» Пеленг и курсовой угол ориентира Магнитным пеленгом ориентира МПО называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением на ориентир: трубу, мачту, радиостанцию и т. д. (рис. 3.8). МПО отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до направления на ориентир по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
» Расчет времени и места набора высоты заданного эшелона Набор высоты заданного эшелона, как правило, выполняется по трассе полета. Поэтому штурман должен знать, в какое время будет набрана заданная высота полета. Время набора высоты рассчитывается по высотенабора и вертикальной скорости набора. Вертикальной скоростью набора VB называется вертикальная составляющая скорости воздушного судна.
Рис. 5.5. Определение времени и места набора высоты ...
» Пилотажная модель «Акробат»
Пилотажная модель «Акробат» (рис. 35), разработанная московскими авиамоделистами, обладает хорошей управ^ ляемостью и высокой устойчивостью при выполнении фи» гур пилотажного комплекса. Крыло с большим удлинением заметно уменьшает потери скорости на отдельных участках фигур высшего пилотажа. Фюзеляж — непривычной для современных «пилотажек» конструкции — с чрезвычайно корот ...
» Постройка шара-монгольфьера Изготовление тепловых воздушных шаров (монгольфьеров)— увлекательное занятие в пионерском лагере. А запуски бумажных аэростатов украсят любой праздник или игру «Зарница». Работа над воздушным шаром посильна ребятам 9—10 лет, материал для его постройки — папиросная бумага. Еще понадобятся клей,нитки, карандаш, линейка и ножницы. Постройка шара-монгольфьера. Работу начинают с ...
» Модель конструкции Г. Безрука Модель конструкции Г. Безрука (рис. 37). С этой моделью ее создатель успешно выступал на соревнованиях по воздушному бою во Всероссийском пионерском лагере «Орленок». Простота в изготовлении, неплохая скорость и маневренность — вот главные качества модели.
» Таблица крейсерских режимов горизонтального полета самолета Ан-24 и пользование таблицей В целях достижения экономичности полеты по трассам необходимо выполнять на наивыгоднейших режимах. Данные о крейсерских режимах горизонтального полета для самолета Ан-24 для основных полетных весов приведены в табл. 24.1. Эта таблица предназначена для определения наивыгоднейшей скорости полета и часового расхода топлива. Ниже дается характеристика установленных крейсерских режимов полета для с ...
» Курсы самолета Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета. Курс отсчитывается в горизонтальной плоскости от северного направления меридиана до продольной оси самолета по ходу часовой стрелки от 0 до 360° (рис. 3. 4). Он показывает, куда направлена продольная ось самолета относительно меридиана. Курс самолета может бы ...
» Предполетная штурманская подготовка Предполетная штурманская подготовка организуется и проводится командиром корабля перед каждым полетом с учетом конкретной навигационной обстановки и метеорологических условий, складывающихся непосредственно перед вылетом. В этот период каждый член экипажа выполняет по своей специальности перечень обязательных действий в соответствии с Инструкцией по организации и технологии предполетной подгот ...
» Простейший вертолет — «муха» В практике авиамоделизма наибольшее распространение получили вертолеты одновинтовой схемы. Простейшая модель вертолетов лишь по принципу полета напоминает прототип, будет вернее ее назвать «летающим винтом». А среди авиамоделистов за таким винтом укрепилось название «муха». Простейший вертолет — «муха» (рис. 51) состоит из двух деталей — воздушного винта и стержня.
» Методика проведения занятий В пионерском лагере из-за непродолжительной работы кружка важное значение приобретает организация и содержание каждого занятия. Вопросы методики проведения занятий, их организационная четкость во многом определяются опытом руководителя. Большую часть руководителей кружков в пионерских лагерях составляют энтузиасты технического творчества, слабым местом которых является недостаточное знани ...
» Особенности самолетовождения при полетах в особых условиях - Особенности самолетовождения над горн ... К полетам в особых условиях относятся полеты над горной местностью, в зоне грозовой деятельности, над полярными районами Северного и Южного полушарий, пустынной и малоориентирной местностями, большими водными пространствами, на малых высотах и ночью. Самолетовождение в особых условиях навигационной обстановки выполняется по общим правилам с учетом некоторых особенностей, знание которых являетс ...
