Летательные аппараты > Использование радиолокации и навигации > Особенности использования самолетной радиолокационной станции РПСН-3

Особенности использования самолетной радиолокационной станции РПСН-3


Радиолокационная станция РПСН-3 выпускается в нескольких вариантах. Комплектность станции зависит от типа самолета. На самолете Ан-24 для работы с РПСН-3 установлены: пульт управ­ления, пульт контроля и один индикатор. Станция имеет семь режимов работы: «Снос», «Обзор», «Дальний обзор», «Горы — Грозы», «Изо—Эхо», «Самолеты» и «Маяк». Режим «Маяк» на всех вариантах станции не используется.
РПСН-3 отличается от РПСН-2 следующими особенностями:
1.   Станция обладает лучшими техническими данными. Даль­ность  обнаружения   крупных   городов с  высоты 8000—10000  м достигает 250 км (РПСН-2 до 180 км), гроз средней интенсивно­сти — не менее 250 км, горных вершин высотой 2800—6000 м при полете над ними с превышением 500—900 м — не менее  180— 280 км.
2.  Имеется пять масштабов развертки: 15, 30, 50, 150 и 300 км. На масштабах 15, 30 и 50 км метки дальности формируются че­рез 10 км, а на масштабах 150 и 300 км — через 40 км. Масшта­бы 15 и 30 км используются при полетах в районе аэродрома.
3.   С  целью  повышения  качества радиолокационного  изобра­жения при работе на масштабах 15, 30 и 50 км в режиме «Обзор» автоматически  включается   схема  временной  автоматической ре­гулировки усиления (ВАРУ).
4.  Для повышения разрешающей способности станции по даль­ности в режиме «Обзор» на масштабах 15 и 30 км автоматиче­ски  устанавливается  уменьшенная  вдвое  длительность излучае­мого импульса при повышении вдвое частоты посылок.
5.    В станции применено раздельное усиление слабых и силь­ных сигналов,  что  позволяет  получать  на  экране  трехтоновую картину изображения. От водной поверхности получается темный тон, от земной поверхности — светлый и от характерных ориен­тиров   —   яркий.   Регулировка   качества   изображения  произво­дится ручками «Фон» и «Выделение». Эти ручки позволяют вы­делять характерные радиолокационные ориентиры,  а также сиг­налы, отраженные от водной поверхности.
6.   Для улучшения линейности развертки в случае эксплуата­ции   станции   при   понижении   температуры   воздуха   до   —50°С имеется специальное  устройство, которое  включается   включате­лем «Линейность развертки».
7.  Угол сноса измеряется по экрану индикатора. Необходимая четкость наблюдения отражений на линии развертки регулирует­ся ручками «РРУ» и «Наклон антенны».
При   включении   режима  «Снос»   автоматически   включается масштаб развертки 50 км.
8.  Путевая  скорость определяется  в режиме «Обзор»  по  вре­мени прохождения   ориентиром   расстояния   40—80 км. Это рас­стояние определяется по меткам дальности.
9.   В  станции  применен   фиксированный уровень  подавления приходящих сигналов от грозовых зон. Включение этого уровня производится переводом станции в режим «Изо—Эхо».
10. Величина круга безопасности составляет: при высоте превышения над препятствием 600 м — 6 км; при   высоте   превышения   над препятствием 900 м — 8—10 км; при высоте превышения над препятствием 1200 м— 10—12 км.
11.   В станции  имеются резервные устройства,    обеспечиваю­щие ее работу при отказе отдельных блоков и узлов. Включение резервных устройств производится включателями: «РРЧ», «Крен», «Реверс», «Тангаж» и «Синхронизация».
Назначение переключателей резервных устройств РПСН-3. На пульте контроля РПСН-3 имеется пять переключателей. 1. Переключатель «РРЧ» используется для перехода с автоматической регулировки частоты на ручную. При отказе системы Автоподстройки промежуточной частоты (АПЧ) включают переключатель «РРЧ» и ручкой «РРЧ» добиваются вручную оптимального радиолокационного изображения. 2. Переключатель «Крен» предназначен для фиксации антенны в нулевом положении в случае выхода из строя системы гиростабилизации по крену. 3. Переключатель «Реверс» предназначен для включения резервного  реле  реверса  антенны  при отказе основного. 4. Переключатель «Тангаж» предназначен для отключения сигналов тангажа ЦГВ при неисправностях в цепях тангажа, а так же при настройке системы гиростабилизации и для просмотра пространства при наборе высоты и снижении. 5. Переключатель «Синхронизация» предназначен для вклю­чения резервной синхронизации станции при неисправностях ос­новного блока синхронизации.
При включении любого переключателя резервного устройства на лицевой  панели пульта контроля загорается красная сигналь­ная лампочка предупреждающая оператора станции о том, что в работу включено резервное устройство.