Летательные аппараты > Использование радиолокации и навигации > Использование РПСН-2 в режимах «Обзор» и «Дальний обзор»

Использование РПСН-2 в режимах «Обзор» и «Дальний обзор»


Эти режимы предназначены для обзора земной поверхности, пе­риодического определения места самолета, определения начала снижения с эшелона и для выполнения маневра захода на по­садку.
Для работы станции в режиме «Обзор» при управлении с пуль­та пилота необходимо:
1.  Проверить, чтобы все органы контроля и управления нахо­дились в исходных положениях.
2.  Переключатель «Пилот—Штурман» установить в положение «Пилот».
3.  Переключатель   «Режим   работы»   установить в   положение «Обзор».
4.  Включить АЗС с надписью «Эмблема».
5.  Переключатель  «Выключено — Станция — Высокое»  устано­вить в положение «Станция».
6.  Убедиться по стрелочному    прибору в наличии    питающих напряжений.
7.  Через 2—3 мин после включения станции убедиться в нали­чии качения рефлектора антенного блока по азимуту.
8.  Ручкой   «Яркость» отрегулировать  яркость  свечения  линии развертки.
9.  Ручной «Фокус» сфокусировать линию   развертки и изобра­жение масштабных меток.
10.  Отрегулировать яркость масштабных меток с помощью руч­ки    «Метки I»,   расположенной на   коробке   предохранителей   и регулировок,  и  ручки   «Метки», расположенной на   пульте штур­манна.
11.  Через 5 мин после включения станции переключатель «Вы­ключено — Станция — Высокое»  установить  в  положение «Высо­кое» и закончить проверку работоспособности станции.
Для работы станции в режиме «Обзор» при управлении с пульта штурмана необходимо:
1.  Переключатель   «Пилот-Штурман» установить в положение «Штурман».
2.  Переключатель «Режим   работы»   установить   в   положение «Обзор».
3.  Переключатель «Канал I—Канал II» поставить в положе­ние «Канал I».
Остальные действия выполняются так же, как и при работе с пульта пилота.При работе станции в режиме «Обзор» загораются сигнальные лампочки «Обзор», которые предупреждают о работе станции в режиме, не обеспечивающем предупреждение столкновений со встречными самолетами и горными вершинами.
4.  Добиться  четкого  и  контрастного изображения  на  экране пролетаемой местности и ориентиров, для чего, независимо с ка­кого пульта ведется управление, необходимо:
а)   ручкой «РРУ» на пульте штурмана отрегулировать необходимое усиление по видеоканалу и добиться наиболее четкой световой картины;
б)   ручкой    «Наклон антенны» подоб­рать такой наклон антенны, при котором радиолокационные отражения на экранах индикаторов станут  хорошо различимы­ми, т. е. добиться наиболее качественного изображения;
в)   ручкой «Дифференцирование»   по­добрать такое ее положение, при котором изображение интересующего    ориентира станет наиболее четким,    т. е. добиться контрастного  изображения  (убрать сла­бые сигналы);
г)   после достижения четкого и устой­чивого изображения пролетаемой местности   произвести   опознавание   наблюдае­мых на экране ориентиров.
При работе станции в режиме «Обзор» облучение земной по­верхности производится веерным лучом (типа «косеканс квад­рат»). Для повышения дальности обзора земной поверхности и просмотра общего фона местности в станции предусмотрен режим «Дальний обзор». В этом режиме облучение земной поверхности производится веерным и узким лучами. Переключение лучей осу­ществляется автоматически в момент нахождения рефлектора ан­тенного блока в крайних положениях по азимуту.
Дальность до радиолокационных ориентиров определяется по меткам дальности. На масштабе развертки 50 км метки дальности формируются через 10 км, а на остальных масштабах — через 40 км. Дальность до ориентиров отсчитывается от точки начала развертки. В РПСН-2 предусмотрен независимый выбор масштаба развертки пилотом и штурманом. Исключением является лишь од­но положение. При управлении станцией с пульта штурмана в ре­жиме «Обзор» и установке на индикаторе штурмана масштаба развертки 50 км на индикаторе пилота автоматически тоже вклю­чается масштаб 50 км. В этом случае на пульте пилота загорает­ся сигнальная лампочка «Вкл. 50 км».
Для повышения разрешающей способности станции по дально­сти в режиме «Обзор» при развертке 50 км автоматически уста­навливается уменьшенная вдвое длительность излучаемого им­пульса при повышении вдвое частоты посылок. Обычно импульсы следуют с частотой 500 гц при длительности 2 мксек, а в режиме «Обзор» при управлении от пульта штурмана на масштабе раз­вертки 50 км частота повторения импульсов становится равной 1000 гц при длительности 1 мксек. Метки дальности позволяют определить наклонную дальность (НД) до наблюдаемых на экране ориентиров.
Наклонной дальностью ориентира называется расстоя­ние по наклонной линии от самолета до ориентира (рис. 17.1). Для определения НД необходимо отсчитать количество меток на экра­не до наблюдаемого ориентира и умножить на расстояние между ними. Если ориентир находится между метками, то наклонная дальность до него определяется путем интерполяции. Когда наклонная дальность до ориентира более пяти высот по­лета, то ее практически принимают за горизонтальную дальность (ГД). Если наклонная дальность менее пяти высот, то ее при не­обходимости перерасчитывают в горизонтальную дальность по формуле
ГД = НДsin(90°—α).
Эта формула решается на НЛ-10М (рис. 17.2).
Пример.   НД=20 км; Н=9000 м. Определить ГД. Решение.
α = 27°; 90° — α = 63°; ГД = 18 км.
 