» Скорость полета - Воздушная и путевая скорости Знание скорости полета необходимо как для пилотирования самолета, так и для целей самолетовождения. Полет самолета на скорости ниже минимальной приводит к потере устойчивости и управляемости. Увеличение скорости сверх допустимой связано с опасностью разрушения самолета. Для целей самолетовождения знание скорости полета необходимо для выполнения различных навигационных расчетов.
» Пилотажный змей «Акробат» Пилотажный змей «Акробат» (рис. 10) сконструировал москвич А. Милорадов. Основа змея — дельтавидное крыло. От классического крыла Рогалло «Акробат» отличается удлиненной центральной рейкой. Это сделано для повышения продольной устойчивости. Угол между боковыми рейками-лонжеронами составляет 156° и является оптимальным. Поперечную устойчивость обеспечивают приподнятые относительно цент ...
» Способы определения угла сноса в полете В полете угол сноса может быть определен одним из следующих способов: 1) по известному ветру (на НЛ-10М, НРК-2, ветрочете и подсчетом в уме); 2) по отметкам места самолета на карте; 3) по радиопеленгам при полете от РНТ или на РНТ; 4) с помощью доплеровского измерителя; 5) при помощи бортового визира или самолетного радиолокатора; 6) глазомерно (по видимому бегу визирных точек).
» Поляра автожира Для выполнения аэродинамического расчета автожира необходимо вычислить поляру всего автожира. Почти все существующие автожиры помимо основной несущей поверхности - ротора - имеют еще небольшое неподвижное крыло, расположенное под ротором. Поэтому прежде всего в нашу задачу должно войти определение поляры комбинированной несущей поверхности, состоящей из ротора и крыла; очевидно, что, имея такую по ...
» Карты, применяемые в авиации - Назначение карт В авиации карты используются как при подготовке к полету, так и в процессе полета. При подготовке к полету карта необходима в целях: 1) прокладки и изучения маршрута полёта; 2) измерения путевых углов и расстояний между пунктами маршрута; 3) определения географических координат пунктов; 4) нанесения точек расположения радиотехнических средств, обеспечивающих полет; 5) получения ...
» Предотвращение случаев попаданий самолетов в районы с опасными для полетов метеоявлениями
Для предотвращения случаев попадания в районы с опасными для полетов метеоявлениями необходимо: 1) перед полетом тщательно изучить метеообстановку по трассе и прилегающим к ней районам; 2) наметить порядок обхода опасных условий погоды; 3) наблюдать в полете за изменением погоды, особенно за развитием явлений, опасных для полетов; 4) периодически получать по радио сведения о сос ...
» Основные системы и агрегаты самолета Все современные самолеты сходны по устройству, имеют одни и те же основные системы и агрегаты. Крыло — главная часть самолета — создает подъемную силу, удерживающую его в воздухе. У разных самолетов крылья отличаются размерами, формой и числом. Самолет с одним крылом называют монопланом, а имеющий два крыла (одно над другим) — бипланом. Конструкция крыла зависит от типа с ...
» Выход на конечный пункт маршрута Выход на КПМ должен быть выполнен точно по месту и времени. Это исключает необходимость выполнения маневра для поиска аэродрома посадки и обеспечивает безопасность самолетовождения. Выход на КПМ осуществляется: 1) визуально или по бортовому радиолокатору; 2) по компасу и расчетному времени; 3) при помощи радионавигационных, радиолокационных и светотехнических средств, расположенных в пункте н ...
» Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора Вывод самолета на запасный аэродром с помощью наземного радиолокатора применяется в следующих случаях: 1) при потере ориентировки экипажем самолета; 2) при отказе радиокомпаса и невозможности использовать другие средства самолетовождения; 3) при полете в пункт, в котором не имеется радионавигационной точки.
» Змей-дельтаплан Змей-дельтаплан (рис. 2), разработанный французскими моделистами,конструктивно состоит из крыла и киля, обтяжка которых выкроена из тонкой синтетической ткани. Приступая к изготовлению этого змея, ткань размером 1800X900 мм складывают пополам и закрепляют булавками. Выше диагонали на 40 мм (припуск на швы) проводят параллельную линию и режут по ней материал. Разворачивают ее и в получившемся б ...
