Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_427.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Полет на радиопеленгатор
Летательные аппараты > Использование угломерных радиотехнических систем > Полет на радиопеленгатор

Полет на радиопеленгатор


При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются в телефонном режиме обратные пеленги (ОП) словами: «Дайте обратный пеленг».
При использовании KB радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются пеленги в телеграфном режиме кодовым выражением ЩДМ, которое означает: «Сообщите магнит­ный курс, с которым я должен направиться к вам при отсутст­вии ветра».
Обратном пеленгом (ЩДМ) называется угол, заклю­ченный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через радиопеленгатор, и направлением продолжения линии, проложенной от самолета через радиопеленгатор (см. рис. 15.1). ОП (ЩДМ) измеряется от северного направления магнитно­го меридиана до указанной выше линии по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Обратный   пеленг — это   измененный на 180° прямой   пеленг.
Полет на радиопеленгатор может быть выполнен пассивным и активным способами. В свою очередь активный полет на радиопе­ленгатор может быть выполнен:
1)   с выходом на ЛЗП;
2)   с выходом в КПМ (ППМ);
3)   с любого направления подбором курса следования.

Контроль пути по направлению при полете на радиопеленгатор

Рис. 15.5. Контроль пути по направлению при полете на радиопеленгатор

Контроль пути по направлению при полете на радиопеленгатор осуществляется путем запроса обратного пеленга (ЩДМ) и срав­нением его с ЗМПУ. В результате этого сравнения определяется дополнительная поправка (ДП). Если полученный ОП = ЗМПУ, то самолет находится на ЛЗП, если ОПЗМПУ, то самолет находится левее ЛЗП (рис. 15,5).
Величина дополнительной поправки ДП = ЗМПУ— ОП.
Зная пройденное и оставшееся расстояние (время), можно опре­делить боковое уклонение:
БУ = Sост/Sпр ·ДП.
Фактический угол сноса УСф= (±УСР) + (±БУ).
Пример. ЗМПУ = 90°; МКр = 95°; ОП = 85°; Snp = 55 км; Sост = 115 км. Определить ДП, БУ и УСФ.
Решение: 1. ДП — ЗМПУ— ОП = 90° — 85° = +6°.
2. БУ = Sост/Sпр ·ДП = 115/55 · 5 = + 10.
3.  УСф = (± УСр) + (± БУ) = (—5°) + (+ 10°) = + 5°.
Полет на радиопеленгатор с выходом на ЛЗП применяется при значительном уклонении самолета от ЛЗП, а также в случаях, когда необходимо строго следовать по ЛЗП. Порядок выполнения полета следующий (рис. 15.6):
1.  Пройти ИПМ (ППМ) с МКР или МК = ЗМПУ.
2.  Через 5 — 15 мин полета запросить у диспетчера ОП (ЩДМ), сравнить его с ЗМПУ, определить сторону уклонения, величину дополнительной поправки и бокового уклонения:
ДП = ЗМПУ—ОП;      БУ = Sост/Sпр ·ДП.
3.  Задаться углом выхода    (Увых берется в пределах 20—90°), рассчитать МК   выхода  и вывести   самолет на ЛЗП.
(МКвых = ЗМПУ±Увых),

Полет на радиопеленгатор с выходом на ЛЗП

Рис.  15.6. Полет на радиопеленгатор с выходом на ЛЗП

4.  Следуя с МКвых, чаще запрашивать ОП и определить мо­мент выхода на ЛЗП по ОПвых=ЗМПУ.
5.  После выхода на ЛЗП установить самолет на МК следова­ния МКсл=МКр— (±БУ) или МКсл = ЗМПУ — (±УСФ).
6.  В дальнейшем контроль пути по направлению осуществлять периодическим запросом ОП и сравнением их с ЗМПУ  (ОПсл = ЗМПУ).
Пример. ЗМПУ=86°; МКР = 90°;  Sпр = 60  км; ОП = 80°;  Sост = 120  км; Увых = 30°. Определить данные для выхода и следования по ЛЗП. Решение. 1. ДП = ЗМПУ — ОП=86°— 80°= +6°.
2.  Определяем БУ и УСф.
БУ = Sост/Sпр ·ДП = 120/60·6 = + 12°.
УСф = (± УСр) + (± БУ) = (— 4°) + (+ 12°) = + 8°.
3.  Находим МКвых и ОПвых:
МКвых = ЗМПУ ± Увых = 86° — 30° = 56°.
ОПвых = ЗМПУ = 86°.
4.  Рассчитываем МКсл и ОПсл
МКсл =МКР —(±БУ) = 90° —( + 12°) = 78°.
МКсл = ЗМПУ — (+ УСф) = 86° — (+ 8°) = 78°.
ОПсл = ЗМПУ = 86°.