Использование РПСН-2
 
Направления на радиолокационные ориентиры, наблюдаемые на экране, определяются по шкале курсовых углов. Шкалы индикаторов оцифрованы от 0 до 90° и от 270 до 0°. Они обеспечивают отсчет курсовых углов в передней полусфере. На индикаторе штурмана шкала оцифрована через 10°, а на ин­дикаторе пилота — через 20°. Цена делений соответственно равна 5 и 10°. Шкалы обоих индикаторов имеют подсвет. Яркость под­света шкалы индикатора пилота регулируется ручкой «Подсвет шкалы пилота», вынесенной на приборную доску пилота, а шкалы индикатора штурмана — ручкой «Подсвет шкалы», расположенной на пульте штурмана. Яркость подсвета шкал индикаторов подби­рается наиболее удобной для данных условий освещения.
Место самолета с помощью РПСН-2 определяется в режиме «Обзор» или «Дальний обзор» одним из следующих способов:
1.  По пролету характерного радиолокационного ориентира.
2.  По пеленгу и дальности радиолокационного ориентира.
3.  По пеленгам двух радиолокационных ориентиров.
4.  По дальностям до двух радиолокационных ориентиров. Для определения  места самолета необходимо предварительно произвести счисление пути по курсу, скорости и времени полета и от полученной точки ориентировочно определить курсовые углы и расстояния до радиолокационных ориентиров. Затем сопоста­вить изображение местности на карте с ее изображением на эк­ране индикатора. Используя ориентировочные курсовые углы и дальность и принимая во внимание контуры, размеры ориентиров и их расположение, опознать наблюдаемые на экране ориентиры. После опознавания ориентиров определить место самолета одним из вышеуказанных способов.
Определение места самолета по пролету харак­терного радиолокационного ориентира применяется, когда впереди на ЛЗП на небольшом удалении от самолета имеет­ся характерный радиолокационный ориентир.
На экране РПСН-2 наблюдать ориентиры, расположенные по вертикали, нельзя из-за отсутствия задержки запуска развертки. Поэтому контроль за приближением самолета к ориентиру произ­водят по экрану индикатора, а момент пролета ориентира опреде­ляют по времени.
Для определения места самолета указанным способом необхо­димо:
1.  Опознать на экране выбранный для определения места само­лета ориентир.
2.  При подходе к ориентиру переключатель «Масштаб разверт­ки» поставить в положение 50 км, чтобы получить на экране более детальное изображение пролетаемой местности.
3.  В момент прихода опознанного ориентира на дальность 20 — 30 км пустить секундомер и рассчитать по путевой скорости вре­мя полета до ориентира. По истечении расчетного времени отме­тить пролет самолета над радиолокационным ориентиром.
Определение места самолета по пеленгу и даль­ности радиолокационного ориентира является наибо­лее распространенным способом, так как чаще всего на экране ин­дикатора наблюдается лишь один опознанный радиолокационный ориентир, расположенный, как правило, в стороне от ЛЗП. Кроме того, этот способ позволяет наиболее просто и быстро определить место самолета.
Для определения  места самолета в этом  случае необходимо:
1.  Опознать ориентир на экране индикатора.
2.  Определить дальность и курсовой угол опознанного ориен­тира и одновременно снять отсчет МК и заметить время.
3.  Рассчитать ИПС по формуле
ИПС = МК + (± Δм) + КУО ± 180°.
При пеленгах, примерно равных 90 или 270°, когда расстояние до ориентира более 150—200 км. ИПС необходимо рассчитывать с учетом поправки на угол схождения меридианов.
4.  Проложить на карте от опознанного ориентира ИПС и на линии   пеленга  отложить горизонтальную   дальность   (рис. 17.3).
Использование РПСН-2
 