» Несложный пилотажный змей Совсем недавно, в конце 70-х годов, древние летательные аппараты получили дальнейшее развитие — появились пилотажные змеи. Первые, не всегда удачные экспериментальные полеты помогли разработать оптимальные размеры и форму, изучить технику управления таким змеем. Как и во всех моделях среди акробатических змеев есть как простые, так и сложные конструкции. Для начала рекомендуем построи ...
» Определение момента пролета радиостанции или ее траверза Полет на радиостанцию заканчивается определением момента ее пролета. Как правило, этот момент необходимо ожидать. О приближении самолета к радиостанции можно судить по следующим признакам: а) истекает расчетное время прибытия на РНТ; б) увеличивается чувствительность радиокомпаса, что сопровождается отклонением стрелки индикатора настройки вправо.
» Сокращенные обозначения и условные знаки, принятые в самолетовождении Точки и линииМС — место самолета ИПМ — исходный пункт маршрута ППМ — поворотный пункт маршрута КО — контрольный ориентир КЭ — контрольный этап ЛЗП — линия заданного пути ЛФП — линия фактического пути АЛП — астрономическая линия положения РНТ — радионавигационная точка ОПРС — отдельная приводная радиостанция РСБ ...
» Заход на посадку по радиолокационной системе РСП Наземная радиолокационная система посадки РСП является резервным средством для захода на посадку по приборам и применяется, как правило, по запросу командира корабля, а в отдельных случаях — по требованию диспетчера. При заходе на посадку по системе РСП экипаж обязан маневрирование при подходе к аэродрому и заходе на посадку выполнять по команде диспетчера. Маневрирование осуществляется в ...
» Умножение и деление чисел при помощи НЛ-10М Умножение и деление чисел на НЛ-10М выполняется по шкалам 1 и 2 или 14 и 15. При пользовании этими шкалами значения чисел, нанесенных на них, можно увеличивать или уменьшать в любое число раз, кратное десяти. Для умножения чисел по шкалам 1 и 2 необходимо прямоугольный индекс с цифрой.10 или 100 шкалы 2 установить на множимое, а пробив множителя отсчитать по шкале 1 искомое произведение.
» Расчет истинной воздушной скорости по показанию широкой стрелки комбинированного указателя скорости На скоростных самолетах для измерения воздушной скорости устанавливается комбинированный указатель скорости КУС-1200. Его широкая стрелка показывает приборную воздушную скорость, а узкая — приближенное значение истинной воздушной скорости. Истинная скорость по показанию широкой стрелки КУС рассчитывается по формуле Vи = Vпр + ( ± Δ V) + ( ± Δ Va) +(- Δ Vсж) + ( ± Δ ...
» Расчет приборной воздушной скорости для однострелочного указателя скорости Приборная воздушная скорость рассчитывается для того, чтобы по указателю скорости выдерживать в полете, если это требуется, заданную истинную воздушную скорость. Приборная воздушная скорость рассчитывается по формуле Vпр = Vи— (± ΔVм) — (± ΔV).
» Резиномоторная модель самолета «Малютка» Резиномоторная модель самолета «Малютка» (рис. 27). Эту схематическую модель самолета сконструировал М. С. Степаненко, один из ветеранов советского авиамоделизма. Главное ее достоинство — простота изготовления. Необходимый для постройки материал: сосновые рейки, немного стальной проволоки диаметром 0,6 мм, папиросная и чертежная бумага, резиновая нить сечением 1X 1 мм длиной около ...
В конструкции многих моделей, предлагаемых в этой книге, применяют пенопласт. Поэтому логичным будет предложить некоторые практические советы по работе с ним. Пенопласт — вспененный полистирол нли полихлорвинил, обладает низкой плотностью и большими возможностями. Для изготовления авиамоделей применяют в основном пенопласт марки ПС (полистирольный), ПХВ (полихлорвиниловый) и упаковочный. Последний — очень хрупкий и использовать его без оклейки вряд ли стоит.
