Летательные аппараты > Использование угломерных радиотехнических систем > Полет от наземного радиопеленгатора

Полет от наземного радиопеленгатора


Полет от наземного радиопеленгатора может быть осуществ­лен в том случае, когда он расположен в исходном пункте маршру­та (ИПМ), поворотном пункте маршрута (ППМ) или в любой другой точке на ЛЗП.
При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашивается в телефонном режиме пеленг от радиопеленгатора на самолет (пря­мой пеленг — ПП) словами «Дайте прямой пеленг». При использова­нии KB радиопеленгаторов для кон­троля пути по направлению запра­шиваются пеленги в телеграфном режиме кодовым выражением ЩДР, которое означает: «Сообщи­те магнитный пеленг от вас» (рис. 15.1).
Полет от наземного радиопеленгатора
 
Контроль пути по направлению при полете от радиопеленгатора
 
Рис. 15.2. Контроль пути по направлению при полете от радиопеленгатора
Прямым пеленгом (ЩДР) называется угол, заключенный меж­ду северным направлением магнит­ного меридиана, проходящего через радиопеленгатор, и ортодромическим направлением на самолет. ПП измеряется от северного направления магнитного меридиана до направления на самолет по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Полет от радиопеленгатора может быть выполнен следующими способами: с выходом на ЛЗП; с выходом в КПМ (ППМ).
Контроль пути по направлению при полете от радиопеленга­тора осуществляется сравнением прямого пеленга (ЩДР) с ЗМПУ. В результате этого сравнения определяется боковое уклонение са­молета от ЛЗП. Если полученный ПП=ЗМПУ или отличается от него на 1—2°, то самолет находится на ЛЗП, если ПП>ЗМПУ, то самолет находится правее ЛЗП, если ПП<ЗМПУ, то самолет на­ходится левее ЛЗП (рис. 15.2).
Величину БУ и УСф при полете от радиопеленгатора опреде­ляют по формулам: БУ = ПП—ЗМПУ; УСф = ПП—МКР.
Пример. ЗМПУ=70°;  МКР=80°; ПП = 75°. Определить БУ и УСф. Решение. 1. БУ=ПП—ЗМПУ = 75°—70°= + 5°.
2. УСф = ПП—МКр=75°— 80°= — 5°.
Полет от радиопеленгатора с выходом на ЛЗП применяется при значительном уклонении самолета от ЛЗП, а также в тех случаях, когда необходимо строго следовать по ЛЗП, в такой последова­тельности (рис. 15.3):
 
Полет от радиопеленгатора с выходом на ЛЗП

Рис. 15.3. Полет от радиопеленгатора  с выходом  на  ЛЗП
1.  Пройти радиопеленгатор с МКр или МК = ЗМПУ.
2.  Через 5—15 мин полета   запросить прямой пеленг (ЩДР), сравнить его с ЗМПУ и определить сторону и величину бокового уклонения: БУ=ПП—ЗМПУ.
3.  Вывести самолет на ЛЗП, для чего задаться углом выхода (Увых берется в пределах 20—90°), определить и установить са­молет на МК выхода. МКвых=ЗМПУ±Увых
4.  Следуя к ЛЗП, необходимо чаще запрашивать ПП и опре­делить момент выхода на ЛЗП по ППвых=ЗМПУ.
5.  После выхода на ЛЗП установить самолет на курс следования
МКсл = МКР — (± БУ) или МКсл = ЗМПУ — (± УСф).
6. Дальнейший контроль пути по направлению осуществлять периодическим запросом и сравнением ПП с ЗМПУ (ППслед= ЗМПУ).
Пример. ЗМПУ = 90°; МКР==85°; ПП=100°; Увых = 30°. Определить дан­ные для выхода и следования по ЛЗП.
Решение. 1. Определяем БУ, МКвых и ППвых
БУ = ПП — ЗМПУ = 100° — 90° = + 10°.
МКвых = ЗМПУ ± Увых = 90°— 30° = 60°.
ППвых = ЗМПУ — 90°.
2.  Рассчитываем МКсл и УСф.
МКсл = МКр — (± БУ) — 85° — (+ 10°) = 75°.
УСф = ПП — МКр = 100° — 85° = + 15°.
МКсл = ЗМПУ — (± УСф) = 90° — (+ 15°) = 75°.
3.   ППсл = ЗМПУ = 90°.
Полет от радиопеленгатора с выходом в КПМ (ППМ) применя­ется, когда мало уклонение самолета от ЛЗП или оставшееся рас­стояние до КПМ (ППМ).
Полет   выполняется в такой    последовательности    (рис. 15.4):
 
 
Полет от радиопеленгатора с выходом в КПМ
Рис. 15.4. Полет от радиопеленгатора с выходом в КПМ (ППМ)
 
1. Пройти радиопеленгатор с МКр или МК = ЗМПУ.
2.  Через 5—15 мин полета запросить «Прямой» пеленг (ЩДР); сравнить его с ЗМПУ и определить сторону и величину бокового уклонения:   
БУ = ПП — ЗМПУ;
3.  Рассчитать    дополнительную    поправку    и поправку в курс
ДП = (Sпр/Soct)·БУ;
ПК = БУ + ДП.
4.  Установить   самолет   на МК   следования   в КПМ   (ППМ):
МКкпм=МКР — (±ПК).
Пример.  ЗМПУ= 120°;  МКР=П8°;   Sпр = 70 км; ПП=110°;  Sост = 120  км. Определить данные для полета в КПМ (ППМ). Решение. 1. Определяем БУ и ДП:
БУ == ПП — ЗМПУ = 110° — 120° = — 10°
ДП = (Sпр/Soct)·БУ =70/120·10== —6°.
2. Рассчитываем ПК, МКкпм и УСф.
ПК = БУ + ДП = (— 10°) + (—6°) = — 16°.
МКкпм = МКр — (± ПК) = 118° — (— 16°) = 134°.
УСф = ПП —МКр==110°—118°= —8°.