Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/cache/related_446.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/livit.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Летательные аппараты > Версия для печати > Основные сведения о РСБН-2
Летательные аппараты > Использование радиолокации и навигации > Основные сведения о РСБН-2

Основные сведения о РСБН-2


Радиотехническая система РСБН-2 является неавтономной системой самолетовождения. Она состоит из наземного и самолетного оборудования. Система работает на ультракоротких волнах, поэтому обмен сигналами между самолетом и наземным маяком возможен лишь на дальностях прямой видимости, которая в основном зависит от высоты полета (табл. 18.1) и может быть определена по формуле: Д км=3,57 √Нм.

Таблица 18.1
Дальность действия РСБН-2
 
Высота полета, м              500    1000    3000    5000    7000    9000    11 000    12 000      
Дальность действия, км    80      120      200      250      300      340         380         400     

В горной местности, а также при наличии препятствий на пути распространения ультракоротких волн дальность действия систе­мы уменьшается и зависит от угла, под которым видна антенна наземного маяка с самолета (угла места наивысшей точки пре­пятствия). Непосредственно над радиомаяком прием сигналов невозможен из-за наличия нерабочей воронки, радиус которой примерно равен высоте полета самолета.
РСБН-2 является двухкоординатной системой. В ней приме­нена полярная система координат. При работе РСБН-2 непре­рывно выдает дальность от самолета до маяка и азимут самолета относительно истинного меридиана, проходящего через радиомаяк. Такую систему называют смешанной или угломернодальномерной системой. На борту самолета точность выдаваемых коорди­нат составляет: по дальности ±200 м и по азимуту ±0,25°. На земле точность определения дальности равна ±2 км и азимута ±1°. На самолете азимут и дальность непрерывно выдаются пря-мопоказывающим прибором дальности и азимута — ППДА (рис. 18.1). На земле отсчет азимута и дальности производится по ин­дикатору кругового обзора, на котором наблюдаются все самоле­ты, работающие с наземным маяком системы. Установление при­надлежности отметок конкретным самолетам на ИКО производит­ся после дачи указания экипажу через ультракоротковолновую радиостанцию о необходимости выделения на индикаторе интере­сующего самолета. Получив такое указание, пилот нажимает кнопку «Опознавание», расположенную на приборной доске, и на­зывает свой позывной. При нажатии на самолете кнопки «Опо­знавание» ответные сигналы на ИКО повторяются дважды, вслед­ствие чего отметка самолета на индикаторе раздваивается. Такая индикация ответных сигналов позволяет производить опознава­ние самолетов. Для связи с самолетами в составе наземного обо­рудования имеется связная ультракоротковолновая радиостанция.
 
Радиотехническая система РСБН-2
 
Важным достоинством системы является большая пропускная способность и высокая точность выдаваемых координат места са­молета. Система может одновременно обслуживать 100 самоле­тов. Пропускная способность ограничивается каналом радиодаль­номера. Канал азимута может обслуживать неограниченное ко­личество самолетов одновременно, так как самолеты имеют только приемный азимутальный канал и не мешают друг другу.
РСБН-2 имеет следующие режимы работы: «Азимут», «Орби­та», «СРП» и «Посадка». Выбор режима определяется выполняе­мой задачей. Пилотирование самолета во всех режимах осуществ­ляется по комбинированному пилотажному прибору — КППМ (рис. 18.2). Этот прибор имеет две пересекающиеся под прямым углом стрелки. При выполнении захода на посадку КППМ явля­ется нуль-индикатором курса и глиссады, а его вертикальная стрелка, кроме этого, является нуль-индикатором в маршрутном полете.
Кроме двух пересекающихся под прямым углом стрелок, КППМ имеет третью стрелку — стрелку курса. В зависимости от типа КППМ она подключается к магнитному или гироскопи­ческому датчику. Каждый тип КППМ соединяется только с опре­деленными датчиками. Так, КППМ соединяется с ГИК-1 или с ДГМК-7; КППМ-1 и КППМ-С1 — с АП-15; КППМ-2 и КППМ-С — с курсовой системой. Способ подключения приборов КППМ к дат­чикам курса решается для каждого типа самолета в отдельности в зависимости от его оборудования.
КППМ используется не только совместно с системой РСБН-2, но и совместно с оборудованием посадочных систем СП-50 и «Курс-МП-1». Для подключения прибора КППМ к системе РСБН-2 или посадочным системам СП-50 и «Курс-МП-1» имеется специаль­ный переключатель. При необходимости он может быть установ­лен в одно из следующих положений: «Свод», «СП-50» или «Курс-М».
РСБН-2 имеет 40 рабочих каналов. Каждый канал стабилизи­рован кварцем, что исключает взаимные помехи и обеспечивает возможность беспоискового приема ответных сигналов наземного маяка.
Для более полной реализации возможностей системы необхо­димо знать методы ее использования и уметь грамотно применять во всех режимах работы. Только при этих условиях РСБН-2 мо­жет обеспечить с большой точностью решение многих задач само­летовождения.