Устанавливая микродвигатели с передним распределением на модели воздушного боя или учебные, всегда идут на определенный риск. Дело в том, что при неудачных посадках у моторов, как правило, ломается игла жиклера или, что еще хуже, повреждается сам жиклер. Выход из этого положения весьма прост: достаточно выпилить из дюралюминиевого профиля уголок размером 25Х25 мм — элементарный предохранитель, и установить его под одну из лапок двигателя. Деталька нехитрая, и сделать ее совсем нетрудно, но она существенно продлит жизиь мотору.
Оплетка для троса (рис. 64). Много хлопот доставляет неопытным моделистам-кордови-кам проблема вывода тросов управления из крыла. Случайный их перегиб — и заедание в системе управления почти всегда грозит аварией для летательного аппарата. Один из самых просты и эффективных способов, позволяющих избежать, подобных неприятностей,— использование спиральных пружин, вклеенных в законцовку крыла и выступающих из нее на 12—20 мм. Они обеспечивают легкий ход тросов управления и предохраняют их от перегибов.
Шарнирное соединение из ниток (рис. 65). Надежность системы управления кордовой авиамодели — один из важнейших факторов успешного полета. Немаловажное значение имеет и то, как подвешены рули высоты и закрылки. Отсутствие люфтов, легкость хода, живучесть — вот основные требования к этим элементам. На спортивных и учебных моделях отлично зарекомендовали себя шарниры, изготовленные из обычных капроновых нитей диаметром около 0,15 мм.
Как известно, свой самый первый полет курсант выполняет не один, а вдвоем с инструктором на самолете с двойным управлением. Сначала управляет инструктор, а обучаемый лишь слегка придерживает ручку и запоминает необходимые для полета манипуляции. И лишь на следующем этапе инициатива переходит к ученику. Однако инструктор и тут всегда начеку — в критической ситуации он всегда может вмешаться в управление.
Самое сложное для авиамоделиста-кордовика — научиться управлять моделью ие кистью, а всей рукой, сгибая ее лишь в локтевом или даже только в плечевом суставе. Чтобы быстрее освоить этот прием, применяют ручку управления, которая фиксируется на предплечье небольшим хомутом (рис. 67).
Механизация крыла учебной модели (рис. 68). Три палки — две струны... Так моделисты в шутку говорят об учебных моделях. Те и в самом деле, как правило, цельнодеревянные: и крыло, и фюзеляж, и стабилизатор с килем — из липовых пластин. Конечно, такие аппараты просты. Это их достоинство. Но, к сожалению, их летные качества оставляют желать лучшего — высокая удельная нагрузка на крыло позволяет выполнять лишь горизонтальный полет. Можно, однако, без существенного усложнения модели резко улучшить ее пилотажные качества. Это достигается полной механизацией крыла, оснащением его отклоняемыми предкрылками и закрылками. Сделать это совсем несложно.
Основным документом, регламентирующим постройку авиационных летающих моделей, своеобразным сводом законов являются «Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР». В основе этих Правил — положения кодекса ФАИ — технические требования к моделям и правила соревнований по ним. В настоящее время в нашей стране распространены следующие категории авиационных моделей.
Модель планера — модель летательного аппарата, не обеспеченная собственной силой тяги, у которой подъемная сила образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Запускают при помощи леера не длиннее 50 м. Технические требования: площадь несущей поверхности — 32—34 дм2, минимальная масса — 410 г, максимальная удельная грузоподъемность — 50 г/дм2. Резиномоторная модель — модель летательного аппарата, снабженная эластичным двигателем, у которого подъемная сила образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности. Технические требования: площадь несущей поверхности— 17—19 дм2, минимальная масса без двигателя — 190 г, максимальная удельная грузоподъемность — 50 г/дм2, максимальная масса двигателя — 40 г.
В ракетомодельном спорте, также как и в авиамодельном, правила соревнований вырабатывает соответствующая международная федерация. Национальные федерации, принимая свой спортивный кодекс, стараются дублировать международные правила — раздел «Космические модели» кодекса ФАИ. Но каждая страна вправе внести какие-либо нововведения, уточнения, не изменяя при этом основополагающие требования, служащие безопасным запуском моделей. Общие требования к моделям ракет таковы: число работающих ступеней — не более трех, максимальный суммарный импульс двигателей — 80 Н- с, стартовая масса — не более 500 г, для моделей-копий категории S7 — не более 750 г, максимальная масса топлива в двигателях — 125 г.