в глиссаду
S1 — расстояние от ДПРМ до начала разворота на 180°
S2 — расстояние от конца первого до начала второго разворота
S3 — расстояние от траверза ДПРМ до начала третьего разворота
S4 — расстояние от конца третьего до начала четвертого разворота
Sт.в.г.— расстояние от точки входа в глиссаду до траверза ГРМ на ось ВПП
Sд — расстояние   от   ДПРМ   до   начала   ВПП
Sб — расстояние   от   БПРМ   до   начала   ВПП
Sгрм — расстояние от начала ВПП до траверза ГРМ на ось ВПП
L — ширина   прямоугольного   маршрута

Высота полета
Нисх — исходная высота начала маневра для захода на посадку
Нв.г — высота   входа   в   глиссаду
Нг.п — высота   горизонтального   полета
Нн.р — высота   начала   разворота
Нв.р — высота   выхода   из   разворота

Время полета
t1 — время полета от ДПРМ до начала разворота   на 180°   или   до
начала первого разворота на 90°
t2 — время полета от конца первого до начала второго разворота
t3 — время полета от траверза ДПРМ до начала третьего разворота
tгп — время   полета   от   ТГП   до   ТВГ
tсн — время   снижения

Углы и направления
УНГ — угол   наклона   глиссады
РУ — расчетный   угол   отворота   от   оси   ВПП
УВпос — угол   ветра   посадочный
КУРтр — курсовой угол радиостанции,  расположенной на траверзе
КУР3 — курсовой угол радиостанции в точке начала третьего разворота
КУР4 — курсовой угол радиостанции в точке начала четвертого разворота
КУРпос — курсовой угол радиостанции    при    полете    на    предпосадочной
прямой
ПМПУ — посадочный магнитный путевой угол
ОПМПУ — обратный посадочный магнитный путевой угол
MK1 — магнитный курс для полета от ДПРМ до начала   разворота на 180° или до начала первого разворота на 90°.
МК2 — магнитный курс для полета к точке второго разворота
МК3 — магнитный курс для полета к точке третьего разворота
МК4 — магнитный курс для полета к точке начала четвертого разворота
МКпос — магнитный   курс   посадки
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах

Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — магнитное   склонение
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — отметка   высоты   местности   над   уровнем   моря
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — отметка   места самолета,  определенного  визуально с указанием времени   определения
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — отметка места самолета, полученного прокладкой линий поло­жения на карте, а также прокладкой пути, в том числе и при помощи, автоматических средств
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — отметка   места  самолета,  полученного с земли по запросу экапажа
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — линия пеленга от ориентира на самолет с указанием времени
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — линия   пеленга   от   РНТ   на   самолет
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — астрономическая   линия   положения
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — линия   пути
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — время пролета ориентира,  числитель—фактическое,   знаме­натель — расчетное
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — запись   времени   (часы,   минуты,   секунды)
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — стационарная и подвижная приводные радиостанции
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — стационарный и подвижный коротковолновые радиопеленга­торы
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — стационарный  и  подвижный   ультракоротковолновые   радио­пеленгаторы
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — наземный радиолокатор
Условные знаки, применяемые на полетных картах и схемах  — радиотехническая система ближней навигации и посадки са­молетов (РСБН)