Полученная точка на карте будет местом самолета в момент пе­ленгования ориентира.
Точность определения места самолета этим способом составля­ет 1—3 км.
Определение места самолета по пеленгам двух радиолокационных ориентиров применяется, когда на экране индикатора нет меток дальности. Порядок определения места самолета при этом следующий:
1.  Выбрать на экране два опознанных ориентира, расположен­ных так, чтобы угол между направлениями на них был в пределах 60—90°.
2.  Определить   курсовые   углы   выбранных  ориентиров,   снять отсчет МК. и заметить время.
3.  Рассчитать  истинные пеленги  самолета  и  отложить  их на карте от опознанных ориентиров (рис. 17.4).
4.  Точка пересечения пеленгов даст место самолета к момен­ту отсчета курсовых углов.
Определение места самолета по дальностям до двух радиолокационных ориентиров можно приме­нить, когда на экране радиолокатора имеется два опознанных ори­ентира. Обычно этот способ используют только в случаях, если экипаж не уверен в правильности показаний курсовых приборов и не может воспользоваться более простым способом определения места самолета.
Порядок определения места самолета при этом способе сле­дующий:
1.  Выбрать на экране два опознанных ориентира.
2.  Определить наклонные дальности до этих ориентиров и за­метить время.
3.  При необходимости наклонные дальности перевести в гори­зонтальные.
4.  Отложить на карте от опознанных ориентиров горизонталь­ные дальности в виде дуг окружностей (рис. 17.5).
Точка пересечения дальностей даст место самолета к моменту отсчета дальностей.
Контроль пути по направлению и дальности с помощью РПСН-2 по боковым радиолокационным ориентирам. Для контроля пути по направлению и дальности с помощью РПСН-2 необходимо:
Использование РПСН-2

 
1.  До полета  наметить по маршруту боковые характерные радиолокационные
" ориентиры, которые могут быть исполь­зованы для контроля пути.
2.  Провести   от   выбранных  ориенти­ров к ЛЗП линии траверзов, измерить и  записать на карте расстояния по линии траверзов (рис. 17.6).
3.  В   полете, когда   необходимо   проконтролировать   путь,   от­считать на экране индикатора КУО и НД до намеченного ориен­тира.
4.  Определить угол β как разность КУО — (±УСР).
5.  Рассчитать на НЛ-10М положение самолета по дальности и по направлению (рис. 17-7).
6.  Определить линейное боковое уклонение но формуле
ЛБУ = Sтр — Sл. тр или ЛБУ = Sл. тр — Sтр.
Первой формулой пользуются, когда радиолокационный ориентир находится справа, а второй, когда ориентир слева.
 
Использование РПСН-2
 
Пример. ЗМПУ = 90°; Sтр = 30 км; МКр = 80°; T = 10 ч 40 мин; КУО = 40°; НД = 70 км. Определи,: Sл. тр., SЛЗП и ЛБУ.
Решение. 1. β = КУО — (± УСР) = 40° — ( + 10°) =30°.
2.   Определяем  на   НЛ-10М Sл. тр   и SЛЗП . Получаем: Sл. тр =35 км; SЛЗП = 60 км.
3.  ЛБУ = Sтр — Sл. тр = 30 — 35 = — 5 км.