Летательные аппараты > Воздушные змеи > Пилотажный змей «Акробат»
Пилотажный змей «Акробат» |
Пилотажный змей «Акробат» (рис. 10) сконструировал москвич А. Милорадов. Основа змея — дельтавидное крыло. От классического крыла Рогалло «Акробат» отличается удлиненной центральной рейкой. Это сделано для повышения продольной устойчивости. Угол между боковыми рейками-лонжеронами составляет 156° и является оптимальным. Поперечную устойчивость обеспечивают приподнятые относительно центральной рейки концы боковых лонжеронов.
Своеобразным стабилизатором является хвост змея, длина которого составляет 6 м. Если ленту, предназначенную служить в качестве хвоста, сделать короче, аппарат потеряет продольную устойчивость, длиннее — существенно ухудшится управляемость. ![]() Рис. 10. Пилотажный змей «Акробат»:
1 —- носовая сппца; 2 — фиксатор; 3 — крючок фпксатора; 4 — трубка шарппра; 5 — ухо шарпнра; 6 — центральная пружппа; 7 —стакан; 8 —парус; 9 — боковая рейка-лонжерон; 10 — центральная Рейка-лонжерон; 11— баланспровочпыя груз; 12 — хвостовая свнца; 13 — карабпн; 14 — фигурный кронштейн; 15 — хвостовая лента Управляется змей двумя ле-ерами длиной по 70 м. Использовать более длинные нет смысла, так как это повлечет запаз-дывание команд и неточность их передачи.
Работу над пилотажным зме-ем начинают с изготовления металлических деталей. Прежде всего сгибают пружинный шар-нир. Для него потребуется проволока ОВС диаметром 3 мм. Из проволоки той же марки диаметром 2 мм делают две оси шарниров, а диаметром 1 мм — два крючка фиксатора, носовую и хвостовую спицы, а также хвостовой карабин. Для укрепления боковых реек-лонжеронов потребуются четыре жестяные трубки с внутренним диаметром 3,5 мм; две из них запаивают с одной стороны, а к двум другим припаивают крючки фиксаторов и ушки шарнира из жести толщиной 0,6 мм. Рейки-лонжероны — из сухой мелкослойной ели. После предварительной обработки их тща-тельно вышкуривают и покры-вают эмалитом. Следует отметить, что лонжероны имеют минимальные поперечные размеры и работают на пределе прочности, поэтому не следует уменьшать их сечения. Сборку каркаса начинают с установки на центральном лонжероне носовой спицы и пружины, а затем хвостовой спицы и карабина. Узлы крепления фиксируют нитками с клеем. Тем же способом закрепляют на боковых лонжеронах жестяные «стаканчики». Далее в прорези на корневых частях боковых реек-лонжеронов необходимо вставить оси и посадить на них шарниры, после чего лонжероны надевают на «усы» центральной пружины и притягивают, как показано на рисунках, резиновой нитью. Оболочку крыла (парус) склеивают из лавсановой пленки с помощью липкой ленты-скойча. Такой парус обладает лишь одним недостатком — невысоким, особенно в морозную погоду, полетным ресурсом — не более 50 ч. В последних вариантах «Акробата» использовался парус из ткани типа «болонья», имеющей большую прочность и долговечность. Но эта ткань гигроскопична, и поэтому в дождливую погоду аппарат тяжелеет и летает «неохотно». После полетов парус из болоньи обязательно просушивают. Для первых пилотажных змеев лучше воспользоваться тонким полиэтиленом. Закрепив парус на каркасе, змей запускают как планер; правильно отрегулированный, он должен пролетать не меньше 20 м. Если «планер» пикирует, на его хвостовой части закрепляют грузик — небольшую полоску свинца. Для уздечки потребуется капроновая нить или леска длиной 4—5 м. Ее концы привязывают к боковым лонжеронам, а середину — к центральному. Змей приподнимают за два образовавшихся кольца и подвешивают так, чтобы носовая спица касалась пола, а хвостовая была приподнята на 50— 80 мм. В точках подвески следует завязать по петле — к ним крепят леера управления. Хвост — капроновая лента шириной 70 мм и длиной 6 м Для его фиксации к хвоствому карабину необходимо согнуть фигурный кронштейн из алюминиевой проволоки диаметром 2 мм. Прочные кронштейны делать нежелательно — при зацепах алюминиевый сгибается и змей теряет лишь хвост, но не ломается. Леера изготовляют из капроновой лески. Основное требование к ним — прочность: каждый должен выдерживать на разрыв не менее 5 кгс. Леера крепят к уздечке карабинами, свободные их концы соединяют перемычкой длиной 1,6 м, нк которую насаживают ручки управления — отрезки дюралюминиевых труб диаметром 12—15 мм и длиной 70—80 мм. При первых запусках не забывайте, что «Акробат» чутко реагирует буквально на каждое движение ручек. Осваивать управление змеем и овладевать первыми фигурами пилотажа лучше всего при скорости ветра 5—10 м/с. Для этого леера растягивают на земле по ветру, подсоединяют их к уздечке, а затем к центральному лонжерону крепят хвост. Помощник приподнимает аппарат до уровня плеч и удерживает его за центральную пружину. Пилот перебрасывает перемычку за спину и взявшись за ручки управления натягивает нити и подает команду на старт. Помощник выпускает змей легким толчком вверх. Подниматься в небо он должен плавно, постепенно набирая скорость. На отклонения его от курса, даже самые незначительные, необходимо реагировать быстрыми, но нерезкими движениями ручек управления. После набора высоты устанавливают «Акробат» строго по ветру и обращают внимание на расположение ручек. Если они находятся не на одном уровне, то змей сажают и укорачивают один из лееров. Управлять пилотажным змеем не слишком сложно. Если потянуть, например, за правый леер, «Акробат» начнет поворачивать вправо, но стоит вновь выровнять ручки управления, как он полетит прямо в том направлении, которое ему задали. Петли выполняют также натяжением одного из лееров. Начав делать петлю, не выравнивают ручки до тех пор, пока змей не выйдет из пикирования и не начнет подниматься. Сделав несколько петель в одну сторону, разворачивают его и делают столько же в другую сторону, чтобы тем самым размотать леера. Старайтесь, чтобы петли были «круглыми», и отработайте их выполнение до автоматизма. Попробуйте в определенные фазы разворотов включать прямолинейный полет, это сделает петли «квадратными», «треугольными» или даже «шестигранными». |