Полет на радиопеленгатор с выходом в КПМ (ППМ) применя­ется, когда мало уклонение самолета от ЛЗП или оставшееся рас­стояние до КПМ (ППМ). Порядок выполнения полета следующий (рис. 15.7):
1.  Пройти ИПМ (ППМ) с МКР или с МК = ЗМПУ.
2.  Через 5—15 мин   полета   запросить   ОП1   сравнить   его с ЗМПУ и определить сторону уклонения и величину дополнительной поправки ДП = ЗМПУ—ОП1
3.  По пройденному и оставшемуся расстоянию  (времени) по­лета определить БУ и рассчитать ПК:
БУ = Sост/Sпр ·ДП;   ПК = БУ + ДП
Полет на радиопеленгатор с выходом в КПМ

Рис. 15.7. Полет на радиопеленгатор с выходом в КПМ (ППМ)

4.  Определить курс следования в КПМ (ППМ)   и установить на него самолет: МКкпм =МКР— (±ПК).
5.  В дальнейшем контроль пути по направлению осуществлять периодическим запросом обратных пеленгов и сравнением их с пер­вым пеленгом: ОПсл = ОП1.
Пример. ЗМПУ = 86°;  МКР = 80°; Sпр=100 км;  ОП1 = 80°;  Sост = 68 км. Определить данные для полета в КПМ (ППМ).
Решение. 1. ДП = ЗМПУ— ОП1 = 86° — 80°= +6°.
2.  Определяем БУ и ПК:
БУ = Sост/Sпр ·ДП = 68/100·6 = + 4°.
ПК = БУ + ДП = (+ 4°) + (+ 6°) = + 10°.
3.  Рассчитываем МКкпм и находим ОПсл:
МКкпм=МКР — (± ПК) = 80° — (+ 10°) = 70°.
ОПсл = ОП1 = 80°.

Полет на радиопеленгатор с любого направления подбором курса следования применяется при выходе на радиопеленгатор по­сле обхода зон грозовой деятельности, при восстановлении поте­рянной ориентировки, когда отсутствуют данные о ветре. Порядок выполнения полета следующий (рис. 15.8):
 
Полет на радиопеленгатор с любого направления подбором курса следования
Рис.  15.8. Полет на радиопеленгатор    с   любого направления    подбором курса следования

1.  Установить связь с диспетчером,    запросить   обратный пе­ленг, установить самолет на MK1—ОП1 заметить курс и продол­жать полет с этим курсом.
2.  Через 3—5 мин полета запросить ОП2, сравнить его с ОП1 и определить сторону сноса самолета.
Если ОП2 = ОП1 или отличается от него на 1—2°, то считается, что курс на радиопеленгатор подобран и MK1 можно принять за МКсл; если ОП2 > ОП1, то самолет сносится влево, если ОП2 < ОП1, то самолет сносится вправо.
3.  При изменении пеленга более чем на 2° установить самолет на курс следования с учетом предполагаемого сноса. МК2=ОП2 — (±5°).
Обычно первую поправку на снос берут равной 5, вторую 8 и третью 10°.
4.  Через 3—5 мин запросить ОП3, сравнить его с ОП2 и прове­рить правильность взятого упреждения на снос. Если пеленг изме­няется в прежнюю сторону, то поправку на снос необходимо уве­личить, т. е. МК3 = ОП3 — (±8°).
Обычно после двух-трех доворотов самолета на предполагае­мый угол сноса практически подбирается курс следования для полета на радиопеленгатор. Курс считается подобранным, если каждый последующий пеленг равен предыдущему или отличается от него на 1—2°.
Если обратные пеленги начинают изменяться в другую сторо­ну, то это значит, что упреждение на снос было взято слишком большое. В этом случае необходимо установить самолет на МК средний между последними двумя МК.
При подборе курса необходимо помнить следующее: если полу­чаемые пеленги увеличиваются, то курсы должны увеличиваться, а если пеленги уменьшаются, то и курсы должны уменьшаться.
Пример. ОП1=100°;   ОП2 = 96°; ОП3=93°;  ОП4=94°.   Подобрать курс  сле­дования для активного полета на радиопеленгатор.
Решение. 1. MK1— ОП1=1000.
2.  Определяем сторону сноса и МК2. Так как ОП2<ОП1 то снос самолета правый; МК2=ОП2— (+5°) =96°— (+5°) =91°.
3.  Находим МК3 и МКсл:
МК3=ОП3 — (+8°)=93°— (+8°) =85°.
МКсл=85°.
А. Определение момента пролета радиопеленгатора или его траверза
Полет самолета на радиопеленгатор пассивным или активным способом заканчивается определением момента пролета самолета над радиопеленгатором. Контроль за приближением к радиопелен­гатору осуществляется:
по расчетному времени прибытия на радиопеленгатор;
по резкому изменению обратных пеленгов.
Момент пролета радиопеленгатора определяется:
 
Полет на радиопеленгатор с любого направления подбором курса следования

1.  По изменению   обратного   пеленга    (ЩДМ)    на величину, близкую к 180° (рис. 15.9).
2.  По команде «Пролет», передаваемой с земли.
Обычно самолет пролетает не точно над радиопеленгатором, а несколько в стороне от него, справа или слева. В этом случае мо­мент пролета радиопеленгатора определяется по пролету его тра­верза. Величина обратного пеленга в момент пролета траверза (рис. 15.9) равна ФМПУ +90°, когда радиопеленгатор справа, ФМПУ +270°, когда радиопеленгатор слева, или иначе, ОПтр= ФМПУ±90°.
Сторону нахождения радиопеленгатора по отношению самоле­та определяют по изменению получаемых обратных пеленгов (ЩДМ). Если обратные пеленги (ЩДМ) увеличиваются, то это значит, что радиопеленгатор находится относительно самолета справа, если же обратные пеленги (ЩДМ) уменьшаются, радио­пеленгатор находится относительно самолета слева.
Пример. МК=65°; УС = +5°; радиопеленгатор слева. Определить обрат­ный пеленг траверза.
Решение. 1. ФМПУ=МК+(±УС) =65° + ( + 5°) =70°.
2. ОПтр = ФМПУ—90°=70°—90°+360° = 340°.